Шаблонность, отсутствие морали и другие проблемы татарстанских школ

В Казани прошел I республиканский форум завучей

Наталья Итрын — Казань 

В четверг состоялся I республиканский Форум заместителей директоров по учебной работе общеобразовательных школ Татарстана. Около тысячи завучей со всех районов республики встретились в одном зале для обсуждения актуальных проблем, с которыми ежедневно сталкиваются школьные педагоги.  

Форум открыл министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов: «Я знаю, в некоторых школах сам директор не очень сильный, зато у него сильные завучи. От вас многое зависит, уважаемые педагоги. Мы должны гарантировать прежде всего качество образования, независимо от того, где ребенок обучается, в городе Казани, Набережных Челнах или чисто в сельской школе. Но для этого у нас должна быть грамотная структура, гарантирующая качество» 

Министр отметил, что татарстанские учителя ежегодно занимают первые места в профессиональных конкурсах, и по результатам ЕГЭ республика опережает другие регионы, но ведомство такие результаты всё равно не устраивают. «Во многих школах всё не так гладко, как хотелось бы», — заявил Фаттахов. 
Шаблонность, отсутствие морали и другие проблемы татарстанских школ

Мониторинг, контроль, статистика

Чтобы понять проблемы школ, министерством была создана экспертная комиссия, выезжающая в районы. Основными задачами подобных визитов стали тестирования учащихся 7-8 классов, изучение состояния учебно-методической деятельности районного отдела образования и методической службы, посещение уроков, беседы с учителями и директорами, совещания с директорами школ. 

«Изучение вашей деятельности — не надзор, мы за это не наказываем, — объяснил замминистра Ильдар Мухаметов. Но среди учеников ряда районных школ значительно снизился уровень знаний, пошло на самотёк, это нас настораживает. Мы собирали видеосовещания, давали свои рекомендации, но такое ощущение, что некоторые директора просто эти рекомендации и не смотрели». 

Мониторинг, проведенный в 4-х классах татарстанских школ, показал следующие результаты:

  • по русскому языку средний процент выполнения составил 73%;
  • по математике 77%;
  • по окружающему  миру 77%;
  • метапредметные результаты — 73%. 

Также мониторинг проводился и среди учащихся 7-8 классов, где наблюдается резкий спад в уровне знаний детей. «7-8 классы — это то время, когда еще можно поработать с детьми и подтянуть их перед старшими классами», — выразил надежды Мухаметов. 
Шаблонность, отсутствие морали и другие проблемы татарстанских школ

В список «красных» районов, где уровень знаний оказался самым низким по республике, попали Бавлинский, Новошешминский, Сармановский, Спасский, Апастовский, Алькеевский, Черемшанский, Тюлячинский и Муслюмовский. Средний процент выполнения в этих районах колеблется от 25% до 64%. 

Высокими показателями отличились школы Бугульминского, Нижнекамского, Заинского районов, Набережных Челнов и Казани. 

Почему не 100%?

Исходя из статистики, ученики начальной школы не усваивают в среднем 25% учебного материала. Среди основных факторов, тормозящих получение более высоких результатов, Мухаметов отметил три основных: 

  • недостаточно эффективное управление в школе и неумение завучей формулировать четкие цели и задачи; 
  • нецелесообразное распределение нагрузки среди самих завучей, которые из-за административной работы не успевают ходить на собственные уроки и учителей-предметников, которым не хватает часов; 
  • отсутствие грамотного анализа учебных достижений учеников. 

По мнению чиновника, повлиять на ситуацию поможет тщательное повторение пройденного материала в начале учебного года, изучение передового опыта работников других школ и передовых технологий, повышение требовательности к детям, внедрение информационно-коммуникативных технологий обучения, которые должны повысить познавательную активность учеников. 
Шаблонность, отсутствие морали и другие проблемы татарстанских школ

Качество образования, получаемого ребенком, напрямую зависит от качества заданий, которые он выполняет, считает Ольга Логинова, научный консультант научно-образовательного центра издательства «Просвещение». «Наши дети знают много, но не могут применять эти знания в жизни». 

Логинова привела простой и яркий пример из исследований в республике, когда детям предложили решить задачу из стандартной таблицы умножения: пример «5х4» решили 95% учеников. Задачу «В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке?» решили 85% учеников. Задачу, максимально приближенную к жизни — «У меня завтра день рождения, будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 5 рядов по 4 конфеты в каждом?» — решили только 50% учеников. 

В реальном мире нужно видеть проблему в контексте и акцент в образовании следует делать на неопределенность, противоречивость и альтернативы, считает Логинова. 

Есть такая наука — мораль 

Во всех школах детям было предложено выполнить групповые проекты по четырем направлениям: познавательный — «Что мы знаем о Земле», конструкторский — «Детская площадка», исследовательский — «Опрос. Как мы проводим свободное время», социальный — «Помоги будущему первокласснику». В итоге исследовательский и социальный проекты выбрали лишь по 0,3% учеников. «Дети не выбрали те проекты, где нет алгоритма решения», — заявил Равиль Хамитов, ректор Института развития образования РТ. 

По мнению спикера, у нынешних школьников страдает нравственно-этический аспект. Ученики начальных школ знают нормы морали, правдивости и ответственности за проступок, но честно заявили, что не всегда готовы следовать этим нормам. Также среди младших школьников распространена ориентация на личную выгоду и взаимовыгодный обмен в ситуации морального выбора. Дети живут по принципу «я тебе помогу, если ты мне поможешь». «Это информация не только для директоров и завучей, но и для родителей в первую очередь. Нас устраивает эта ситуация или нет? Если устраивает, тогда все нормально. Если нет — то мы должны думать, что с этим делать». 
Шаблонность, отсутствие морали и другие проблемы татарстанских школ

Взгляд изнутри 

Сами завучи на выступления спикеров отреагировали неоднозначно. «Считаю, что проблема обсуждалась однобоко, — поделилась впечатлением завуч зеленодольской школы. — Речь шла о повышении результатов, надо больше одаренных и умных детей, а что делать с обычными детьми? В школу разные дети приходят, а требования высокие ко всем. Никто не говорил об адаптивной школе». 

Также завучи выделили из ряда проблем наиболее важную на их взгляд — родительская беспечность: «Даже в законе говорится о том, что и родители должны нести ответственность за обучение детей. Например, на западе, к чьим стандартам мы так стремимся, везде с детьми бегают родители. А мы [учителя] сами вызываем родителей, сами идем на контакт. Какой бы отличный учитель ни был, если ребенок не учит дома и родитель за ним не смотрит, учитель тут не поможет». 

По мнению завучей, реалии школьных будней таковы: излишнее количество различных методик, перегруз учебной программы. «Раньше мы с детьми встречались, они приносили гитару, пели песни, приходили ко мне в гости. Сейчас всем некогда, у всех нет времени». 

Это проблемы крупных школ, а на селе у педагогов голова болит совершенно о другом. «Наша глобальная проблема в том, что в деревне работы нет, все молодые уезжают. У нас школа базовая, но в этом году в ней 43 ребенка всего. Нагрузки у учителей нет, зарплаты очень маленькие. Материально-техническое обеспечение есть, а детей нет», — сетует завуч Новотинчалинской школы Буинского района. 

А нововведения будут? 

Дополнительным стимулом для педагогов первой категории назвал замминистра Тимерхан Алишев федеральную программу «О введении системы должностей для педагогов». Система предлагает помимо должности учителя внедрить 5 новых должностей: ассистент учителя, старший учитель, учитель-методист, учитель-наставник, учитель-эксперт. 

Ассистент учителя будет работать без профессиональной категории, учитель сможет претендовать на категорию соответствия занимаемой должности, 1 категория будет предназначена для старшего учителя и учителя-методиста, высшая категория для учителя-наставника и учителя-эксперта. 

Программа разрабатывается федеральным ведомством с 2013 года, начало реализации запланировано на 2017 год. 

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite