Сексуальное образование детей – за или против

В российских школах будут введены уроки полового воспитания. Первый Казанский поговорил об этом с доктором педагогических наук Сергеем Гилем

8 мая Президент России Владимир Путин ратифицировал принятую конвенцию о защите детей от сексуальной эксплуатации. Страны, подписавшие этот документ, помимо прочего, обязаны ввести у себя в школах уроки «полового воспитания». Документ «Стандарты сексуального образования в Европе», рекомендованный для подготовки соответствующих программ вызвал бурные споры в российском обществе. Некоторые считают, что «сексуальное образование» будет способствовать растлению детей, другие, напротив, призывают перенять европейский опыт. Первый Казанский поговорил на эту противоречивую тему с главным экспертом программы «Перспектива», доктором педагогических наук, профессором, президентом научно-образовательного фонда «Интеллектуальный альянс» Сергеем Гилем. 

— Прежде чем начинать разговор, нужно обозначить несколько основных моментов. В России уже была попытка ввести подобного рода курс (Этика и психология семейной жизни) в конце 80-х – начале 90-х. Одной из причин неудачи внедрения курса  тогда было признано низкое качество  профподготовки педагогов,  реализовывавших курс.  Во многом попытка провалилась из-за плохой реализации.

Именно потому, сейчас следует принять во внимание две вещи: не все могут говорить о половом воспитании, как бы мы его не называли. И второе: не со всеми, и одновременно,  нужно об этом говорить. У нас многонациональная страна, разные культурные традиции – то, что подходит для одного, другого может оскорбить. Поэтому прежде, чем выносить разговор на детей, следует договориться со взрослыми. Это закон педагогики  —  все, что касается воспитания детей, должно обсуждаться  с родителями. Именно с ними и необходимо вырабатывать формулу любого «острого» курса.

Сексуальное образование детей – за или против

— А нужно ли вообще вводить в России уроки сексуального образования?

— Это образование всегда существует, по умолчанию, в традициях  — культурных или бытовых.  Дети в любом случае получают определенную информацию – или на улице, или в интернете, или от родителей. Хотим ли мы, чтобы у наших детей было самое хорошее образование? Надо полагать, да. Но, учитывая культурно-возрастные взгляды населения, нужно осторожно применять провоцирующие  термины, понимая, как вы будете реагировать на реакцию людей. Например, молодые родители, до 30 лет, могут относиться к этой теме одним образом, поколение 40-летних по-другому – у каждой из групп свое отношение.

Это все  не снимает значимости самой темы. Надо договориться со взрослыми о смыслах, которые мы хотим передать детям, о терминах и о способах обучения.

Сексуальное образование детей – за или против

 — Очень большие споры вызывает возраст, с которого нужно начинать подобное образование. В Португалии уроки сексуального образования преподаются с 5 лет, а, например, в Испании и Италии с 14. Во сколько лет нужно начинать говорить об этом с детьми?

— Я абсолютно уверен, что говорить об этой теме  нужно до периода гормонального созревания. До того, как у ребенка появляется к этой сфере жизни выраженный интерес, подогретый  собственным гормональным статусом. Где то до 10-11 лет.

Так делают в Швеции. Но надо понимать, что в Швеции есть на этот счет культурная договоренность в обществе. В России ее пока нет.  Повторюсь, важно договориться родителям, педагогам и политикам. Это непросто. Но важно.

Сексуальное образование детей – за или против

Если говорить о Швеции, и вообще о европейском опыте – в том самом документе «Стандарты сексуального образования» говорится, что существует два основных типа программ. Негативная: основанная на пропаганде воздержания и предостережения — или позитивная: направленная на личностный и сексуальный рост и развитие, которая трактует сексуальность «не как проблему или угрозу, а как источник личного удовольствия». Какой из этих типов больше подошел бы для России?

Эти две системы традиционны: любую вещь  можно представить в концепции «страшилок», либо в позитиве. Нам нужно думать, как воспитывать детей гармонично. И при этом не конфликтовать с собой.  А для этого важно искать слова —  смыслы, которые вдохновят людей, не оскорбят их, или не упростят их мир. Будут ли это слова «личностный и сексуальный рост»  или «профилактика ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем), покажет только диалог с людьми. Вот именно качество этого диалога и  определит, какой из типов более всего  подойдет для России.

— Вы упомянули о неудачной попытке преподавания полового воспитания в России. В Западной Европе существует мнение, что сексуальное образование в Восточной Европе не активно из-за возникновения (политического, культурного и религиозного) фундаментализма в разных сферах общественной жизни. Есть ли основания для таких заявлений?

— Я не принимаю таких резких формулировок. Важно нам самим себе напоминать, что у нас за плечами  раскрепощенного диалога по этим вопросам  — всего 20 лет новейшей истории. В науке и в образовании, еще не успели оформиться устойчивые научные школы, изучающие тему и разрабатывающие адекватные  программы. Как  показывает практика, и не только российская, сегодня лучшие специалисты по теме сексуального, полового образования собраны в сфере медицины и оперативной профилактики ЗППП, ВИЧ/СПИД, гепатита. Просто они ранее всех нас сталкиваются с примитивным уровнем знаний и подготовленности молодежи к своей же небезопасной и нездоровой  сексуальной жизни. Они, медики, языком этой Концепции транслируют обществам вопрос. Объявлять  войну ЗППП?  Или просто научить молодежь быть здоровой, в том числе в сексуальной жизни?

Я уверен, что два этих вопроса для большинства родителей  понятны. И в большинстве своем, мы  родители, готовы научить.  Просто наука и образование, говоря молодежным слэнгом «подтормаживают»  и не  дают нам простых ответов  на вопрос Как? И Как гармонично? Не дают предложений, которые бы убеждали.

В эту пустоту  и вливается влияние консервативных традиций и даже мифов. Не более того.

Сексуальное образование детей – за или против

— Вы сказали, что идея уроков полового воспитания не была реализована во многом из-за некомпетентности преподавателей. Кто же должен говорить детям о такой важной части жизни? И кто может это делать?

— Не нужно думать, что можно взять человека с улицы и обучить его рассказывать детям о половом воспитании. Не все могут об этом говорить: это должны быть авторитетные люди, специалисты в своих областях, способные  быть убедительными и гармоничными. Вы знаете таких много вокруг себя? 

Например, Елена Малышева у себя в программе регулярно говорит, в частности, о сексуальном воспитании. И это не вызывает раздражения в обществе – потому, что она говорит авторитетно с точки зрения науки, медицины, химии.  Языком ироничного розыгрыша.

Преподаватели должны уметь преподносить детям эту тему положительно. Таких людей нужно тщательно искать и выбирать – не обучать на скорую руку, а находить людей, которые уже способны говорить с детьми.

Сексуальное образование детей – за или против

— Если вернуться к рекомендованным «Стандартам сексуального образования» — подходит ли этот документ для России и стоит ли ориентироваться на него?

— Сам формат документа требует, чтобы его как минимум изучили профессионалы.

И ответили на вопросы, которые мы с Вами уже упомянули: о диалоге как о договоренности с взрослыми, об отборе смыслов и содержания, об отборе и об обучении только состоявшихся для темы педагогов. Если просто принять  решение механическое,  для галочки, то тема будет в очередной раз дискредитирована.  Разработка соответствующей программы для России должна вестись в России. С учетом наших культурных традиций и в результате общего кропотливого диалога.

Беседовал Николай Моловеков
Фото Марии Зверевой

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite