Как в «Углу» рассказали «сказку для взрослых»

Актёры ТЮЗа реабилитировали современную драматургию своим пробирающим до глубины души эскизом по произведению Алексея Егорова

Ольга Гоголадзе — Казань

Недавно прочитала забавную историю, как родители решили отучить маленькую девочку от мультиков, включая ей перед сном аудиокниги. Через некоторое время она сама стала просить наушники со словами: «Там картинки интереснее». Я уверена, что каждый зритель почувствовал себя таким ребёнком на эскизе спектакля «Сказка про Алёшу царевича и Волчиху лесную», прошедшего в «Углу» на фестивале «Ремесло».

На сцене всего два человека, из декораций — диван, торшер да вешалка, но ощущение, будто смотришь фэнтези-экшн с крутыми спецэффектами. Бонусом идёт знакомая история, как сильная женщина и слабый мужчина «не сошлись характерами». Сказка и быль переплелись так тесно, что впечатлительные студентки в третьем ряду начали шмыгать носом примерно в середине спектакля, а под конец вовсю утирали слёзы. А таких громких аплодисментов и искренних криков: «Браво!» в «Углу», кажется, ещё не было.
Как в «Углу» рассказали «сказку для взрослых»
При этом сама идея эскиза на удивление проста. Актёры ТЮЗа Елена Калаганова и Павел Густов взяли сказку драматурга Алексея Егорова и прочитали её так, будто они — семейная пара в процессе развода. Поскольку служат они в одном театре, вынуждены вместе репетировать новогоднюю постановку. Демонстративно садятся на разные концы дивана  как можно дальше друг от друга. Начинают вычитывать текст, бросая уничижительные взгляды, каждой клеточкой источая неприязнь и периодически вставляя короткие, ёмкие и весьма гаденькие ремарки.

Артисты почти не произносят лишних слов, идут чётко по тексту, но почти сразу становится ясно: разводятся потому, что муж изменил с молоденькой. Он и женился-то в своё время только чтобы родителей не разочаровывать. Совсем как сказочный Алёша-царевич, который отправился на поиски суженой по велению батюшки. Жена, в свою очередь, словно реинкарнация лесной Волчихи: настолько сильная и независимая, что ей даже кот не нужен. Она сама зверь с когтями. Решает вопросы на всех уровнях, высокопоставленные старцы перед ней робеют и лебезят, а Кощей бессмертный вымаливает хоть немного любви и ласки.
Как в «Углу» рассказали «сказку для взрослых»
В общем, типичная русская сказка. Умственно отсталый, но очень амбициозный царевич азартно и с упоением создаёт себе проблемы. А Василиса премудрая/Царевна-лягушка/Волчиха ввязываются во все его неприятности и помогают ему их героически преодолевать. 

В процессе царский сын всячески мешает своим благодетелям, брыкается и вообще ведёт себя неадекватно. Почему наделённые суперсилой оборотни не бросают его с криком: «Не всех дурных война побила!», — остаётся загадкой.

Калаганова была просто великолепна, выражение её глаз менялось трижды в секунду, отражая все существующие оттенки презрения. Густову оставалось только сидеть, потупив взор, признавая: «Ну да, накосячил». Наверное, по-настоящему оценить всю гениальность их игры смогли только зрители, которым хоть раз в жизни доводилось работать со своими бывшими. Потому что актёрам удалось передать весь клубок ощущений: неловкость, обиду, задетую профессиональную гордость, стремление что-то доказать или как-то уязвить, желание встать и уйти, боль, едва сдерживаемое раздражение и довлеющий над всем этим интерес к любимому делу. Искусство всё же превыше личных неурядиц.
Как в «Углу» рассказали «сказку для взрослых»
Это становится очевидно по мере того, как с каждой минутой они всё больше увлекаются читкой. Тут можно повеселиться, изобразив секс по телефону во время безобидного диалога. Или соорудить главного злодея из старого носка и красных труселей. Что, игрушечная феррари вместо златогривого коня? Идеально! Они пододвигаются всё ближе друг к другу. Не замечают, как соприкасаются руками. В глазах почти нет прежней ненависти. Лёд тронулся.

В этом эскизе всё как в фольклоре, но дьявол таится в деталях. Ведь у нас-то перед глазами не абстрактный оборотень и румяный принц, а обычная русская женщина и её размазня-муж. Нет человека, который бы не встречал такие пары в реальной жизни. Это чья-то мама, тётя, крёстная, подруга. Пока она входит в горящие избы, он ходит налево. В сказке терпимость Волчихи оправдана тем, что Алёша — наследник целого государства. Она думает на перспективу. Но зачем сильной женщине в обычной жизни держать дома такого «принца» — непонятно.
Как в «Углу» рассказали «сказку для взрослых»
Этот вопрос буквально зависает в воздухе под конец спектакля. Пока царевич зовёт девушку-оборотня в жёны, гулящий муж вдруг понимает, что молодой любовнице совсем не нужен разведённый дядя с алиментами. И тут же начинает мямлить про любовь, которая должна прощать, преодолевать, побеждать, мириться и долготерпеть. Студентки в этот момент рыдали уже в голос, предвкушая воссоединение семьи. Мне пришлось зажать себе рот рукой, чтобы не крикнуть: «Женщина, гоните взашей этого неудачника!».

Пронзительный диалог, минуты томительного ожидания, по уровню напряжения сравнимые с решающим пенальти в финале Лиги чемпионов. И разрыв шаблонов. Волчиха отказывается выходить за Алёшу и берёт его себе в услужение на веки вечные. Такие у оборотней санкции за нарушение условий договора, которые царевич (в силу недюжинных умственных способностей) злостно не соблюдал. Жена, верно расставив приоритеты, уходит в закат.  Вопреки всем традициям народных сказок здравый смысл победил. 
Как в «Углу» рассказали «сказку для взрослых»
Час пролетел на одном дыхании. Современное искусство в очередной раз продемонстрировало, насколько оно многогранно. Что оно может быть понятно каждому, а не только горстке избранных знатоков. И что по-настоящему талантливо сделанный спектакль оставит глубочайший эмоциональный след вместо недоумения: «Что это было?».

VII Всероссийский театральный фестиваль молодой режиссуры «Ремесло» проходит в Казани с 7 по 13 декабря 2015 года. В нём принимают участие режиссеры из Санкт-Петербурга, Уфы, Ижевска, Йошкар-Олы, Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Бугульмы. Спектакли «Ремесла» можно увидеть на 7 театральных площадках Казани: на Большой и Малой сцене Театра Камала, Малой сцене Театре кукол «Экият», в Театре имени Тинчурина, Театре юного зрителя, Доме актера имени Салимжанова, творческой лаборатории «Угол». Расписание можно посмотреть здесь
Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite