Поезд-автомат

Составы казанского метрополитена оснастили системой автоматического управления, позволяющей возить пассажиров без машиниста

В казанском метро появился поезд, пригодный к езде без машиниста. Ходят слухи, что вторая линия метро будет полностью автоматизированной. KazanFirst выяснил, когда поезда в казанском метрополитене будут ездить без машинистов и чем это грозит горожанам.

В минувшие выходные президенту РТ Рустаму Минниханову презентовали проект автоматизированной системы управления поездами метрополитена.

На сегодняшний день казанский метрополитен представляет собой динамично развивающуюся структуру. Подвижной состав постоянно обновляется, а машинисты управляют поездами при помощи системы автоведения. Как оказалось, Казань может стать первым городом в России, в котором поезда в метро будут управляться полностью автоматически.

Поезда без машинистов ездят во Франции, Америке, Японии, но в России такой проект еще не реализовывался. Обусловлено это тем, что за последние годы на постсоветском пространстве с нуля были построены всего два метрополитена – в Казани и Алма-Ате. Все остальные системы подземного транспорта строились еще в советские годы.

Поезд-автомат

«При строительстве казанского метрополитена в него была заложена комплексная, система «Движение», разработанная нами», ­­– рассказывает главный инженер проектов ОАО «Научно-исследовательский институт точной механики» Андрей Лебедев – она многоуровневая – оборудование стоит на подвижном составе, станциях и центральном посту управления движением». Система микропроцессорная, что обеспечивает многофункциональность, точность, надежность и легкость в управлении. По словам нашего собеседника, изначально предполагалось, что машинист будет выполнять небольшой набор действий, направленных на безопасность движения. Сейчас все поезда в метрополитене Казани работают в режиме «Автоведения», то есть с минимальным участием человека. Для сравнения, в Москве машинисты постоянно управляют поездом в режиме ручного управления. «Поезда, которые сегодня эксплуатируются в казанском метро, позволяют реализовать полностью автоматизированную систему управления, то есть управление поездом будет происходить без участия машиниста – продолжил специалист – но для внедрения такого режима необходимо решить ряд технических и организационных вопросов, главное – проработать систему безопасности».

Поезд-автомат

Так в частности, для обеспечения безопасности пассажиров при использовании полностью автоматизированных поездов в метро, платформы необходимо оборудовать скриндорами, то есть организовать станции закрытого типа. Скриндоры – это своеобразная стена с дверьми, которые открываются и закрываются одновременно с дверьми прибывшего поезда. Подобная система практически исключает падение людей на рельсы. «В Санкт-Петербурге есть несколько станций закрытого типа, но они были спроектированы еще в 1960е годы и устарели, – сообщил Лебедев – современные скриндоры выполнены из прозрачного пластика – таким образом, видно и станцию, и приближающийся поезд.

Поезд-автомат

По словам главного инженера проектов НИИ Точной механики, в Казани были проведены испытания автоматического режима управления движения поезда без машиниста. Это было выполнено, естественно, под строгим наблюдением и с соблюдением техники безопасности и безопасности движения. Испытания проходили в ночное время, и при возникновении нештатной ситуации поезд можно было остановить – в поезде находился человек, держащий руку на стоп-кране. «Будет ли Казанский метрополитен переведен на автоматический, то есть без участия машиниста, режим работы, еще не решено, проект требует детальной проработки», — резюмировал Лебедев.

«Пока готова лишь показательная система – она демонстрирует все возможности поездов, оснащенных нашим оборудованием, – уточнил начальник отдела разработки поездных систем НИИ Точной механики Антон Клевцов – внедрение полностью автоматической системы управления поездами – вопрос времени». Специалист отметил, что пока в России нет ни одной линии метро, готовой к запуску поездов без машинистов. «Если вторая линия метрополитена в Казани будет оборудована для внедрения нашей системы, то поезда будут ездить без машинистов», — сообщил специалист.

Поезд-автомат

Генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов на вопрос KazanFirst, когда поезда в казанском метро будут ездить без машинистов, ответить затруднился: «Работать в этом направлении мы начали только в нынешнем году, – пояснил глава казанского метрополитена –  пока систему автоматизированного управления мы поставили всего на один поезд старой модификации и называть конкретные сроки пока сложно». Наш собеседник сообщил, что в ближайшее время подобными системами планируется оснастить еще пять составов старого образца. «В дальнейшем, возможно, установим систему на все поезда казанского метрополитена, но когда запустим полностью автоматизированную систему управления подвижным составом еще неизвестно», — подытожил Галявов.

 

Елена Орешина

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite