Ольга Алонзова: «Мы хотим перенести в “Штаб” весь городской диспут на тему проблем Казани»

Ольга Алонзова: «Мы хотим перенести в “Штаб” весь городской диспут на тему проблем Казани»
Директор креативной резиденции развенчала все мифы о самом модном месте нашего
города

Директор креативной резиденции «Штаб» Ольга Алонзова


Ольга Гоголадзе — Казань

Резиденцию «Штаб» окрестили «креативным сердцем Казани» буквально с первого дня открытия. Пространство искренне полюбили даже отъявленные скептики, признавая, что резиденция — это не просто красивый интерьер.

Здесь происходят по-настоящему интересные события, причём во всех сферах творческой жизни. «Угол» проводит театральные лаборатории. Дизайнеры устраивают показы мод. В лектории каждый день выступают крутые спикеры, виниломаны по четвергам слушают винтажные пластинки, а любители современного искусства приходят посмотреть на необычные фотовыставки. 

Прибавьте к этому серьёзную базу: кофейню, коворкинг, боксы с постоянными резидентами и обожаемые зелёные диваны — и тогда получите хотя бы примерное представление о креативной резиденции.

Но даже у частых гостей «Штаба» иногда возникают вопросы, что это такое, зачем это нужно и для чего. Не у всех есть понимание, как развитие креативной индустрии может повлиять на привлекательность города и почему именно она служит показателем его продвинутости. 

Подробно объяснить это специально для KazanFirst взялись директор креативной резиденции Ольга Алонзова и главный куратор выставочного пространства «Штаб» Стася Ибрагим.
Ольга Алонзова: «Мы хотим перенести в “Штаб” весь городской диспут на тему проблем Казани»
— «Штаб» открылся в трудное время  в разгар кризиса и санкций. Как вы справляетесь?

Ольга Алонзова (О.А.): Кризис здесь вообще не ощущается! Наоборот, он рождает желание выкарабкаться настолько быстро, насколько это возможно. Такая ситуация лишь способствует развитию, появлению новых идей, стимулирует умственную деятельность. Мне кажется, в креативной индустрии кризисов не бывает.

— Наверное, поэтому резиденцию так полюбили в городе. Все хотят спрятаться от кризиса, но при этом многие спрашивают: «А что значит креативная индустрия?». Видимо, само слово ассоциируется, скорее, с промышленностью, чем с творчеством…

Стася Ибрагим (С.И.): Да, в терминологии часто возникает путаница. Давайте просто загуглим официальное определение. Доклад ООН трактует креативные индустрии как совокупность отраслей, базирующихся на авторском праве.

Однако, если мы говорим о креативных индустриях на уровне города или страны, их принято называть «деятельностью, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

Звучит несколько запутанно, но на деле всё просто: творчество, которое в итоге приводит к подъёму экономического роста и развитию молодёжного движения. Это может быть кино, издательское дело, архитектура, театр, дизайн, музыка и звукозапись, изобразительное искусство, компьютерные технологии, интернет-публикации, школа фотографии… Да хоть сообщество велосипедистов, если они устраивают интересные городские мероприятия, тем самым, производя некие духовные ценности.

— Значит, именно такие творческие компании и стали якорными резидентами в «Штабе»?


О. А. Да! Сейчас у нас 12 якорных резидентов. Все они талантливые молодые ребята, которые чудом выживают в условиях глобальной конкуренции с нашей нефтепромышленностью. Потому что делать деньги, содержать себя, свою фирму и семью, имея за плечами 25 лет от роду и одно высшее образование, зарабатывая  креативным подходом к бизнесу — это очень тяжело. Я считаю наших резидентов супергероями.
Ольга Алонзова: «Мы хотим перенести в “Штаб” весь городской диспут на тему проблем Казани»

— А как им работается у всех на виду, в прозрачных стенах, когда их постоянно рассматривают гости «Штаба»?


О. А. Я думаю, что open space — это не нами придуманный формат, и он настолько давнишний, что молодое поколение давно уже к нему привыкло. Сейчас это никого не смущает. 

Кроме того, общественное пространство «Штаба» — это тоже резидент, его неотъемлемая часть, как зрители на футбольном матче. Люди здесь гуляют, находят здесь что-то полезное для себя, смотрят на необычные картины, слушают интересные мастер-классы. Тем самым, они формируют особую атмосферу, в которой очень приятно находиться.

Такая городская лужайка под крышей, где можно провести целый день. Сюда можно прийти утром, выпить чашечку отборного кенийского кофе, спокойно поработать в коворкинге. Он открыт на базе «Кофе-станции», наших якорных резидентов, и входит в «Топ-6» лучших коворкингов Казани. Здесь можно и познакомиться с другими представителями креативного класса, и попасть на интересное мероприятие, и всё это стоит 250 рублей в день. Причём, в эту сумму входят напиток и сэндвич. Кроме того, есть абонементы на месяц. Сами понимаете, это ещё выгоднее. В общем, рабочее пространство для креативщиков создано великолепное.
Ольга Алонзова: «Мы хотим перенести в “Штаб” весь городской диспут на тему проблем Казани»Здесь же можно посетить неформальный дневной семинар от Фонда стратегического управления талантами, а вечером попасть на лекцию главного архитектора Барселоны, после которой посмотреть выставку в стиле глитч-арт. Параллельно можно послушать отличную музыку и выпить вина, после чего присоединиться к скайп-конференции с британской художницей.

С. И. Аналогов подобному пространству в Казани нет. Каждый предмет интерьера здесь — штучная работа.

Этот стол, светильники, лампы — уникальные, единичные проекты. Их не заказывали по каталогам, проектированием пространства занимались сами резиденты. Мы этим очень гордимся. Но «Штаб» — это креатив внутри и снаружи, поэтому он не будет замыкаться в четырёх стенах. Мы хотим выйти и на крышу, и в город, и обязательно во двор. «Угол» уже проводил там показ спектакля, поэтому мы планируем обустроить его, как следует. Нельзя, чтобы такой прекрасный дворик-колодец был  неухоженным.
Ольга Алонзова: «Мы хотим перенести в “Штаб” весь городской диспут на тему проблем Казани»

— Те, кто считал «Штаб» резиденцией хипстеров в «аквариуме», сейчас явно осознали свою неправоту.

С. И. Ни в коем случае не надо нас ассоциировать с хипстерами! Мы гораздо дружелюбнее, чем многие хипстерские заведения и мероприятия, где невольно чувствуешь себя «понаехавшим» с кварталов или из Азино. У нас ни на кого не посмотрят косо, а организаторы мероприятий не делают вид, что посвящены в тайны современного искусства, недоступные простым смертным. Наоборот, нам многие говорят, что атмосфера в «Штабе» воодушевляет и вдохновляет на создание чего-то нового, необычного.

— В наше время людей творческих профессий напрямую связывают с общественной деятельностью и активной гражданской позицией. Как с этим обстоят дела в «Штабе»?

О.А. Мы хотим перенести сюда весь городской диспут на тему проблем Казани. Вы верно заметили, сейчас этим занимаются креативные молодые ребята, которые организовывают урбанистические объединения, клубы молодых архитекторов и искусствоведов. Через дискуссии формируются сообщества и рабочие группы. Сейчас это уже на потоке, такие встречи происходят каждый день. Они пришли, обсудили какую-то тему, после чего могут и дальше собираться здесь, привлекать экспертов.  Например, на этой неделе будем обсуждать набережные Казани: у нас их так много, но большинство в плачевном состоянии.

— Не останется ли это традиционным форматом «поговорили и разошлись»?

О.А. Ни в коем случае. Спикеры задают какую-то тему, всё это выливается в бурные обсуждения, которые обязательно будут приводить к  конкретному результату: либо множеству публикаций в СМИ, либо решению градоначальников по этому вопросу, либо мы сами возьмём в руки лопаты и мётлы и пойдём благоустраивать город. 

А может быть, придумаем какое-то креативное решение. К тому же, в «Штабе» все диспуты, дискуссии, рабочие воркшопы получают обратную связь, ведь сюда приходят люди, наделённые властью. В наш век невозможно по-другому. «Поговорили — разошлись». Нет, так не пойдёт. К нам перестанут ходить, если не будет выхлопа.

— С другой стороны, настолько важно собираться на своеобразный форум в эпоху соцсетей, когда всё то же самое можно обсудить онлайн, не отрываясь от работы или домашних дел?

О.А. Ещё как важно, и уже есть первые результаты. Например, у нас проходит много мероприятий с фотографами. И они, пообщавшись друг с другом, придумали провести фотоквест #Доброеутротатарстан. Здесь же сидели ребята, которые предложили помочь с продвижением проект в соцсетях, другие сразу взяли на себя с организацию. Недели две назад мы запустили этот квест, и он стал грандиозным событием в жизни Казани — настолько, что в нём поучаствовал даже Рустам Минниханов. Но началось-то всё с обычного: «А давайте!?».

«Битва креативных менеджеров» родилась также. Здесь собирались ребята, которые занимаются креативным бизнесом. Выяснилось, что всем не хватает людей, а взять их неоткуда.

Более того, квалификацию таких сотрудников можно оценить только в деле. Поэтому возникла мысль: «Придумаем формат, при котором творческие команды будут каждую неделю проводить по одному мероприятию в спорте, музыке, моде или современном искусстве. Посмотрим, как они смогут его организовать, кого привлечь, с кем договориться. И сразу будет понятно, что они из себя представляют». 

Лучшие смогут уже на профессиональной основе работать с теми, кто определяет развитие городской креативной среды. А остальные участники получат новые профессиональные возможности и знакомства. Возможно, благодаря этому проекту в Казани зародится школа креативного менеджмента.

Кроме того, в «Штабе» пересеклись музыканты, мастера визуального искусства и продюсерские компании. Сейчас они совместно разрабатывают проект по продвижению этнической культуры Татарстана в современном формате.

С.И. Или, например, у нас есть краевед Леонид Абрамов, который ведёт группу в фейсбуке. Иногда он устраивает экскурсии, выезжает в районы республики, а в процессе делится со своими подписчиками бесценными сведениями. Но на такие вылазки решается человека три, потому что у большинства нет ни времени, ни возможности куда-то выехать. Теперь у них есть площадка в центре города, где они могут собраться и пообщаться с таким уникальным человеком в формате «вопрос-ответ».
Ольга Алонзова: «Мы хотим перенести в “Штаб” весь городской диспут на тему проблем Казани»

Более того, есть информация, которую даже в интернете не найти. На днях у нас выступала Александрина Михайлова, которая ведёт занятия на факультете дизайна архитектурно-строительного университета. Кто её может послушать? Только студенты этого вуза. А я уверена, что многие хотели бы побывать на её занятиях, потому что она делится уникальными знаниями.

Иметь возможность получить абсолютно авторскую, проверенную, интересную информацию —  большая удача для города. Это настоящее образование, поскольку у нас проходят циклы лекций и рабочих воркшопов, на которые приходят самые разные люди, от 15-летних школьников до пенсионеров.
Ольга Алонзова: «Мы хотим перенести в “Штаб” весь городской диспут на тему проблем Казани»

Что самое удивительное — совершенно бесплатно. Многие боятся, что вскоре придётся платить даже за вход

О.А. Это самое страшное, что может случиться со «Штабом». Вход к нам свободный и всегда будет свободным. Разве что, платными будут рабочие мастер-классы, на которых делятся конкретными навыками (как скроить универсальное платье, например). Или какие-то выставки очень именитых мастеров, если такое условие поставят организаторы.

Раз уж мы заговорили об обучении, нельзя не упомянуть книжный магазин, который недавно открылся в «Штабе». Это тоже пример взаимодействия?

С.И. Конечно! Я много лет профессионально занимаюсь изучением архитектуры и постоянно сталкиваюсь с серьёзной проблемой: в Казани, при большом количестве книжных магазинов, специализированной литературы по архитектуре вообще нет. 

Есть книжки: «1000 необычных домов» или «100 красивых лужаек», но грамотных учебников, которые помогут вырастить серьёзных архитекторов, к нам не привозят.
Ольга Алонзова: «Мы хотим перенести в “Штаб” весь городской диспут на тему проблем Казани»

Приходилось искать нужную мне литературу либо через интернет, либо покупать в Москве. И этот момент мы решили исправить. Сейчас, благодаря «Штабу», мы можем закупить  узкоспециализированные издания, например, как проектировать улицы или велодорожки. Или уникальные книги по истории, искусству, моде. Интерес к ним огромен, и со временем мы будем расширяться.

О. А. Книжный магазин — это пока совсем новый новый проект, но совсем скоро внутри и около него будет проходить невероятно крутая жизнь.

Наверняка это не единственный пункт в повестке «Штаба». Чего нам ещё ждать в ближайшее время?

О.А. Загрузка на июль колоссальная, на август ещё больше — расписание мероприятий мы каждую неделю публикуем в группе «Штаба». Я боюсь, как мы будем справляться с тем потоком людей, который ожидается осенью.

У нас в планах наладить сотрудничество с центрами современного искусства Москвы и Петербурга, такими как «Винзавод», «Стрелка», «Флакон», «Гараж». Сейчас с ними ведётся деловая переписка, и  они готовы приехать посмотреть нашу площадку. Очень хотим привозить сюда с их подачи и спикеров, и художников, и выставки, и инсталляции.

С.И. При том, что у нас уже есть план по выставкам до осени, даже до зимы. Проекты, которые мы покажем в «Штабе», созданы преимущественно молодыми и не очень известными художниками, которых мы выбираем после долгого изучения.

Сейчас мы ведём переговоры с автором, который собирал свой проект в течение пяти лет. Его не привезёт «Гараж», а мы его привезём, и покажем, и полюбим. У нас ведь резиденция креативных индустрий, а не высоких художников. Это не музей. Пока не музей (смеется).

Вдобавок мы выполняем функции кураторов от искусства, занимаемся их продвижением и развитием. Оказалось, что в Казани нет креативной индустрии менеджеров искусства и галеристов, которые могли бы собирать художников. Мы сейчас работаем и над этим.

— Наверное, многие хотят стать частью такой интересной «рабочей тусовки». По каким критериям вы выбираете будущих резидентов?


О.А. Сейчас на каждое свободное место претендуют минимум четыре компании, и это по самым скромным подсчётам. Поэтому наш главный критерий отбора — синергия, чтобы мы были на одной волне, дышали одним воздухом, жили одной жизнью. Резиденты здесь не работают, они здесь творят. Мы все друг другу очень подходим, помогаем, взаимодействуем. Заплатить деньги и заявить: «Я буду жить в вашем боксе!» не получится.

 — А если, допустим, кто-то захочет открыть блинную, чтобы кормить непосредственно резидентов, или нарисовать ещё одно граффити на стенах штаба. Как вы относитесь к таким инициативам?


О.А. В нашей группе «Вконтакте» есть специальная почта по рабочим вопросам. Каждое письмо, которое приходит на этот адрес, мы рассматриваем, распечатываем, обсуждаем. Когда люди предлагают что-то привнести в «Штаб», мы уделяем пристальное внимание каждому предложению.

С.И. Сейчас этих предложений настолько много, что приходится некоторым отказывать. К нам приходят, выкладывают на стол свои картины, приносят фотографии на флешках. Доходит до смешного: человек говорит, что он художник, но у него ни одного полотна нет, только эскизы.

— То есть, можно сказать, что спрос на «Штаб» сейчас бешеный?

О.А. Я согласилась бы именно с таким определением. Когда у меня 15 встреч за день, и столько же на себя забирает Стася, иначе и не назовёшь. Все новости о штабе можно читать в наших группах: так что, следите за нашими обновлениями, мы постоянно придумываем что-то интересное и необычное! Скоро будет ресторанный день в «Штабе», мастер-класс по игре на хэнг драме, танго, утренние разминки по йоге и многое другое.

С.И. Прошло всего три месяца, а мы уже полноправная часть городской среды. Но для Казани принципиально, чтобы таких пространств было ещё больше. Потому что они рождают вокруг себя определённую тусовку, и когда они начинают пересекаться, в городе начинается небывалый экономический рост. Пока у нас нет конкуренции, и нас это очень печалит. Хорошо бы, чтоб на каждом углу был свой «Штаб», тогда мы были вынуждены креативить на 200%!

Comment section

Добавить комментарий

Войти: