Как работает санитарная авиация в дни проведения ЧМ по водным видам спорта

Во время проведения Игр спецслужбы закрыли небо врачам воздушных бригад, но разрешили вылеты к месту соревнований при возникновении чрезвычайной ситуации

Юлия Яковлева — Казань

Один час полета вертолета санавиации обходится республиканскому бюджету до 90 000 рублей, рассказывает руководитель республиканского центра медицины катастроф Ирина Исаева. В эту сумму входит полет врачей на Ми-8, который способен вместить до восьми лежачих пациентов. Этот вертолет используют только при возникновении чрезвычайной ситуации.

Кроме него на вооружении республиканской санавиации есть еще два вертолета, которые медики используют для консультации — «Робинсон» (один час полета стоит около 40 000 рублей) и Ми-2 для транспортировки тяжелых больных из одной больницы в другую. Последний врачи используют чаще всего: на его борту есть место для одного лежачего пациента, бригады из двух врачей и удобные условия, чтобы разместить все необходимое оборудование для проведения реанимации во время перелета.

Все вылеты финансируются по программе государственной гарантии. За месяц врачи санавиации делают около 20 вылетов. Как правило, все полеты воздушных бригад проходят на высоте до 500 м.
Ирина Исаева и Айдар Фатыхов
«Мы стали активно использовать Ми-2 с мая, — говорит Исаева. — Это очень удобно в тех случаях, когда наземным транспортом бригаде бы пришлось везти тяжелого больного 1,5 часа, на вертолете они его транспортируют за 20-30 минут».

Тяжелых пациентов воздушные бригады медиков транспортируют в три высокотехнологичных центра республики — это больницы Набережных Челнов, Альметьевска и Казани по принципу ближайшего месторасположения от происшествия. Именно в этих центрах работают врачи высокой квалификации, способные оказать помощь любой сложности.

Например, во время проведения Универсиады на трассе Уфа-Набережные Челны двое велосипедистов из Китая попали в серьезное ДТП, говорит заведующий отделением экстренно-консультативной скорой медицинской помощи и санавиации при Центре медицины катастроф Айдар Фатыхов. По его словам, группа из восьми иностранцев решила на велосипедах доехать на место проведения международных спортивных соревнований среди студентов. Пострадавшие находились в тяжелом состоянии, и бригада скорой помощи доставила пострадавших в челнинскую больницу. Оттуда лежачих иностранных пациентов пришлось транспортировать на вертолете в РКБ.

«Санавиация — это быстрая доставка специалистов, медикаментов и оборудования на большие расстояния, — рассказывает Фатыхов. — В воздухе не бывает пробок, главное, было бы место для посадки, без проводов и не загруженное машинами».

Борт медицинского самолета оснащен всем тем же жизненно необходимым оборудованием мирового класса, что и реанимационный автомобиль. На нем есть все для реанимации в воздухе. Правда, после каждого полета врачам приходится его снимать, опасаясь перепадов температуры: летом, чтобы не грелось на солнце, зимой, чтобы не мерзло на холоде.
Как работает санитарная авиация в дни проведения ЧМ по водным видам спорта
«Это монитор, который следит за жизненно важными функциями,  электрокардиограммами сердца, приборы, контролирующие дыхание и содержание кислорода в крови, аппарат искусственного поддержания легких, системы и многое другое, — перечисляет Фатыхов. — Одна реанимационная сумка, которую с собой на борт берут врачи, весит около 30 кг».

Во время проведения ЧМ-2015 врачам воздушных бригад спецслужбы закрыли небо, но разрешили вылеты к месту соревнований при возникновении чрезвычайной ситуации, рассказали собеседники.

«Есть определенные летные правила, по которым для полетов над городом и населенными пунктами нужно особое разрешение (от Минобороны), поэтому мы летаем по окрестностям, — говорит Фатыхов. — Если нужно, то готовы приземлиться на “Казань-Арену”, что врачи демонстрировали на специальных учениях перед Играми».

Всего с января перед Чемпионатом по водным видам спорта различные спецслужбы имитировали 25 чрезвычайных ситуаций, в которых также принимали участие республиканские врачи. После завершения ЧМ-2015 оперативные службы начнут готовиться к играм международного класса FIFA.
Как работает санитарная авиация в дни проведения ЧМ по водным видам спорта
Бригада санавиации — это высококвалифицированные врачи, которые в повседневной работе занимаются тем же, на что способны и при возникновении чрезвычайных ситуаций, объясняют собеседники. «Они могут привлекаться по полной программе для оказания экстренной помощи и зрителям, и спортсменам, и всем», — уточняет Фатыхов.

Оказание медицинской помощи на международных соревнованиях, организованных ФИСУ, подчиняется нормам и требованиям той страны, где они проходят. 

«Может оказаться так, что какая-то инъекция или определенный препарат нельзя вводить [иностранным гостям] — говорит он. — Есть определенные ограничения, которые мы обязаны соблюдать. Но мы давно не расходимся с мировыми стандартами — в медицине нет национальных традиций», — говорит он.

Собеседники заверили, что помощь игрокам и гостям международных соревнований проходит на уровне мировых стандартов. При этом врачи выучили английский язык, чтобы понимать гостей третьей столицы России. Около 100 местных медиков, которые дежурят в местах проведения соревнований, приобрели этот опыт при проведении Универсиады и в командировке на Олимпиаде в Сочи. «Они знают необходимый минимум, но это не всегда спасает, потому что им встречается диалект», — уточняет Фатыхов.

Фото: Олег Тихонов

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ангелика
Вот интересно, а если массовое ЧП, хватит ли трех вертолетов, чтобы эвакуировать всех тяжелых пострадавших? Мне кажется, их явно должно быть больше.
0
0
Ответить

ОН
Ангелина, у нас должны быть не только вертолеты, но и хотя бы места для посадки этих вертолетов… Для эвакуации не критично пострадавших можно использовать и обычные вертолеты….
0
0
Ответить

MeSSiR
При массовом ЧП все равно не используется большое кол-во вертолетов. Места посадок все равно ограничены особенностью местности. 3 вертолета — это совсем не мало. В некоторых регионах и одного-то нет. и опять же: учитывайте затраты не только на вылет, но и на стационарное обслуживание. А это всё бюджетные деньги от наших с вами налогов.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite