Рустам Минниханов: Санкции для нас серьёзная проблема. Но, с другой стороны, это сигнал: «Давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то»

Глава республики рассказал, какое внимание руководство Татарстана уделяет жителям Набережных Челнов

Глава Татарстана Рустам Минниханов

KazanFirst 

Глава Татарстана Рустам Минниханов продолжил цикл интервью российскому телеведущему Сергею Брилеву. На днях Брилев совместно с ведущей телекомпании «Челны-ТВ» Лилией Ахметовой поговорил с лидером республики о судьбе второго по значимости города Татарстана — Набережных Челнов. Беседа проходила в научно-техническом центре «Камаза», поэтому значительная часть разговора была посвящена судьбе предприятия.

KazanFirst приводит стенограмму интервью, где Минниханов выступает с программой развития Набережных Челнов, экономики и промышленности города. А также обещает внимательнее относиться к критике горожан и преодолеть проблемы, типичные для моногородов.   

Сергей Брилёв: Где мы оказались? Где именно — это понятно, но вот эти новые модели — это что?

Рустам Минниханов: Это будущее «Камаза». «Камаз» за последние годы практически полностью обновил модельный ряд. Это совершенно новый автомобиль с совершенно новыми потребительскими свойствами мирового уровня. И компонентная база, и кабина, и всё остальное соответствует самым последним требованиям времени.

Сергей Брилев: Кабина — это как раз та, которую вы мне в 2009 году отказались показывать? И с тех пор она как раз и разработана, да?

Рустам Минниханов: Да, кабина разработана, она очень комфортная, соответствует самым последним требованиям.

Сергей Брилев: А электробус. Он просто на электричестве или это гибридная история?
Рустам Минниханов: Санкции для нас серьёзная проблема. Но, с другой стороны, это сигнал: «Давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то»

Рустам Минниханов: Электробус на электричестве. У нас есть разные решения. Есть у нас гибридные автомобили, которые имеют свою особенность по сравнению с другими производителями.

Здесь все решается за счёт того, что электромотор установлен на переднюю ось. Тягачи с гибридом, кроме того, чтобы экономику улучшать, ещё получают те свойства, которые нужны на российских дорогах. То есть в нужный момент отключается передняя ось, и автомобиль становится более конкурентным в сложных дорожных условиях: зимой, на влажном дорожном покрытии. Тогда эти решения очень выигрышны.

«Камаз» как бы пошёл своим путём, электробус — это автомобиль будущего. Его испытывали. И [председатель правительства России] Дмитрий Медведев на нём проехал, и [глава концерна «Ростех»] Сергей Чемезов. Я считаю, что будущее в городах за такими автобусами.

Сергей Брилев: С будущим понятно. Давайте вернёмся к настоящему.

Рустам Минниханов: Это [электробус] не будущее, это уже сегодняшний день.
Рустам Минниханов: Санкции для нас серьёзная проблема. Но, с другой стороны, это сигнал: «Давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то»Лилия Ахметова: Сегодня «Камаз» опять перешёл на сокращённую рабочую неделю, это ощущают не только заводчане, но и весь город: смежные производства, грузоперевозка, торговля, даже парикмахерские.

Как вы в кризисное время поддерживаете наше градообразующее предприятие?

Рустам Минниханов: Всё сложилось так, что первым делом пострадали автомобилестроители.

Автомобильная отрасль — это индикатор состояния экономики. Если взять в целом по республике, то у нас нефтяная промышленность, нефтепереработка, нефтехимия работают очень успешно. Но вот машиностроительная отрасль, особенно автомобильная…

Хотя те машиностроительные предприятия, которые работают на оборонный комплекс, очень хорошо работают. Они обеспечены заказами. Есть целевые заказы. Оборонное ведомство очень серьёзно поддерживает их.

Автомобильная отрасль нацелена, конечно, на рынок. Рынок сегодня неспособен привлекать кредиты. Стоимость денег высокая. Но я считаю, что это временный фактор. Автомобильная отрасль, как правило, первой падает и первой поднимается.

Но мы считаем, что проделали достойную работу. Оказана огромная поддержка федерального правительства, которая беспрецедентна для этого года.

В такие сложные моменты федеральное правительство выделило значительную сумму для поддержания рынка труда. Мы настоятельно это просили, и нас услышали. Сегодня есть ряд программ по поддержке автомобильной отрасли.

Это программа утилизации, и её надо дальше расширять.

Второе направление — это газомоторное топливо. Государство поддерживает и стимулирует покупку таких автомобилей. «Камаз» здесь готов к этому тоже. Также предприятие сегодня очень серьёзно работает на расширение экспорта.
Рустам Минниханов: Санкции для нас серьёзная проблема. Но, с другой стороны, это сигнал: «Давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то»

Но чтобы увеличить экспорт, нужно какое-то время. Я уверен, что в ближайшее время и экономическая ситуация внутри нашей страны стабилизируется, ставка [Центрального банка] и инфляция падают.

Наша работа на внешних рынках позволит нам улучшить ситуацию. Но все эти меры связаны с санкциями. Мы должны быть готовы к этим рискам. Мы должны создавать предприятия компонентной базы на территории Российской Федерации.

Эта работа комплексно идёт. Хотя есть ощущение тревоги…

Лилия Ахметова: Есть!

Рустам Минниханов: Благодаря решениям федерального правительства, правительства республики, самой дирекции «Камаза», [генерального директора «Камаза»] Сергея Когогина, скрупулезно отрабатываются все возможности и варианты.

Мы эту проблему решим. Когда зуб болит, его надо лечить. Поэтому это не проблема «Камаза». Здесь «Камаз» ни в чем не виноват. Это и стечение обстоятельств, и факторов, влияющих на текущий момент.

Я уверен, что даже при этом падении «Камаз» сегодня наиболее конкурентен среди аналогичных предприятий. За счёт оптимизации, за счёт эффективной работы, за счёт новых предложений, за счёт гибкости он решает свои задачи.

Сергей Брилев: Тут действительно цифры очень разные. В июне конвейер восемь дней работал. В июле вроде как 11 дней запланировано. Не знаю, успокоением ли это является для челнинцев или нет. Но ваш коллега, калужский губернатор [Анатолий] Артамонов, тоже столкнулся первым с тем, что завод грузовиков Volvo остановился. Понятно, что это прямое следствие, как скукоживается пока ещё внутренний рынок. Дай бог нам всем удачи, чтобы он расширился. Но сейчас внешние рынки принципиальное значение имеют.

Вы в прошлый раз, когда мы говорили в Казанском кремле, упомянули поездку в Перу. Что ещё с тех пор возникло на горизонте из потенциальных импортёров?
Рустам Минниханов: Санкции для нас серьёзная проблема. Но, с другой стороны, это сигнал: «Давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то»

Рустам Минниханов: Наши рынки — это Казахстан, Туркментистан, Азербайджан, Вьетнам. В Перу уже у нас есть серьёзный шанс получить заказ. У них есть заказы на военно-транспортные автомобили. Работа идёт.

Ситуация непростая, но сегодня мы ведь не сложили руки. Мы работаем над новым модельным рядом, над обучением персонала к новым работам, которые необходимы «Камазу». Поэтому этот временной отрезок нам нужно достойно пройти.

Сергей Брилев: Я видел на днях, что у вас появилась улица Нурсултана Назарбаева в Казани. Приехала большая делегация из Казахстана. Там с их стороны уже какие-то конкретные заказы для «Камаза» есть?

Рустам Минниханов: У нас там есть автосборочное производство. Казахстан один из наших стратегических партнёров. Он такой не только для «Камаза», не только для республики. Он стратегический партнёр нашего Российского государства. [Президент Казахстана] Нурсултан Абишевич [Назарбаев] очень многое делает для сближения России и Казахстана. И мы тоже ощущаем полную поддержку наших проектов.

Кроме того, как вам известно, огромное количество татар проживает в Казахстане, 220 000 человек. В Казахстане по вопросам, связанным с сохранением своей самобытности, языка и культуры очень много делается. Мы очень благодарны руководству Казахстана и лично президенту Назарбаеву.

Сергей Брилев: Я хотел бы отметить ваши уникальные лоббистские возможности, что вы внесли в Набережные Челны в список моногородов высшей категории. Это позволяет получить большую федеральную помощь. Всё-таки на «Камазе» или в Челнах получится, может быть, даже благодаря кризису преобразовать Набережные Челны из моногорода просто в большой разноплановый город?

Рустам Минниханов: Набережные Челны — второй по размеру город в республике. Около 500 000 человек проживает здесь. Нельзя «Камаз» сравнивать с каким-либо городом или с Volvo. «Камаз» — это крупнейшее машиностроительное, автомобилестроительное предприятия в России. Он по своей глубине, по локализации очень серьёзен, и он — стратегически важное предприятие.

Этот фактор соотносится с тем, что это наша конкурентность. Но с другой стороны — это наши риски. Поэтому принята комплексная программа до 2018 года, какие шаги сделать, чтобы мы могли снизить эти риски.

«Камаз» становится крепче. За счёт того, что у него новый модельный ряд, за счёт того, что он убирает все издержки, становится более эффективным.

Появился Камский индустриальный парк «Мастер». Это 640 000 кв.м, 240-250 резидентов. У нас в планах расширить парк в два раза, то есть ещё на 500 000 кв.м.
Рустам Минниханов: Санкции для нас серьёзная проблема. Но, с другой стороны, это сигнал: «Давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то»

Это будет крупнейший индустриальный парк уже в мире, если мы сегодня уже в Европе [считаемся крупным парком].

Или новый индустриальный парк «Развитие», парк «Челны». Мы создаем площадки, где быстро могут появиться бизнесы в этом городе. Или проект по производству птицеводческой продукции, проект «Сапфир» по импортозамещению.

Или проект по организации сталелитейного производства. Сейчас  металлический лом, мы собираем и отправляем [за пределы Татарстана]. А мы будем его здесь перерабатывать. И где-то 1500 рабочих мест создадим.

Наша задача — создать новые бизнесы, новые направления. Эта программа уже принята и влияет на диверсификацию экономики города на 22-25%. Мы, конечно, нуждаемся в поддержке федерального центра, идёт конструктивная работа. Я убеждён, что мы снизим эти риски, когда будут какие-то потрясения, чтобы Челны переживали эти потрясения с наименьшими потерями.

Лилия Ахметова: Вы говорите о промышленном производстве. У нас в городе и хлеб очень вкусный. Это всегда отмечают столичные гости. Кстати, развитие пищевой промышленности какую роль сможет сыграть в развитии разноплановой экономики города?

Рустам Минниханов: Если вы зайдете в магазин, обратите внимание, сколько на полках продуктов питания и изделий иностранного производства. А ведь по большому счету они не конкуренты нам. Мы можем эти продукты производить у себя. И такой опыт в Челнах и в Татарстане есть. Значит надо выходить на новые рынки.

Сейчас мы ищем пути, как продвигать через федеральные торговые сети те изделия и продукты, которые мы возделываем и производим. Это тоже очень системная и большая работа. Это и мясо птицы, и мясо свинины. Это не только рынок Татарстана. Это рынок всей России.

Сегодня Российская Федерация — крупный импортер мяса, молочных продуктов. Разве мы не можем эти рынки взять на себя?

С одной стороны, санкции для нас серьёзная проблема. Но, с другой стороны, это некий сигнал: «Давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то, будем эту продукцию предлагать уже нашим партнёрам». Что мы, свинину, мясо птицы, хлеб не можем производить? У нас всё самое свежее, нужно на это обратить внимание.

В принципе те продукты, которые мы покупаем иногда, сомнительного качества, и это влияет на здоровье. Качество питания — это качество жизни. Это очень стратегически важный вопрос. Сегодня, я считаю, есть самые лучшие возможности развивать эти бизнесы.

Лилия Ахметова: Рустам Нургалиевич, среди челнинцев бытует мнение, что в связи с 1000-летием Казани, подготовкой к Универсиаде Набережные Челны в некотором роде были обделены вниманием со стороны руководства республики.

Рустам Минниханов: Празднование 1000-летия Казани и Универсиада — это не только [работа] руководства республики. Это огромная федеральная поддержка. Мы получили огромные финансовые ресурсы для строительства спортивных объектов, мы получили целевые бюджетные кредиты, чтобы подготовить инфраструктуру.

Это не за счёт только республики. Основная часть этой поддержки была федеральной. Вы Челны можете сравнить с другими городами. Посмотрите Ульяновск, Киров. Я считаю, что Челны выглядят не самым худшим образом.

За два года практически под 10 млрд рублей инвестиций из бюджета республики на ремонтные, строительные, дорожные дела. Я считаю, что это неплохая цифра.

Лилия Ахметова: Социальные объекты? Детские сады, больницы?

Рустам Минниханов: Шесть детских садов [построены] в этом году. Мы сегодня завершили работу по медицинскому центру. Я дал поручение начать реконструкцию городской больницы №2. Мы начали строить новую школу в новом микрорайоне. Наверно нам нужно больше, но для этого нужна экономика. Мы должны наращивать экономику республики, потому что федеральные возможности тоже ограничены.

Я могу сказать, что они правильно критикуют нас. Но у меня есть один аргумент, что возможность проведения вот таких крупных мероприятий — это возможность привлечения федеральных ресурсов.

Разве для Челнов почти миллиард рублей — не поддержка для рынка труда «Камаза»? Чтобы мы людей не увольняли? Это поддержка федерального правительства, президента [Владимира Путина], премьер-министра [Дмитрия Медведева].

Никто в России такой поддержки не получил. Или 35 млрд рублей федеральных гарантий «Камазу», чтобы он модернизировался…

Сергей Брилев: Это астрономические суммы.

Рустам Минниханов: Это большие суммы. Это работа гендиректора Сергея Когогина и председателя совета директоров господина Чемезова. То, что возможно делается и с их стороны, и с моей стороны. Но, наверное, этого недостаточно. Будем лучше работать. Критику челнинцев принимаем.

Сергей Брилев: Я хотел бы вернуться к образу «Камаза». Я в Facebook набрал «Где я?», и мне первым делом выдало не научно-технический центр, а «Камаз-мастер», спортивную команду. Коммерческим успехам «Камаза» способствуют её спортивные победы?
Рустам Минниханов: Санкции для нас серьёзная проблема. Но, с другой стороны, это сигнал: «Давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то»

Рустам Минниханов: Имидж иногда дороже денег. «Камаз-мастер» и его победы принесли очень положительный имидж в целом и для нашей страны. Это говорит о наших технических возможностях, о науке и промышленности.

Второе. «Камаз-Мастер» — это полигон, когда самое крутое отрабатывается на спортивных машинах. Потом они реализуются на наших стандартных или спецавтомобилях для решения спецзадач. И третье — это серьёзная команда, ведь не только надо создать автомобиль, но и нужны очень талантливые люди. Наша команда — это гордость республики, «Камаза» и нашей страны. Поэтому я считаю, что это не какая-то игрушка, а очень серьёзная структура, которая работает и на имидж, и на пользу, и на всё остальное.               

    

Понравился материал? Поделись в соцсетях
10 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
П
я никого не знаю кроме него за кого голосовать….навверное все-таки за него….
0
0
Ответить

Наблюдатель!
А вы знаете, кто победит в сентябре на выборах президента Минниханова? Правильно! Минниханов
0
0
Ответить

Логопед
ТО ли Брилев баран, то ли Минниханов врун. В 2009 году вам господин Брилев не хотели показывать совсем другие Камазовские кабины, если конечно вообще хотели их показывать. Они до сих пор — тайна за семью печатями и показывают их лишь по особым случаям, да и то не каждой приезжающей на Камаз делегации. А те кабины, что вы снимали — это плод сотрудничества Камаза и Даймлера, любезно предоставившего падающей лошади свою Аксоровскую кабину 17-летней давности, чему безмерно по всей видимости рады на Камазе. Есть свои кабины, разработанные корейцами, но нет, давайте будем ставить немецкое старье — для нас это прорыв, будущее Камаза. ТОлько вот в Европе это уже давно вчерашний день, если конечно не позавчерашний…
0
0
Ответить

плор
Зачем тогда в Челнах так часто мэр меняется? Нестабильность? А чем объясняется то, что в городе очень популярны Коммунисты России?
0
0
Ответить

1234
Наблюдатель, потому что нет никого кроме него! Не за Миргалимова же голосовать?
0
0
Ответить

Арт
А мне нравится Минниханов. он хороший человек
0
0
Ответить

анон
ну дороги стали ремонтировать это заметно!
0
0
Ответить

Руст
Казань подтянули это правда! тепрь надо подтянуть Челны. И это вроде бы как делается. Поменил главу города. Новый, плохой или хороший, но он делает что-то. Посмотрим что будет после, но пока все удовлетворены больше, чем недовольны. Реально пошли деньги в город. Минниханов уговорил Москву дать Челнам деньги на поддержку развития моногородов. Есть реальные планы по увеличению промплощадок. Я просто сам в теме — знаю об этом немало. посмотрим что бкдет дальше, повторю! Но пока есть сдвиги!
0
0
Ответить

Михаил
Татарстан развивается, и естественно вместе с ним и Набережные. Говорит все по делу, хорошее интервью
0
0
Ответить

татьяна
тут пишут только хорошие отзывы. остальное не выклыдывают
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite