Креативные пространства должны быть, чтобы создавать рабочие места для интеллектуальной молодежи

Татарстан остро нуждается в креативных пространствах. Молодежи, ориентированной на успех и развитие, не хватает места и возможностей реализовать потенциал в родном городе. Города теряют ценный человеческий ресурс только потому, что идея о креативных пространствах пока не нашла достаточного выражения в слишком малочисленных общественных пространствах республики

Лейсана Набиева — Казань

Даже в городах-миллионниках сохраняется тенденция замены столичной молодежи провинциальной. Наиболее талантливая и креативная прослойка стремится уехать в город, в котором больше возможностей для реализации потенциала. Отток уже обученных талантливых представителей креативного сообщества, на которых были затрачены местные ресурсы, — самая большая проблема региональных центров, в том числе и Казани.

Государство заинтересовано в развитии общественных пространств, но все силы бросает на столицу, а города поменьше сталкиваются с бюрократическим  барьером и узостью мышления власти на местах, поэтому потенциал даже тех, кто остается в родном городе, не используется должным образом. Об этих проблемах говорили в среду на секции «Креативное пространство: молодежные инициативы» Республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций. Секция прошла в резиденции креативных индустрий «Штаб».

Минниханов одобрил

Тема креативных пространств широко обсуждалась в СМИ, когда «Штаб» только строился. В апреле пространство посетил глава республики Рустам Минниханов, которого впечатлила резиденция. Он  даже приводил его в пример на проходившем несколько дней спустя Calvert Forum. Участники встречи тогда заявили, что Казань и Татарстан готовы к развитию постиндустриальной экономики — креативной индустрии.

«Сегодня я посетил новую резиденцию творческих индустрий “Штаб”. Для нас самих это что-то новое, мы, может, до конца ещё не понимаем, но есть ощущение, что мы правильно идём», — заявил тогда Минниханов. Он отметил, что молодёжь Татарстана уже готова к креативной индустрии, это он и увидел в «Штабе».

Главным выводом форума стал тезис, что новая отрасль меняет управленческую культуру, где важнее не найти средства на проект, а подготовить среду или пространство, которое само будет порождать и вырабатывать эти проекты

Креативные пространства должны быть, чтобы создавать рабочие места для интеллектуальной молодежи
Место проведения встречи выбрали, очевидно, потому, что «Штаб» стал первым пространством в Татарстане, в котором удалось успешно совместить два формата — коворкинг и работу резидентов с регулярным проведением мероприятий.
Креативные пространства должны быть, чтобы создавать рабочие места для интеллектуальной молодежи
По словам директора «Штаба» Ольги Алонзовой — это самосоздающаяся площадка: «Достаточно сказать: вот мы есть, здесь мы можем творить. Пусть мы не станки строим, не нефть качаем, народу нравится. Хочется создавать небольшую хартию креативных пространств, думать, какие проблемы мы можем ставить перед той же Общественной палатой».

По словам председателя Общественной палаты Анатолия Фомина, секцию форума вывели как отдельную неслучайно: именно на подобных форумах просматриваются тренды в развитии некоммерческого сектора. Сам форум пройдет 19 августа, и креативные пространства там тоже будут обсуждаться, но пока проблематику вывели отдельно, чтобы дать возможность молодежным НКО обмениваться креативными  мнениями, продолжил Фомин.

Эти пространства — центры притяжения для тех, кто хочет узнавать что-то новое, рассуждал  исполнительный директор Открытого университета талантов 2.0 Айдар Акмалов.
Креативные пространства должны быть, чтобы создавать рабочие места для интеллектуальной молодежиНо креативную молодежь низкая практикоориентированность местного образования не устраивает, и она покидает республику, уезжает туда, где есть возможности для реализации ее потенциала. По его словам, спрос на креативную молодежь очень высок, однако при этом согласно исследованиям в республике не используется потенциал даже тех, кто остается в республике.

О том, что состояться в лучших условиях предпочитает большая часть молодежи, занятой в творческой индустрии, говорили сами участники семинара. По словам одного из них, ему не раз приходилось сталкиваться с уже состоявшимися людьми в Москве, которые начинали в Казани, но покинули ее.

Но сейчас ситуация меняется в пользу Татарстана, и «пора оттягивать этих людей обратно».

Часто молодежь сложно заинтересовать, поскольку она ориентируется на поведение родителей, никто не хочет выйти за зону комфорта, не готов рисковать, а потому воспороизводят модели, которые присущи старшему поколению, и их способы мышления, заметил Акмалов.
Креативные пространства должны быть, чтобы создавать рабочие места для интеллектуальной молодежиПока основная проблема креативных пространств в том, что их слишком мало, и за поиском удобного места работы люди уезжают туда, где будет такая возможность.

«Штаб» принимает до 70 мероприятий в месяц, несмотря на то, что ему всего несколько месяцев.

В свободном пространстве «Циферблат», уже давно известном в столице Татарстана, проводится 150 мероприятий. С появлением «Штаба» у «Циферблата» поубавилось клиентов, и на мастер-классы приходит меньше людей. Управляющий Наиля Бикчентаева и PR-менеджер свободного пространства «Циферблат» Лилия Сабирова отметили, что это сообщество — потенциальных потребителей подобного контента — растет слишком медленно. При этом пока 90% мероприятий свободного пространства инициированы горожанами, отметила Бикчентаева.

Если нет идеи, в креативном бизнесе сложно выжить. Делегирование и многозадачность — две вещи, за счет которых можно решить эту проблему. Пространство занимается организацией мастер-классов, мероприятий.

«Мы помогаем нашим гостям, в том числе дорабатывать идеи. Мы работаем с экспертами. Многие люди знаменитые соглашаются с нами работать на добровольных началах», — пояснила Сабирова.

«Про нас знают многие не потому, что мы первые, а потому что используем много ресурсов: директ-мэйл, сотрудничаем с известными компаниями и брендами», — сказала она.

Сабирова завершила выступление на пессимистичной ноте, передав слова Артема Крамина, руководителя пространства, о том, что надежды на текущую ситуацию не радужные, а есть ли перспективы у креативных пространств — большой вопрос.

По ее словам, Крамин оценивает Казань и ту аудиторию, которая направлена на потребление креативных активностей с очень тонкой прослойкой. И если в Казани появляется больше одной площадки — три или четыре, они начинают дико конкурировать за это небольшое количество людей. Почему нет остальных, потому что они из Казани активно уезжают, и мы это можем сказать даже по собственному опыту, подытожила Сабирова: «Большинство уезжают: а) потому что им негде реализовать компетенции, б) есть “Штаб”, есть “Циферблат”, еще пара мест, это такие культурные островки на фоне Казани, а вот эта всеобщая витальность, спортивность на фоне довольно низкого уровня культуры вынуждает к этому».

Если ситуация не изменится, не будут приняты меры по тому, как сохранять, динамики в креативных индустриях наблюдаться не будет.

Татарстану, как развитому региону с развитой экономикой, наличие креативных индустрий необходимо, это очевидно и понятно, сказал Ярослав Муравьев, директор регионального общественного фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего». С другой стороны, пока прослойка очень маленькая. Существует проблема: когда мы начинаем прокачивать аудиторию с креативным классом, она становится шире и начинает уезжать из Казани: «Чем больше прокачаем, тем быстрее уедет».

Приезжает молодежь с низкими потребностями, провинциальная молодежь, а уезжает интеллектуальная столичная, и интеллектуальный потенциал постоянно снижается, уверен Муравьев.

Просто говорить о развитии креативных индустрий — это плохо для нас кончится, так мы заменим готовое для творчества общество на людей, которым все это вообще не нужно.

Статистика пока неплохая

Судя по результатам исследования Российской академии народного хозяйства и госслужбы, проблемы массового оттока молодежи из Татарстана не наблюдается. В первую очередь это связано с привлекательностью Казани как места учебы, работы, жизни для значительной части молодежи, в том числе и приехавшей для получения образования с других территорий. По мнению экспертов академии, особый интерес вызывают те представители молодого поколения, которые отличаются другими характеристиками: ориентацией на качество образования, самореализацией в трудовой деятельности, готовностью к конкурентной среде. Другими словами, это те, кого принято относить к креативному классу — именно тому слою общества, который является двигателем инновационной экономики.

Ценность получения качественного образования для креативной молодежи высока, причем под качеством зачастую понимается именно практикоориентированность. Важную роль играет и специфика образовательной среды: насколько она креативная и творческая либо, напротив, нестоличная, провинциальная

Для эффективного развития Татарстана необходимо увеличение креативной прослойки, но сама она не создастся, потому что спрос очень низкий. «Татарстану в лице его руководителя нужно одновременно и создавать спрос, и формировать предложения. И это поблема регулирования экспертного сообщества, — говорит Муравьев. — Креативные индустрии — это не песни и пляски, а продуцирование рабочих мест. Государство должно сформулировать для себя стратегию по развитию инфраструктуры».
Креативные пространства должны быть, чтобы создавать рабочие места для интеллектуальной молодежи

Но не все так просто. Создать креативное пространство и объявить о том, что оно теперь есть, часто недостаточно. Одним из примеров неудачного первого опыта создания креативного пространства в Набережных Челнах поделились Виктория Штанке и Александр Маркин, создатели молодежной организации «Метро». На созданное ими пространство при назначенной арендной плате в 150 000 рублей спрос был невелик, и два проекта, которые заявили о желании участвовать в работе, то есть стать резидентами, были небольшими, не слишком коммерчески успешными организациями. Через 9 месяцев проект пришлось закрыть. Возник вопрос, можно ли организовать пространство в месте, где не требуется оплачивать аренду, и такое место нашлось через некоторое время при помощи администрации города и при содействии главы исполкома Челнов Наиля Магдеева.

В Казани есть точки притяжения, в Набережных Челнах теперь есть «Метро», но ниже нет ничего. Нужно развивать мышление и создавать школы дополнительного образования, в которых это мышлегие будут ориентировать в нужное русло. По словам Ляли Бикчентаевой, модератора встречи и члена Общественной палаты РТ, в результате недавней поездки по районам она убедилась, что с творческим обучением в Татарстане беда. В 9% школ вяжут крючком грибочки, как вязали и в 80-е, и в 70-е, и в 50-е, сетовала она. У организаций, которые занимаются допобразованием, особая роль, а они до сих пор занимаются вязанием грибочков и деланием стенгазет, согласился Муравьев.

Среди участников встречи оказались и педагоги детской школы №177 Юлия Ситдикова и Кристина Полякова. Девушки рассказали, что пришли в школу, чтобы стоять у истоков культуры. За годы, что они проработали в школе, им удалось организовать множество мероприятий и получить большое количество грантов, на эти деньги они обрудовали в школе студии видеозаписи, звукозаписи и так далее, то есть, по сути, создали креативную среду. Это пример успешной творческой работы в среде, в которую пока, к сожалению, не принято вкладываться, пока можно продолжать вязать грибы.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
анон
Ну, удачи в начинания. Здесь больше пока нечего говорить
0
0
Ответить

Тимур
А мне кажется, что это лишь новомодные штучки и словеса, под которым нет ничего реального
0
0
Ответить

Арина
Я никогда не понимала до того, как прочитала статью, что такое креативные пространства. Думала реально, что это какое-то сборище хипстоты, которое просто туда-сюда ходит с айпадами и ничего путного не делает.
0
0
Ответить

Игнатий Лойола
По выражению лица Фомина видно, что он не в своей тарелке, тяжело ему общаться с молодежью. Она все про какой-то «креатив», «свободное пространство», «лофт» — слова, которых старый Фомин не понимает и не разбирается.
0
0
Ответить

Радик
слишком часто это словосочетание стало звучать в Казани, как в свое время венчурный фонд
0
0
Ответить

Денис
Как минимум будет где зимой собраться.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite