«Обнажённый» Густав Малер под прикрытием Пятой

28 сентября – открытие нового концертного сезона Государственного симфонического оркестра. В предстоящий год зрители услышат все симфонии Чайковского
28 сентября – открытие нового концертного сезона Государственного симфонического
оркестра. В предстоящий год зрители услышат все симфонии Чайковского, но перед
этим, сезон откроется симфонией Густава Малера №5

28 сентября – открытие нового концертного сезона Государственного симфонического оркестра. В предстоящий год зрители услышат все симфонии Чайковского, но перед этим, сезон откроется симфонией Густава Малера №5.

Государственный симфонический оркестр (ГСО) за время руководства Александра Сладковского год от года восстаёт из пепла, тщательно и упорно оттачивая своё мастерство и возвращая публику в залы на свои концерты. Новый концертный сезон – это новая победа, новый шаг навстречу к  мировому признанию. «Когда я пришёл в оркестр, было очень тяжело, уровень музыкантов оказался настолько низок, что они не могли и пяти тактов сыграть, — рассказывает художественный руководитель и дирижёр ГСО Александр Сладковский — мы готовились к Универсиаде три года, с тех пор, как я приехал сюда и последний наш рывок был чудовищно удачным – открытие-закрытие студенческих игр транслировалось на весь мир и оркестр показал себя достойно».

В разговоре музыкант отметил, что при подборе репертуара, основная задача оркестра —  это внешний рынок, с тем, как нас идентифицируют в Европе. «Наша задача показать, что Татарстан, Казань — центр мировой культуры, специально для этого был подписан договор с европейским телеканалом «Медичи» для транслирования концертов ГСО по всей Европе, — продолжает Сладковский – за три года своего управления оркестром, ГСО вошёл в топ десять оркестров России, поверьте мне, через три года я выведу наш оркестр в мировой рейтинг».

Как в доказательство своих амбициозных планов, пред симфоническим оркестром год от года ставится более высокая планка, давая музыкантам возможность максимально развить свои творческие способности, при этом неустанно удивляя неискушённого казанского зрителя. Прошлый год был ознаменован всеми симфониями Бетховена, сезон 2013-2014гг. будет посвящён Петру Ильичу Чайковскому, чьи произведения предстанут в полном симфоническом варианте. Изюминкой и смелым шагом в программе грядущего музыкального года для ГСО станет Пятая симфония австрийского музыканта-новатора, композитора и дирижёра  Густава Малера.

«Обнажённый» Густав Малер под прикрытием Пятой

К слову, в послужном современном списке татарстанского симфонического оркестра уже надёжно закрепились Первая и Четвёртая симфония строптивого австрийца. Особенность Пятой состоит в сложности исполнения, но не столь технического, как эмоционального. Малеровская симфония №5 – лакмусовая бумажка мастерства, для любого оркестра дерзнувшего сыграть этот  музыкальный трактат из пяти частей. Произведение настолько атмосферное и эмоционально-сложное, что в полном своём объёме далось только пяти крупнейшим российским оркестрам, в чьё число гордо входит и республиканский ГСО.

Сезонная премьера австрийской симфонии выполняет важную историческую миссию перед публикой и слушателями, возвращая потерянного на десять лет Малера №5 на казанскую сцену. Цитируя художественного руководителя государственного симфонического оркестра РТ, Пятую Малера невозможно просто играть, её необходимо суметь именно поставить, чтобы у слушателя в сознании отражалась полная красочная картина, задуманная автором. По словам Сладковского, «Оркестр, который не играет Пятую Малера и Весну священную — это не оркестр».

Переходя к самому исполнению, необходимо чётко провести грань между концертным выступлением и прослушиванием симфонии в записи. Ни одна плёнка в мире не сумеет передать музыкальную энергетику и эмоционально-немой накал страстей, кипящий во время исполнения Малера в зале. Невозможно раскрыть человека по переписке, так же, как невозможно проникнуться гениальной музыкой в записи.

«Обнажённый» Густав Малер под прикрытием Пятой

В исполнении Пятой ГСО, Малер – это откровение, начинающееся со вступления медных фанфар. Композитор-перфекционист дорабатывал и дописывал свои произведения в течение всей своей жизни, но так до конца и не был доволен результатом. Именно благодаря поставленной Малером перед самим собой задачи максимум, при живом прослушивании нынешний зритель входит в состояние легкого транса, на длительное время разрывающего связь слушателя с внешним миром.

Пятая – это обнаженные, не поддельные эмоции, бескомпромиссно проносящиеся по залу штормовым шквалом, не оставляя ни одного равнодушного слушателя на своём пути. Вслушиваясь в детально точное исполнение, постепенно осознаёшь, что каждое pianissimo – это обманчивое затишье перед бурей в любой момент настигающей тебя врасплох при мощнейшем ассимилировании с твоим внутренним миром.

В мгновение ока, пережив чужую жизнь и так же внезапно очнувшись, ты смотришь на часы, чтобы понять, сколько времени тебя здесь не было. Коварно-прекрасный звук опасно  обволакивает, бескомпромиссно погружая слушателя в своё естество, словно в пучину сознания другого человека. Визуально это можно сравнить только с сумасшедшими фильмами Теренса Малика, тогда как на эмоциональном уровне полученное ощущение передать невозможно.

«Обнажённый» Густав Малер под прикрытием Пятой

Наблюдая во время исполнения программы за зрительным залом, невольно понимаешь, по каким бы причинам сюда не пришёл каждый из слушателей, Пятая Малера неизбежно заставила их  задуматься над услышанным, доведя сознание до катарсиса и выбив из большинства внезапную слезу.

Кроме непредсказуемого эмоционального взрыва, симфония в не меньшей части излучает безмятежность, сравнимую с зеркальной гладью горного озера. Если первые три части симфонии №5 с корнем вырывают слушателя из реальности, увлекая за собой в самую бурю эмоционального накала, то две последние постепенно возвращают его обратно на землю. Конечный результат происходящего —  зеркальная смена музыкальной постановки шквалом зрительских оваций, с традиционными криками «Браво!»

48 концертный сезон симфонического оркестра республики Татарстан торжественно объявляется открытым. Впереди у музыкантов подготовка к крупному европейскому турне и решение новых профессиональных задач с запланированным включением в оркестровый репертуар очередной,  Шестой симфонии неспокойного австрийца Густава Малера.

Лера Гарипова
Фото из открытых источников

Comment section

Добавить комментарий

Войти: