«Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

В храме всех святых Благовещенского собора открылась уникальная выставка икон из частных коллекций со всего Поволжья

Ольга Гоголадзе — Казань

Православные празднуют сегодня День иконы Казанской Божией Матери. В преддверии этого дня в Казанском кремле открылась выставка «Казанская в судьбах России».

Если вы не попали на ее открытие в храме всех святых Благовещенского собора, считайте, вам повезло. 

Потому что вы сможете спокойно рассмотреть каждую из 80 икон, не будучи зажатым среди сотен верующих, для которых увидеть эту коллекцию самыми первыми стало чем-то вроде паломничества. Слишком много важных событий сошлись в одной точке: канун явления иконы Божией Матери в Казани, благодарственный молебен нового митрополита Казанского и Татарстанского Феофана  и уникальная подборка старинных икон, впервые выставленная на обозрение широкой публики. Для тех, кто свято чтит церковные праздники, пропустить такое событие было просто нельзя. К тому же открывал выставку сам Феофан, которого многим хотелось увидеть вживую.
«Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

— Именно здесь, в Кремле, 50 лет назад я принимал воинскую присягу. А сегодня вошёл в ином качестве на казанскую землю и в этот величественный собор,  говорил Феофан.  Мы вместе с этими иконами пройдём по Руси, спустимся в глубину веков, посмотрим на время глазами иконописцев, прикоснёмся к этим святыням, которые, без сомнения, когда-то были собраны не для коллекции, а для молитвы. Каждая из них таит много событий: и слёзы, и радость, ибо икона — это невидимый собиратель обращений людей к Богоматери. Кто-то будет рассматривать их с художественной точки зрения, а кто-то увидит в иконах особый покров и благодатную помощь царицы небесной.

Действительно, в подземелье Благовещенского собора время словно пошло вспять. Атмосфера на выставке чем-то напомнила первые христианские катакомбы из учебников истории: дело в том, что иконы разместили в помещении XVI века, под арочными кирпичными сводами.
«Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

Удивительно, насколько не похожими друг на друга оказались все 80 ликов. Казалось бы: один образ, один сюжет, одинаковый поворот головы. Но манера написания, выражение лица, взгляд (не говоря уже о ризах и окладах) делают их абсолютно разными, настолько каждая несёт в себе индивидуальность мастера и отражает эпоху, в которой была написана. 

Где-то Богородица словно скорбит, где-то, напротив, спокойно улыбается, иногда грозно взирает. С некоторых икон смотрит всепрощающий лик. Нередко на списках изображены святые в молитвенном предстоянии, что очень дополняет выставку и делает её ещё более интересной.
«Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

Экспозиция начинается с наиболее древних икон, датируемых концом XVI века, и житийных икон, постепенно дополняясь более поздними образами, и заканчивается филигранными работами начала прошлого столетия. География почитания тоже поражает: Казань, Орёл, Ростов, Москва, Петербург, Ярославль, Симбирск, Нижний Новгород, Архангельск, Полоцк и даже Прибалтика.

Можно проследить, как явно меняется манера письма за 400 лет с момента обретения образа. Поскольку Казанская икона явилась в 1579 году, то до XVII века остался всего 21 год. За это время она ещё не успела прославиться на всю страну, и большого количества списков в то время не сделали. Поэтому на выставке всего один лик, предположительно датируемый концом XVI столетия. Манера письма того времени очень узнаваема, она довольно архаична и похожа на древние образцы.
«Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

Однако, в XVII появляется искусство Строгановских вотчин, которое кардинальным образом повлияло на иконопись. Для них характерны утончённая манера исполнения, особая форма головы, мастерство светотени, пейзажные панорамы и более расширенная тематика изображений. Иконописцы Оружейной палаты пошли дальше и начали приближать священные лики к портретам реальных людей. До этого иконопись была плоскостной, не стремилась подчеркнуть индивидуальные особенности человеческого лица и не пыталась передать объём.

В XVIII веке наше искусство задели западные тенденции, изменилась вообще вся манера написания икон. Древнерусский стиль сохраняли только гонимые старообрядцы, а всё синодальное стало приближаться к католическим образцам. Однако, в XIX веке мастера стали смотреть, как работали мастера прежних столетий, и вскоре их стало преследовать стремление вернуться к истокам. Параллельно развивалась школа академической живописи, когда часть икон стала исполняться в виде портретов.
«Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

— Это было очень сложно, поскольку иконописный лик не подразумевает точного соответствия человеческим пропорциям. Можно заметить, насколько отличаются по размерам образы Богородицы и Спасителя,  рассказывает организатор выставки Андрей Болдырев.  На иконах это смотрится естественно, но если бы мы ждали фотографического сходства, такие пропорции выглядели бы очень странно. Поэтому весь XIX век искали оптимальную форму, с помощью которой можно изобразить лики святых академическим письмом.

«Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

Оклады икон — это особое искусство. Их создание требовало не меньшего мастерства, чем написание самого образа. Первоначально оклады делали из басмы — полосок серебра, которые простукивались для придания им объёма. Только в XVII веке начали появляться оклады в том виде, к которому мы привыкли: венцы из золота и драгоценных камней, богатые ризы и искусно сделанные складки одежды. В XIX веке начало возрождаться искусство эмали.

— Грубо говоря, это разноцветное стекло, которое выкладывалось на серебре и термически обрабатывалось, после чего становилось стеклянной массой разного цвета. Самое интересное, что каждый цвет создавался с помощью природных минералов, которые плавились при разной температуре. И поэтому создание такой эмали требовало тончайших расчётов, иначе всё могло попросту расплавиться, — объясняет Болдырев.

«Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

Каждый оклад приносили в пробирную инспекцию, чтобы удостовериться, что мастера не прикарманили себе серебро, разбавив его другим металлом. На них ставили клейма пробы, города и пробирера, который произвёл экспертизу. Так что, благодаря иконам мы можем отследить историю и развитие серебряного дела в России. Кстати, своё клеймо в Казани появилось в 1740 году, а на выставке есть икона 1760 года — более ранних работ из нашего города, возможно, вообще не сохранилось.

Однако рассматривать иконы исключительно с точки зрения искусства было бы кощунством. Для многих поколений верующих «Заступница» была и навсегда останется  чудотворным образом, который на протяжении 400 лет спасает страну от бед и несчастий.

 «Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

По преданию, именно Казанская икона помогла победить в Полтавском сражении, благодаря ей ополчению Минина и Пожарского удалось взять Китай-город, а Петербург никогда не будет взят противником, пока Богородица находится в Северной столице. Поэтому сложно даже представить, насколько ценными для всех православных являются списки, которые ныне утеряны. Например, Московский список, который помог спасти страну от Смуты, и был утерян после революции 1917 года. А также Казанский список явленной иконы, утерянной в 1904 году.

«Казанская в судьбах России»: 400 лет истории в ликах Богородицы

Первые посетители выставки стремились приложиться к иконам, несмотря на то, что они являются экспонатами частных коллекций. Организаторы просят этого не делать, поскольку каждый из этих образов попросту бесценен. А вот молиться никто не запрещает.

Выставка «Казанская» в судьбах России» будет открыта для посещения до 6 сентября.
Часы работы: ежедневно с 9:00 до 18:00, кроме понедельника.
Вход свободный.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Полина
Добрый день! Подскажите, проводятся ли на выставке экскурсии? Заранее благодарю.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite