Как «Театр у школьной доски» сыграл под музыку рассказы Чехова

Режиссер Радион Букаев поставил 3 спектакля-«урока» по произведениям из списка литературы, которые в сентябре покажут в школах республики

Ольга Гоголадзе — Казань

Все хоть раз в жизни собирали разноцветные морские камушки. Помните, насколько они красивые в воде и как теряются, стоит им высохнуть по дороге с пляжа.

Но их затейливые вкрапления и переливы можно снова увидеть, стоит лишь окунуть их в воду. То же самое бывает с литературой. Есть авторы, которых нужно читать вслух. Потому что голос, выражение, ирония и с трудом сдерживаемый смех до неузнаваемости преображают скуповатый на первый взгляд текст. 
Как «Театр у школьной доски» сыграл под музыку рассказы Чехова
Рассказы
Антона Паловича Чехова именно из этой категории. Их надо проговаривать, смаковать, заставлять звучать, а не бегло пролистывать десяток подряд на перемене перед шестым уроком.

Увы, преподавание литературы в подавляющем большинстве школ настолько бессмысленно и беспощадно, что для многих поколений россиянЧехов остаётся непонятным и унылым автором. Однако почти все театральные актёры в интервью заявляют, что именно он их любимый (или один из любимых) писателей. Пьесы Чехова уже больше ста лет ставят по всему свету.

Увы, кроме артистов и режиссёров после 11 класса их перечитывают разве что студенты филфака. Для остальных мощнейший пласт русской культуры остаётся навечно погребённым под гранитом науки.
Как «Театр у школьной доски» сыграл под музыку рассказы Чехова
Исправить несправедливость решили в фонде «Живой город», запустив новый уникальный проект «Театр у школьной доски». Его цель — показать детям, насколько интересной может быть классика, если рассказывать о ней на понятном языке.

Смысл в том, что берутся произведения, герои которых — ровесники школьников. Логичн, что им интереснее смотреть не на морфиновые терзания Анны Карениной или надуманный религиозный кризис  Левина, а на куда более насущные проблемы: проваленные экзамены,  фиаско вредных учителей и нового парня старшей сестры.

 По этим произведениям студенты Казанского театрального училища ставят мини-спектакли, которые показывают прямо в школах. Длятся постановки 45 минут, как стандартный урок литературы. Декорации настолько простые и мобильные, что их можно установить хоть в классе, хоть в фойе, хоть в актовом зале. В общем, теперь уже не школьники идут в театр, а театр идёт в школу. И совершенно бесплатно!

«Мы, как всегда, не изобретали велосипед, просто переняли эту идею», — говорит основатель фонда «Живой город» Инна Яркова.
Как «Театр у школьной доски» сыграл под музыку рассказы Чехова
Проект придумал
Олег Лоевский и реализовал его в Екатеринбурге.

Это вообще сейчас активная в Европе и России практика взаимной интеграции школы и театра, продолжает Яркова: «Ведь очень важно воспитывать зрителей с ранних лет и доносить до них очень понятные мысли. Наш фонд подавал на грант ещё в прошлом году, но, поскольку мы были ещё совсем молодыми, выиграть не удалось. Зато в этом году мы получили президентскую субсидию на молодёжные проекты и, наконец, сможем воплотить нашу задумку в жизнь».

Увидеть, как это будет, могли абсолютно все желающие. Презентация спектакля по рассказам  Чехова прошли в учебном театре Казанского театрального училища. Это было безоговорочно круто!
Как «Театр у школьной доски» сыграл под музыку рассказы Чехова
Казалось бы, лаконичные костюмы, минимум декораций, никаких спецэффектов, но эффект получился просто взрывной. Во-первых, благодаря живой музыке в ломающем шаблоны сочетании: синтезатор, саксофон, маракасы, гитара и огромная бас-балалайка. Простенькая и очень привязчивая мелодия стала не просто фоном для рассказов Чехова, а отдельным персонажем. 

«Почему под музыку? Большинство участников спектакля владеет музыкальными инструментами, и мне показалось, что можно подать их именно в таком ключе. Важно ведь, чтобы школьникам было нескучно!», — объясняет режиссёр Радион Букаев.

Во-вторых, из-за пристального внимания к мелочам: пиджак гимназиста на три размера больше, чем нужно; аутентичные рюшечки на блузке барышни на выданье; потрясающее умение обыграть даже простейшие детали интерьера. Добавьте к этому отсутствие церемонного конферанса и какого-либо пафоса, и получится вкусное, сочное и особенное «блюдо».

Но главное — это актёрская игра.
Как «Театр у школьной доски» сыграл под музыку рассказы Чехова
Все до единого образы получились запоминающимися и в меру гротесковыми. Скользкий репетитор с «синдромом вахтёра», который упивается своей маленькой, но властью над учеником. Мерзопакостный мальчишка, который угрожает наябедничать маменьке на старшую сестру. Скромная и безвольная мама, которая просит соседа выпороть сына-балбеса «в воспитательных целях». Коллежский регистратор Митя Кулдаров, «победитель по жизни», который страшно гордится, что историю его позорной попойки напечатали в газете. 

Это не было претензией на высокое искусство для избранных, артисты просто наслаждались каждым словом и жестом, прописанным в сценарии. Было видно, насколько студентам нравится то, что они делают, и их настроение передавалось зрителям. Смеялся весь зал, с первых минут и до финального «Всё!».

Когда актёры вышли на поклон, стало очевидно: спектакль, изначально задуманный для старшеклассников, можно показывать детям класса с шестого, настолько он весёлый и простой. 

Естественно, одним Чеховым дело не ограничилось. Не менее искромётными получились «Уроки французского» Валентина Распутина и «Приключения Рустема» Аделя Кутуя.
Как «Театр у школьной доски» сыграл под музыку рассказы Чехова
Кстати, показывать татарскую классику — это принципиальная позиция театралов, поэтому репертуар обязательно будет расширяться. Планируется, что с сентября программу начнут прокатывать по школам республики. Но такое решение должно быть принято на «высоком уровне», вернее, в министерствах культуры и образования.

Гастроли должны организовывать централизованно, иначе как договариваться с каждой конкретной школой?

 Но, думаю, даже сердца чиновников дрогнут перед юмором и азартом, и они окажут всяческое содействие артистам. 

В общем, это станет настоящим подарком для всех школьников. Жаль, ничего подобного не было в 90-е, когда я сидела за партой. Хотелось бы, чтобы «Театр у школьной доски» стал неотъемлемой частью обучения. Может, тогда дети перестанут относиться к классической литературе как к чему-то пропахшему нафталином.  И лет через 10 после выпускного добровольно возьмут томик Чехова, чтобы в третий раз его перечитать.

Фото: Олег Тихонов

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite