На ярмарках сельхозпроизводители получают прибыль, которую у них отнимают торговые сети

Во всех странах 85% добавленной стоимости — это прибыль фермерских хозяйств и крестьянских подворий, а 15% делят между собой переработка и торговля. В России ситуация обратная — 85% получают переработчики и торговые сети

Лейсана Набиева — Казань

Торговые сети, покупая продукцию у сельхозпроизводителя, соглашаются на предложенную цену. Но, к сожалению, на прилавках эта продукция реализуется уже с большой наценкой. В некоторых случаях она доходит до 80%.

Сами производители выходят со своей продукцией на сельскохозяйственные ярмарки, делая минимальную наценку. С них не взимают арендную плату для торговли на городских рынках, им возмещают транспортные расходы. На ярмарке цены на 20-30% ниже, чем  в крупных торговых сетях и магазинах. Например, 1 литр молока стоит 27 рублей.

«Если крестьянин продает молоко хотя бы за 20 рублей, он будет самодостаточен [его расходы окупятся], на ярмарке разрешают продавать по 27. Это окупает транспортные расходы, и плюс крестьянам оплачивают частично расходы», — говорит фермер Мурат Сиразин. С этого года участникам городских ярмарок начали выдавать бесплатные фартук, нарукавники, палатки, скатерти и дают возможности пройти бесплатную ветеринарную проверку.
На ярмарках сельхозпроизводители получают прибыль, которую у них отнимают торговые сети

Ярмарки в Татарстане проводят каждый год с начала осени (в этом году – с 5 сентября) каждую субботу до конца декабря. Пока прошло семь ярмарок. По подсчетам, на них было завезено товаров на 227 млн рублей, ранее об этом на деловом понедельнике в мэрии Казани сообщал замруководителя исполкома по экономическому развитию Иван Кузнецов

В Казани восемь площадок. Самые популярные из них – Чеховский рынок, Агропарк, площадка в Ново-Савиновском районе. По словам Сиразина, президент республики Рустам Минниханов обещал открыть гораздо больше площадок, чтобы рынки были в шаговой доступности. Но с прошлого года количество их возросло пока на одну.

Расчет суммы городские власти делают по предварительным заявкам. «С каждого района, на какой продукт сколько машин приедет, и на какую сумму продукцию привезет. Мы выставляем определенные требования, проводим установочные совещания, говорим: не менее 4-5 мест торговли молоком, показываем определенный объем, например, не менее 2 т на район, не менее 6-7 мест торговли мясом — говядина, свинина, птица — и другие требования», — говорит сотрудник министерства сельского хозяйства РТ. Из объема и высчитывается сумма, которая завозится на реализацию, с учетом погрешности.

На ярмарках сельхозпроизводители получают прибыль, которую у них отнимают торговые сети

«В связи с тем, что руководителями сетей являются собственники, роль государства заключается в том, чтобы опрелелиться с процентами, сколько должна иметь сеть и переработчики. У нас поставлено с ног на голову», — сетует председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров. По его словам, во всех странах 85% добавленной стимости — это прибыль фермерских хозяйств и крестьянских подворий, а 15% делят между собой переработка и торговля, а у нас ситуация обратная — 85% получают переработчики и торговые сети

Чтобы попасть в торговую сеть, надо пройти определенную процедуру, это не так просто, говорят в минсельхозе РТ. Нужно выполнить определенные условия сети. Крупные переработчики закупают продукцию у фермеров по цене, которую они запрашивают, но затем делают довольно приличную наценку.

Сиразин уверяет, что цена увеличивается до 80% на разные группы товаров. Кроме того, сетям важен срок хранения, и закупщики не берут скоропортящиеся товары: «Они не заинтересованы в натуральной продукции: им важно, чтобы срок годности был от 3 до 6 месяцев. Не все крестьяне готовы делать товары в евроупаковке».
Камияр Байтемиров«Большую часть добавленной стоимости добавляют наши торговые сети, поэтому я бы не сказал, что наша продукция дорогая», — говорит Байтемиров. В доказательство он приводит цены на тех самых ярмарках: «Они довольно отличаются. Литр молока стоит 23 рубля, 1 кг картофеля стоит 10 рублей, а в торговых сетях – более 20 рублей».

«Во время интервью министра продовольствия и сельского хозяйства в нашей республике [Марата Ахметова] все время проскальзывает, что сельское хозяйство, к сожалению, социальное. Мы работаем на убыток», — продолжает собеседник. Помогает фермерам господдержка, однако ее мало. Мешает и то, что никто не может предсказать цены на будущий год, а без этого нельзя планировать бизнес: «Цену диктует переработчики и  торговля. Государство должно принять решение в виде закона, чтобы добавленную стоимость разделить по процентам».

По словам Сиразина, начала формироваться альтернативная схема реализация продукции: «Например, на [улице] Мусина [в Казани] есть пекарня, марийские татары организовали производство. Там стоит мой холодильник, люди берут их хлеб и по пути берут мою продукцию и наоборот. Есть и другие подобные магазины, например “Реза”, там продают экопродукцию. Пошел процесс, альтернативный торговым сетям, которые продают в основном суррогат».
На ярмарках сельхозпроизводители получают прибыль, которую у них отнимают торговые сетиЕсть такие отделы и в крупных сетях: в сети «Бэхетле» есть отделы, где продается экопродукция. По принципу Финляндии, где каждый супермаркет открывает точку для крестьян, где они могли бы бесплатно продавать свою продукцию, добавляет Сиразин.

«В крестьянских фермерских хозяйствах “Давлетшин” и  “Земляки” в челнинской зоне очень активно продают через торговые сети “Эссен”. У них вся продукция до нового года зарезервирована ими. ”Вятские зори” тоже активно работают с торговыми сетями закамского региона», — поясняют в минлесхозе.

«Я смотрю на покупателей: им нужны рынки. Я торгую на Чеховском рынке, приходят покупатели со всего города с колясками инвалидными, клюшками. Это позор», — возмущается Сиразин.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Карина
Безусловно, хорошо, что проводятся сельскохозяйственные ярмарки, ведь благодаря им производители могут реализовать свой товар, и покупатели имеют возможность приобрести что-то дешевле, нежели то, что можно купить в маркетинговых сетях. Ну, а торговые сети не отнимают прибыль у людей, имеющих своё хозяйство, ведь ярмарки явно пользуются большим спросом у народа.
0
0
Ответить

Марта Кросс
Я бы очень хотела пойти на ярмарку, с тех пор как услышала о том, что они проводятся с сентября — и все никак. То не успеется, то забудется именно в нужный день. Просто беда.
0
0
Ответить

Аркадий Надиров
Мы всегда покупаем в агропарке мясо. А моя сестра регулярно хаживает на чеховский за сладостями.
0
0
Ответить

ЙЦУКЕН
ЦЕНЫ СНИЖАЙТЕ УБЛЮДКИ. ОСОБЕННО ПЯТЕРЫ КАСАЕТСЯ И МАГНИТА. ЦЕНЫ КАК В БЕХЕТЛЕ.
0
0
Ответить

Панкрат
Если бы такие цены и такие ярмарки были постоянно жить стало бы намного легче! А на разовые ярмарки не всегда можно успеть. А кушать хочется. Элементарные продукты для людей..Супермаркеты недоступны
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite