Сергей Чернов: «У нас мало молодых людей, готовых заняться бизнесом — лопата есть, копать некому»

В интервью KazanFirst заместитель генерального директора группы компаний «КАН АВТО» рассказал о современных реалиях автомобильного бизнеса и своем видении проблем среднего предпринимательства в Татарстане

Сергей Чернов, заместитель генерального директора по развитию группы компаний «КАН АВТО», связан с автомобильным бизнесом с 1989 года. В 1992 году начал трудовую деятельность инженером-конструктором в сборочно-кузовном производстве «АвтоВАЗа». В январе 2006 года участвовал в создании крупнейшего дилерского предприятия — ООО «КАН-АВТОВАЗ». В интервью KazanFirst высказал свои взгляды на современные рецепты успешности автомобильного дилера, рассказал, с чем связан спад продаж автомобилей в этом году, а также посетовал, что у молодежи нет стремления заниматься бизнесом.

— Чтобы представлять масштабы вашей компании — что такое «КАН АВТО» сейчас?
— На сегодня «КАН АВТО» — это не только автомобильная компания. Это группа компаний, собирающая в себе семь дилерских центров и множество компаний, занимающихся разными сферами деятельности, близкими к автомобильному бизнесу. Плюс ко всему, сейчас «КАН АВТО» — небольшое звено в большом холдинге, который включает в себя заводы, предприятия, дилерские центры и «Татсоцбанк».

Сергей Чернов: «У нас мало молодых людей, готовых заняться бизнесом — лопата есть, копать некому»

— Насколько сложно вести бизнес в условиях довольно «плотного» автомобильного рынка? Что вы делаете, чтобы не терять позиций на рынке и победить в конкурентной борьбе?
— Сейчас в этом бизнесе идет гонка не за количеством, а за качеством. Мы пришли к тому, что вынуждены бороться за каждого клиента — для этого нужно понимать, что ему необходимо, и воплощать это в своей работе. В 2007 году мы были на большом семинаре в Хельсинки, где изучали опыт по работе с клиентами наших европейских партнеров. Честно говоря, мы смотрели на них, как на идиотов. Мы не видели смысла работать, как они, потому что у нас машины не продавались, а выдавались. Но потом один очень грамотный дяденька сказал: «Ребят, сейчас вы смотрите на нас со скепсисом, но лет через десять вы будете переживать то же самое». Мы переживаем это через 7 лет и делаем эффективные шаги к тому, чтобы перенять формы работы у европейцев. Победа в конкурентной борьбе в любом случае будет за нашим потребителем. Чтобы эффективно продавать, мы должны завоевать авторитет для клиента прежде, чем он сделает покупку — он должен найти нас на сайте, мы должны ему понравиться, он должен понять, придя к нам, что он приобретет, кроме автомобиля, который ему необходим, как будет проходить сервисное обслуживание и прочее. Возникает достаточно много вопросов, которые раньше никто не задавал, но сейчас они очень актуальны.

— Чего ждать от «КАН АВТО» в будущем? Как вы планируете развиваться?
— Сейчас мы расширяем сферу присутствия в Казани, строим два дилерских центра на Оренбургском тракте, напротив РКБ. Это будут центры «Хендай» и «Рено». Оба центра выполнены по обновленным версиям брендбуков производителей. Например, оформление шоу-рума «Хендай» будет более приспособленным под европейского клиента. Стоить новый центр стал значительно дороже, но, я думаю, клиентам это должно понравиться.

Сергей Чернов: «У нас мало молодых людей, готовых заняться бизнесом — лопата есть, копать некому»  

— В этом году автомобильный рынок в России показал значительный спад. С чем это связано?
— Кроме общероссийского и европейского спада, он есть и в Татарстане. По нашим подсчетам, уровень падения рынка в нашей республике выше, чем по России в целом. Это связано, во-первых, с подготовкой и проведением Универсиады. А во-вторых, Татарстан всегда более чувствительно относился к наличию на рынке автомобилей для людей. Если автомобиль не соответствует ожиданиям потребителей — он подождет. Что касается общих тенденций, все дело в кризисе. Во времена кризиса наши потенциальные покупатели, планируя будущие покупки, не очень уютно себя чувствуют с теми деньгами, которые у них есть. Сегодня, чтобы купить дорогой автомобиль, человек должен решить, покупает он его сразу либо берет в кредит, и во втором случае он должен быть уверен, что сможет длительный период времени его погашать. Люди начинают более адекватно оценивать собственные возможности при покупке автомобиля и уходить в более низкий ценовой сегмент, либо отказываются от покупки, формируют отложенный спрос. Плюс ко всему, ни один из ранее популярных брендов, кроме, пожалуй, «Киа» и «Рено», не предложил более-менее внятную программу развития своего массового сегмента, которая была бы адекватно воспринята клиентом. Ожидания клиента по отношению к бренду, который имеет для него определенный вес, должны постоянно поддерживаться производителем, в противном случае происходит охлаждение к бренду. Как ни прискорбно это констатировать, сегодня это происходит по отношению к «Шевроле». Они не предложили ничего, что соответствовало бы клиентским ожиданиям. По сравнению с ними французы и корейцы более адекватно восприняли ожидания клиентов — постоянные обновления и рестайлинг их автомобилей приводят к тому, что имидж их брендов растет в глазах покупателей.

Сергей Чернов: «У нас мало молодых людей, готовых заняться бизнесом — лопата есть, копать некому»

— А что насчет отечественного автопрома?
— Этот год — самый переломный в жизни «Лады» за последние 10 лет. «АвтоВАЗ» наконец-то перешел от слов к делу, и в их модельном ряде произошла некая революция. «Калина 2» — первая из ласточек, которые будет выражать новую позицию «АвтоВАЗа» на рынке. Это затрагивает самый животрепещущий вопрос, касающийся качества отечественных автомобилей. «Калина 2» в топовой комплектации ничем не уступает своим европейским аналогам по характеристикам, но, в отличие от них, она достаточно сбалансирована по цене. Пока что люди не воспринимают «Ладу» как достаточный для покупки в массовом сегменте автомобиль, способный конкурировать с иномаркамино это всего лишь дело времени.

— Помогает ли продажам государственная программа субсидирования автокредитов?
— Конечно. Люди всегда активно ждут, когда хотя бы кусочек автомобиля достанется им на халяву — это непреложная истина. А здесь государство говорит: «давайте мы эту халяву просубсидируем». Если сейчас запустить еще какое-то подобие программы утилизации, то, я думаю, рынок оживится еще сильнее.

Сергей Чернов: «У нас мало молодых людей, готовых заняться бизнесом — лопата есть, копать некому»

— В чем проблемы малого и среднего бизнеса у нас в республике?
— Не знаю, что такое сегодня малый бизнес в Казани, поскольку это несколько размытое понятие. Если раньше были ИП, ЧП, продавцы на рынках, то сейчас их практически нет. А средний бизнес переживает те же трудности, что и автомобильные дилеры. Период, когда мы выдавали товар, прошел. Теперь товар нужно производить, притом он должен быть востребован на рынке. Для этого нужно достаточно трезво понимать, что требуется людям, нужно отрабатывать бизнес-модель. В Татарстане для развития среднего предпринимательства создаются тепличные условия — это касается и финансирования, и развития структуры отработки бизнес-модели. Но, несмотря на это, людей, заинтересованных в развитии среднего бизнеса, становится все меньше и меньше. Молодежь не стремится заниматься бизнесом — есть редкие исключения, конечно, но в общей массе это так. Причина понятна — в свое время, когда менялись идеология и взгляды на жизнь, многие родители, наученные горьким опытом девяностых, старались дать детям все, «на тарелочке с голубой каемочкой», максимально ограничивая их от развития в сторону бизнеса. Последствия такого подхода мы видим сегодня. Потребность в среднем бизнесе существовала, существует и будет существовать, потому что средний бизнес — это базовая основа экономики любого крепкого государства. Неким стимулом могут послужить льготы — более серьезные, чем те, которые существуют сейчас. Также нужно пропагандировать реальные результаты ребят, которые начинают бизнес с нуля. По сравнению с Западом, у нас нет четкого представления о том, что ребята смогут получить в итоге.

Сергей Чернов: «У нас мало молодых людей, готовых заняться бизнесом — лопата есть, копать некому»

— А кто, по-вашему, должен этим заниматься?
— Это работа школ, ПТУ, институтов — именно они должны растолковывать и объяснять будущим бизнесменам среднего звена, как можно добиться результатов. Мы в «КАН АВТО» стеснены недостатком кадров, потому что большая часть людей, которые приходят к нам на работу, гонятся за быстрыми деньгами. Они уходят, если в первые 2-3 месяца не получают того, на что рассчитывали. Они не понимают, что для того, чтобы стать специалистом и получать соответствующие деньги и бонусы, нужно иметь некий опыт. Это не только наша беда, это беда всех предприятий — огромная текучка, связанная с тем, что все направлены на получение быстрой прибыли.

— Может ли господдержка малого и среднего предпринимательства помочь в решении этих вопросов?
— Да, разумеется. Если какой-нибудь молодой человек открывает бизнес в сельском хозяйстве, например, берет на откорм телят, то для того, чтобы получить какие-то первоначальные деньги, которые он вложит в развитие, ему нужны определенные субсидии. Брать субсидии под те же проценты, под которые их берет стабильная, развитая фирма, нет смысла, потому что он погибнет как бизнесмен. Стимуляция бизнеса со стороны государства нужна в тех областях, где наблюдается недостаток рынка — например, в том же сельском хозяйстве.

Сергей Чернов: «У нас мало молодых людей, готовых заняться бизнесом — лопата есть, копать некому»

— Насколько Татарстан подходит для того, чтобы начинать бизнес здесь?
— По сравнению с другими регионами, начинать бизнес в Татарстане если не проще всего, то, по крайней мере, наименее рискованно. У нас есть поддержка со стороны правительства и практически всех ведомств, и нет потенциально серьезных проблем. Но, говорю же, не хватает ребят, которые занялись бы бизнесом — лопата есть, копать некому.

Игорь Тишин
Фото: Егор Алеев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite