«Вконтакте» с культурой: как соцсети знакомят с Ницше и Фрейдом

Интернет сделал культуру и искусство достоянием широкой публики, но позволил нам думать о себе лучше, чем мы есть на самом деле

Никита Анисимов — Казань

Говорят, у интернета есть по крайней мере одно несомненное достоинство. Он сделал науку, культуру и искусство достоянием широкой публики. Совсем не обязательно покупать билет до Москвы и долго бродить по залам Третьяковки, чтобы увидеть «Неизвестную» — это можно сделать и сидя в родной Сызрани. Как, скажем, и с философией или литературой — ежедневное утреннее пролистывание новостной ленты сегодня вполне заменяет семестровый курс лекций среднего преподавателя среднего российского вуза. Информации в голове откладывается примерно столько же — тот самый минимум, который в первом случае нужен для сдачи зачета, а во втором — просто чтобы не чувствовать себя ничтожеством.

У такого образования «между делом» есть и побочный эффект: интернет превращает сложное в слишком простое, академическую культуру — в культуру бытовую, а чистое искусство — в поп-арт. Проще говоря, интернет берет количеством, принося в жертву качество. Но до последнего уже никому нет дела, так как сам процесс при этом ужасно весел.
«Вконтакте» с культурой: как соцсети знакомят с Ницше и Фрейдом
Никто уже не вспомнит, что когда-то социальные сети появились как продукт работы человеческого ума. Теперь все наоборот: человек сам стал продуктом соцсетей. По большей части оттуда дети девяностых и нулевых получают представления о жизни и о том, чем жили люди до того, как в каждом доме появилось электричество. И получают относительно успешно.

Сомнительно, что интернет может сформировать человека культурного, но, наверное, вполне способен вырастить «культурненького». Благодаря избыточному количеству сверхпопулярных пабликов мы помним, как выглядел Фрейд, можем блеснуть цитатой из Сартра, знаем, что Бродский — это «не выходи из комнаты», а Есенина «излюбили, измызгали», и иногда даже имеем кое-какое представление о биноме Ньютона.
«Вконтакте» с культурой: как соцсети знакомят с Ницше и Фрейдом
Выбирать благо есть из чего. Бесчисленные мудрости, адаптированные для легкого усвоения, в эфир транслирует каждый крупный паблик, причем не обязательно тематический. Из ленты «Вконтакте» можно при желании (да и в отсутствие желания) получить что-то из самых разных областей знаний. «МХК», «Шредингер позвонит» (и еще один похожий паблик, где физик шутит), «Здравствуйте, Иосиф Бродский», «Типичный Достоевский» — таких групп тысячи, не говоря уже о целой бездне цитатников.

Например, в «МХК» среди прочего — слова Эйнштейна: «Когда мама спрашивает: “Почему такой бардак в комнате?”, надо отвечать: “Только дурак нуждается в порядке — гений господствует над хаосом”». Там же — Генри Форд, Леонардо да Винчи и другие.

В сообществе True Pleasure — строчка из довлатовского «Чемодана»: «Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только да или нет».

Конечно, цитата приведена без продолжения.

— Ты явно поумнел, — сказала она.

Потом мы беседовали о литературе. Она любит Пастернака и Цветаеву. Я сказал, что Пастернаку не хватало вкуса. А Цветаева при всей ее гениальности была клинической идиоткой…

— Мне казалось, что ты поумнел. 

Как начиналась культура

Все это началось не так давно и не так эстетично. Помнится, сначала, несколько лет назад, стали быстро набирать популярность так называемые «эдвайсы» — картинки, с короткими фразами и подножным юмором, часто непонятным тем, кто проводит мало времени в интернете. Среди персонажей «эдвайсов» были злой мужчина средних лет — «будь мужиком», «омская птица», «социально-дезориентированный пингвин» и многие другие. Но скоро часть пользователей, осознавшая дегенеративность этих картинок, создала и ушла в другие паблики, которые, видимо, повышали самооценку подписчиков

Дальше в интернете появились сообщества, созданные по профессиональному признаку, такие как «Филологическая дева». Вскоре изменились предпочтения и сами принципы создания развлекательного контента. Он стал более утонченным и «просветительским».  
«Вконтакте» с культурой: как соцсети знакомят с Ницше и Фрейдом Прошло немного времени, и сегодня основной поток досужей информации в сообществах неизбежно разбавляется легкодоступной, «прессованной» культурой. И это скорее плюс, чем минус. Пушкин с Толстым, рассказывая новости, продавая товар или просто подогревая интерес подписчиков, становятся все же если не более понятными, то хотя бы более близкими и узнаваемыми. В конце концов именно связь с культурой и традицией — пусть и в столь упрощенном варианте — делает толпу каким-никаким обществом.

Однако у интернета есть также по крайней мере один несомненный недостаток. Он создает массу культурных клише, дает не образование, а иллюзию образования. Благодаря Ницше из популярного сообщества мы знаем, что Бог умер, а вникать в детали уже нет времени. Другими словами, интернет вводит в опасное заблуждение, позволяя нам думать о себе лучше, чем мы есть на самом деле.

 

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Мари
глубины не хватает, вот что. Поверхностные цитатки никак мозг не разовьют и из барана льва не сделают.
0
0
Ответить

Максим
В процессе чтения текста не покидало ощущение, что финальным аккордом будет реклама образовательных курсов, ну или свечей от геморроя, на худой конец. Но нет же! Автор написал ровно то, что написал. Невнятное пережевывание ничем не подкрепленных измышление, картинки и ницшебродский. Резюме: место такой аналитике на «стеночке» паблика вк, а не на ленте новостного издания республиканского масштаба.
0
0
Ответить

1 0
Это реально очень, очень плохая статья без знания темы и с поверхностными выводами.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite