Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

Владелец сети автомоек «Мойдодыр» и мастерских шиномонтажа «Пятое колесо» в интервью KazanFirst рассказал о своем бизнесе и инвестиционной привлекательности Татарстана
Владелец сети автомоек «Мойдодыр» и мастерских шиномонтажа «Пятое колесо» в
интервью KazanFirst рассказал о своем бизнесе и инвестиционной привлекательности
Татарстана

«Мойдодыр» — крупнейшая сеть автомоек в Поволжье, а мастерские шиномонтажа «Пятое колесо» успешно работают в Казани, Уфе и Челябинске. Уже в следующем году владельцы компании собираются открыть шиномонтажные точки в Москве. О своем стремительно растущем бизнесе, трудностях развития малого и среднего предпринимательства в Татарстане и инвестиционной привлекательности республики в интервью KazanFirstрассказал казанский бизнесмен, генеральный директор сети автомоек «Мойдодыр», совладелец шиномонтажных мастерских «Пятое колесо» Айдар Исмагилов.

 Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— Расскажите вкратце о своем бизнесе?

— У нас два направления. Первое — сеть автомоек «Мойдодыр», которой в июне этого года исполнилось 14 лет. «Мойдодыр» был основан в 1999 году, когда я учился на четвертом курсе юрфака КГУ. Это было очень яркое событие в жизни — вместо того, чтобы делать карьеру юриста, я решил заняться автомоечным бизнесом. Наш бизнес стал развиваться в очень интересной ситуации. Казань после кризиса 1998 года и Казань после Универсиады — два разных города. Тогда это было очень рисковое направление, большое количество местных физически одаренных ребят всегда искали почву для конфликта и находили ее. Многие считали наш бизнес полукриминальным. Но нам удавалось не запятнать свое имя, наш опыт доказывает, что если у человека есть желание, он в состоянии сделать бизнес в любых условиях и обстоятельствах, не оборачиваясь и не показывая пальцем на то, что ему помешало. Наш бизнес методично рос, мы стали крупнейшей сетью в Поволжье. Сейчас у нас 12 автомоек, в сентябре открываем 13-ую.

— Как возникла идея открыть шиномонтажный бизнес?

— В 2008 году грянул кризис, и наступили трудные времена для всех. Мы почувствовали, что ряд наших объектов придется закрыть, потому что они были нерентабельными, и перспектива рентабельности была не видна. После этого мы остались практически у разбитого корыта — было непонятно, что делать дальше, хотелось использовать накопленный опыт, не хотелось просто сидеть, жалеть себя и идти назад. В этот момент мы с моим другом и партнером задумались о том, чтобы создать «Пятое колесо» — направление, которое было тогда совсем непривлекательным, непонятным. Видимо, наш талант как раз в том и заключается, что мы можем обратить внимание на недооцененные отрасли, в которых никто не видит, как организовать бизнес. Сегодня «Пятое колесо», благодаря нашему удачному тандему, показывает фантастические результаты. Компании всего три с половиной года, а мы уже работаем в трех городах — Казань, Уфа и Челябинск.

Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— Каковы ближайшие планы по развитию бизнеса?

— Буквально недели через две в Челябинске у нас будет 22 работающих шиномонтажных мастерских — это колоссальная цифра для любого бизнеса. Также мы однозначно планируем, что в следующем году будем работать в Москве — для нас это новая ступень, наша компания станет крупнейшей сетью шиномонтажных мастерских в России. Сейчас у нас новое направление, которому этой осенью исполняется год — продажа шин и дисков. Мы набили шишек, пока искали новую нишу в рынке, но с успехом ее нашли. Уже открыт один магазин, через месяц открывается второй. Есть перспективы развития, мы будем расти, поскольку то, что было сделано до этого, тот опыт, который был нами применен в двух компаниях, даст плоды и в третьей.

 Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— Какие идеи вы перенимаете у других игроков на рынке автомобильных шин и дисков?

— Мы новый игрок, поэтому смотрим на опыт, который есть на рынке, смотрим на то, что сделали другие, на то, чему мы могли бы поучиться. В шинном бизнесе есть своя специфика — это не одежда или обувь, которую надо менять, как минимум, четыре раза в год. В шинном направлении другая сезонность — лето и зима. Она носит понятный нам характер, потому что «Пятое колесо» тоже имеет сезонность, связанную с заменой шин. На рынке можно создавать большое внимание к себе, не гарантируя качество, или наоборот, гарантируя качество, не найти достойного места. Мы учимся объединять две эти вещи — привлечение к себе большего внимания и гарантию качества.

 Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— Многие считают, что у «Пятого колеса» неравномерное качество обслуживания, что оно разнится от точки к точке. С чем это связано?

— Любая компания, вне зависимости от размера, стремится вывести качество сервиса на уровень, которого ожидает потребитель. Это — главная задача. Мы всегда пытаемся создать лучший сервис для наших клиентов. Но здесь надо понимать, что невозможно провести разговор со всеми сотрудниками, указать, кто работает хорошо, а кто плохо. Мы стараемся создать для каждого сотрудника одинаковые условия. Те вещи, которые компания в состоянии стандартизировать, мы стандартизируем. Но влияние человеческого фактора нельзя отрицать. Мы уважаем наших сотрудников и понимаем, что им непросто работать на местах. Когда-то они на сто процентов готовы к работе, у них хорошее настроение, есть физические и моральные силы. В этот момент сотрудник старается, выкладывается. А может быть и такое, что он устал, может быть, уже вечер, у него был неудачный день или что-то складывалось не так. Наши сотрудники, возможно, время от времени не соответствуют ожиданиям клиентов, иногда у них что-то не получается, но я могу только похвалить их. В апреле этого года мы обслужили 84 тысячи клиентов, и говорить о том, что это неудача, или что мы плохо работаем, не приходится. Мы ожидаем, что осенью у нас обслужатся 100 тысяч клиентов.

 Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— Почему в «Мойдодыре», по сравнению с другими автомойками, цены выше?

— Многие говорят, что у нас дорого. Действительно, есть разница в цене по сравнению с другими мойками. Очень часто я слышу, что где-то можно помыть машину за 250 рублей. Мне нравится эта цифра, и однажды мы спорили с нашими коллегами, владельцами других моек, может ли автомойка позволить себе продавать услуги за 250 рублей. И столкнулись с тем, что все считали — при таких условиях этот бизнес может существовать. Но любопытно было то, что, посчитав прямые расходы, мы как раз-таки к этой цифре и пришли. Многие случайно оказываются в этом бизнесе, не считая деньги, не понимая окупаемости. Поэтому у них нет второй автомойки, у них есть только одна. Наши цены оправданы — когда вы приезжаете на мойку за 250 рублей, вашу машину могут помыть с сигаретой в зубах, нечаянно уронить пепел внутрь салона. Это распространенное явление. Вы можете заплатить меньше за услуги, связанные с полировкой или мойкой автомобиля, и обнаружить, что вашу машину нечаянно поцарапали. К нам очень часто приезжают, наверняка зная, что уж в «Мойдодыре» такого точно не случится.

 Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— Правительственные автомобили, как и любые другие, тоже надо мыть, менять шины. У вас есть какие-то госзаказы?

— Любой госзаказ — это тендер, в котором участвуют многие игроки на рынке, предлагая свои цены. У нас есть несколько выигранных тендеров, и нам это очень нравится — таким образом мы доказываем свою полезность. Тем не менее, основной парк государственных автомобилей моется у себя в гаражах, лишь небольшое количество министерств могут себе позволить внешний заказ. У нас обслуживаются две-три государственных организации. А частных организаций обслуживается достаточно много, более 250.

— Есть ли у вас конкуренты?

— Если нет конкуренции, вы не становитесь сильнее. «Мойдодыр» — крупнейшая и лучшая сеть автомоек. Почему лучшая? Как правило, только лучшие могут позволить себе открыть очередной объект, а не иметь один убыточный и один прибыльный. У нас все объекты прибыльные. «Пятое колесо» тоже, неоспоримо, первая сеть в Казани. Когда мы за что-то беремся, то ставим перед собой простую и понятную цель — быть номером один, остальное нам неинтересно. Что касается направления по продаже шин и дисков, мы тоже ставим задачу стать первыми в Казани — это гораздо более конкурентый рынок, куда более сильные и подготовленные игроки. Но нас это не пугает, потому что всегда хочется сделать что-то более достойное, и рядом с достойными соперниками осуществлять это гораздо интереснее.

 Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— В каком направлении движется рынок автомоек?

— Сегодня рынок очень спорный — он не растет, находится в состоянии стабильного нуля, но мы ожидаем, что в 2014 году будет спад, связанный с общеэкономическим падением. Люди будут сильно экономить именно на мойке, считая, что машину мыть необязательно. Намечается следующая тенденция — несмотря на то, что количество автомобилей растет, людей, желающих их помыть, больше не становится. Раньше это был культ, были люди, которые мыли машины дважды в день. Сейчас они просто реже стали мыть свои авто. Предполагаю, это связано с тем, что дороги стали чище, по улицам стало приятнее ездить.

— Что вы будете предпринимать в связи с падением рынка?

— Мы стараемся оказывать те услуги, которые клиент ценит, услуги, связанные не просто с мойкой машин, но и с чистотой салона. Всегда приятно сидеть в машине, когда не дышишь пылью. Раньше люди меняли машины через год, сейчас они стали менять их реже — в 2013 году впервые продажи автомобилей в России упали по сравнению с прошлым годом. Это говорит о том, что большое количество людей ездит на машинах, произведенных несколько лет назад. Автовладельцы хотят, чтобы их автомобили, на которых они будут ездить не один год, выглядели лучше, и не жалеют на это денег.

 Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— Насколько хороши условия для развития бизнеса в Казани?

— Мне очевидно, что после проведения Универсиады Казань стала одним из виднейших, красивейших и удобных для жизни городов в Европе. Это не громкие слова, поездив по разным городам, понимаешь, что такое Казань, какое место она занимает и будет занимать с учетом международных событий, которые здесь пройдут в ближайшие годы. У развития бизнеса в Казани есть своя специфика. В отличие от той же Уфы, где нет практически никакой конкуренции, у нас в республике она существует, есть лидеры, на которых остальные равняются. В Казани вести бизнес интересно, здесь большой рынок, и мы, открывая точки в Уфе и Челябинске, поняли это сразу — столица Татарстана гораздо более открыта и привлекательна, более конкурента.

Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»  

— Какие трудности испытывает малый и средний бизнесе в Татарстане?

— В Казани, например, очень жесткие требования к рекламе. Приезжая в другие города, можно увидеть растяжки, большое количество щитов. У нас этого практически нет, город стал более причесанным, нет торчащих вещей, которые раздражали бы глаз. В тоже время, нет возможности поставить ту рекламу, которую хочешь, она носит более спокойный, не кричащий характер, она более осведомительная, чем привлекающая внимание. Также есть сложности, связанные с подключением к электросетям. Дело в том, что на здешнем рынке огромное количество участников, которые пытаются развивать бизнес, огромные производственные потребности —всем нужно, но не всем хватит. Когда мы пришли в Уфу, то подключились к электричеству за одну неделю. Это фантастический результат — потребителей в Уфе гораздо меньше, чем в Казани, хотя оба эти города — миллионники. Казань — исторически сложившийся торговый центр, это заражает всех, кто здесь живет. Вы не просто хотите жить и просыпаться по утрам, вы хотите достичь успеха, и Казань — это город успеха для тех, кто его ищет. Это более сложный город, тут отрегулировано больше вопросов, предъявляется больше требований. Я не считаю меры по регулированию бизнеса в Казани положительными, но здесь каждый должен найти то место, которое он в состоянии занять. Если вы летите в самолете, который набирает высоту, и боитесь, тогда нужно ездить поездами. А если вы хотите быстро добраться до пункта назначения, все-таки придется сесть в самолет. Казань как раз для тех, кто не боится летать и не боится упасть, потому что всегда можно взлететь еще раз. Можно найти более легкие пути для бизнеса, но они более медленны и находятся в других городах.

 Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— Насколько привлекателен Татарстан с точки зрения инвестиций?

— У меня есть знакомые, которые работают в глобальных корпорациях — они не из Казани, но покупают здесь квартиры. Это доказывает, что Казань становится привлекательной не только с точки зрения бизнес-инвестиций, но и с точки зрения личных инвестиций. Многие хотят жить здесь. Бизнес из регионов приходит сюда, потому что здесь большой рынок. Казань сильно отличается от многих городов и по покупательской способности, и по окупаемости. Срок окупаемости проектов в Казани выше, чем во многих других городах. Если сравнивать Казань со столицами соседних регионов, столица Татарстана более интересна — после проведения здесь Универсиады и говорить не приходится о привлекательности. Казань у всех на слуху. Люди стали больше нас уважать, город показал миру свое лицо. Здесь пройдут чемпионаты мира по водным видам спорта и по футболу. Эти вещи усиливают тенденции, связанные с инвестициями в Казань, и, естественно, усиливают конкуренцию, что нам очень нравится. Борьба за первые места — это то, что делает бизнес привлекательным для меня. Нужно, чтобы были люди, которые метят на первое место и заставляют тебя быть лучше, сильнее и достигать большего.

 Айдар Исмагилов: «Казань — это город успеха для тех, кто его ищет»

— А как по-вашему обстоят дела с экономической обстановкой в республике?

— Трудно сказать. У меня есть ощущение, что в 2014 году в России в целом и у нас в частности будет сильный экономический спад. Мы прогнозируем, что рост ВВП будет очень незначительным, или его не будет вовсе. Каждая отрасль с большими усилиями должна будет бороться за свое выживание. Чтобы ситуация улучшилась, в России должна возникнуть политическая конкуренция на верхних этажах власти. Я считаю, что до тех пор, пока этого не случится, у нас не появится новых идей и больших течений, мы так и будем сильно зависеть от стоимости нефти и ждать, пока что-то изменится.

 

Игорь Тишин

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *