Спектакль «Переплетение»: как танцующая математика стала основой существования

В творческой лаборатории «Угол» с огромным успехом прошёл пластический спектакль режиссёра Александры Ельчаниновой

Ольга Гоголадзе — Казань

Знаете, можно долго рассуждать о современном искусстве. Любить его, ненавидеть или хотя бы стараться понять, чтобы считаться человеком широких взглядов. Часто мы сталкиваемся с критикой «творцов», которые любой негативный отзыв о своём спектакле считают следствием пещерности и зашоренности. Но Майя Плисецкая говорила так: «Зрители хороши везде, если ты хорошо исполняешь. Я заставляю их быть внимательными, затаить дыхание, а после этого — всегда успех. Люди воспринимают и жизнь, и искусство на уровне «тронет это душу или нет». И больше ничего. Нас часто пытаются убедить, что мы просто не понимаем замысел автора, но это неправильно. Верьте себе, люди. Если на вас это производит впечатление — значит, это хорошо. Если не производит — значит, это НЕ хорошо».

Пластический спектакль «Переплетение» понравился безоговорочно. Без всяких «но», без скидок на то, что «Угол» ещё совсем молодой, без оправданий, что артисты ТЮЗа — не танцоры. Это тот случай, когда режиссёру Александре Ельчаниновой удалось поговорить со зрителями от сердца к сердцу, на целый час заставив забыть обо всём. Ни один человек не проверял сообщения в телефоне и не спешил обменяться впечатлениями с соседом. Каждая минута прошла в напряжённом ожидании развития сюжета, в попытке угадать: дадут ли героям шанс на условное спасение, или же они сломаются и вернутся в привычную колею?
Спектакль «Переплетение»: как танцующая математика стала основой существования
Музыка  композитора Владимира Мартынова настолько усиливала впечатление, что казалось, будто она сама сейчас оживёт и выйдет на сцену. Удивительно, но её подобрали в самый последний момент, когда хореография уже была поставлена. Всё потому, что Александра  отталкивалась не от танца, а от идеи спектакля. Которой, к слову, её заразил датский философ Сёрен Кьеркьегор.

В 19 веке он исследовал бытие через действие человека, сформулировав истоки экзистенциализма: «Личность склоняется в ту или другую сторону еще раньше, чем выбор совершился фактически, и, если человек откладывает его, выбор этот делается сам собою, помимо воли и сознания человека… Если человек забудет принять в расчет обычный ход жизни, то наступит момент, когда более и речи быть не может о выборе, не потому, что пропущен момент для него, иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я ».

Также у Кьеркьегора есть идея о четырёх сторонах развития человека: эстетическая, этическая, общественная и божественная. Поэтому в спектакле постоянно присутствуют четыре стороны пространства, квадрата, личности. Которые потом создают нечто общее, единое. 

Неудивительно, что для воплощения такой серьёзной философской базы хореограф выбрала артистов самых разных возрастов, от 18 и до 60 лет. Актёры ТЮЗа Сергей Мосейко, Павел Густов, Евгений Быльнов, Андрей Ясинский, Галина Юрченко, Ольга Лейченко, Эльмира Рашитова и Ксения Малягина, которых мы привыкли видеть в серьёзных драматических ролях, на удивление точно попали в пульс этого пластического спектакля.

Все актёры вывернулись наизнанку, умудрившись, при этом, избежать нарочитости и излишней старательности. Они просто жили, одновременно находясь здесь и сейчас, но словно в другом измерении. Сложно было даже представить, что за их плечами нет танцевальной школы. 
 
Мне не хотелось отмечать никого отдельно, и всё же… Юрченко просто покорила. Она славится своим умением вытянуть даже второстепенную роль, в любом спектакле создавая уникальный и запоминающийся образ. Здесь казалось, что актриса общается напрямую с мирозданием. Будто она знает о вселенной что-то настолько прекрасное и удивительное, что не любить её после этого просто не может. Да, иногда у нас творится чёрт-те что, и люди далеко не идеальны, да и к богам много вопросов. Но это всё кажется несущественным по сравнению с тайной, известной ей одной. И это не говоря уже о чудесах пластики, которые Галина Юрченко продемонстрировала на зависть многим, лет на 20 моложе её. 

Спектакль «Переплетение»: как танцующая математика стала основой существования  — Мы начали репетировать с конца марта, — рассказала Ельчанинова. — И очень много работали над внутренним исследованием собственной жизни. Хореографию мы создавали в процессе лаборатории: давали конкретные задания, в ходе которых создавались индивидуальные шаги каждого актёра. Поскольку в самом начале мы провели очень интенсивные классы и были растанцованы, артисты могли самостоятельно принимать решения и действовать сообразно пониманию своего персонажа. Кому-то было легче, кому-то тяжелее, у всех же разная степень хореографической подготовки. Поэтому некоторые ограничивались жестами, но ввиду баланса между активностью, паузой и точкой родилось общее состояние гармонии.

Проще говоря, артисты сами придумывали себе движения. Но они не просто танцевали под музыку. Каждый пытался через движение показать этапы собственного пути, разбить весь свой жизненный опыт на пять шагов и рассказать языком танца. Режиссёр же выступала в роли архитектора, которому нужно было упорядочить хаос, превратив его в подобие часового механизма, когда каждое колёсико движется по своему плану, но вместе они двигают стрелки и создают время.
Спектакль «Переплетение»: как танцующая математика стала основой существования
Хотя, конечно, ассоциации у каждого были свои. Не думаю, что все зрители мысленно пробегали по университетскому курсу философии, дополняя его недавно прочитанными трактатами самых светлых умов прошлых столетий. Для многих, я уверена, «Переплетение» осталось довольно бытовым и приземлённым спектаклем о конфликте отцов и детей, о домашнем насилии, о бесплодии и чрезмерном темпераменте. Однако, на то и был расчёт.

— Это тенденция современного танца: мы не говорим, что танцуем «Петрушку». Мы говорим о собирательном образе, из которого каждый вытащит то, что для него важно на данный момент, — объяснила Ельчанинова.
Спектакль «Переплетение»: как танцующая математика стала основой существования
Пожалуй, переплелись в итоге не только судьбы героев этого спектакля, но и умы всех, кто пришёл его посмотреть. А те, кто не попал на постановку в эти выходные, смогут увидеть его в следующем сезоне. Скорее всего, «Переплетение» станет первым спектаклем, который войдёт в постоянный репертуар «Угла».

***

Туман. Рассеянный свет оранжевых фонарей. Так бывает осенью, когда внезапно начинает рано темнеть, но ты до конца не веришь, что скоро зима. Кажется, на этот раз обойдётся, и подождать лета можно будет в мягких лучах с мельчайшими капельками воды.

Два стола. Восемь стульев. Четыре женщины, четыре мужчины. Одна история на всех, для каждого — своя. Движутся по двое, но строго параллельно. Кто эти пары? Муж и жена, которые делятся проблемами со случайными людьми — мало ли с кем свела жизнь за одним столом в кафе осенней ночью? Или это двойники в параллельных вселенных?

Строгая геометрия, но вольные движения. Словно теорему взялся доказывать гений, и плевать ему на стандартные условия. Каждый поворот головы — новая формула, которая, возможно, приблизит к разгадке. Но когда танцорам стали интересны цифры?

Смотришь завороженно, не отрываясь. Музыка ведёт за собой, но в то же время ранит, будто прошивая всю ткань повествования уколами сквозь твою кожу. Артисты близко, на расстоянии вытянутой руки, но кажется, они никогда не были так далеко — настолько каждый из них в себе, в своей истории. У них отдельно взятый ад, телесная тюрьма, они готовы пересечь ту грань, после которой сумасшествие станет нормой существования, если принять его и смириться, стать как все. 

Когда кажется, что шансов больше нет, герой протягивает руку помощи. Кому? Сыну или самому себе 40 лет назад? И до чего же трудно, оказывается, её принять… Усмирить гордыню, увидеть доброту, раствориться в моменте. Разбить свой стеклянный панцирь и увидеть: ты не один в этом мире. Кругом — не враги.  
Спектакль «Переплетение»: как танцующая математика стала основой существования
Время поворачивается вспять. Шаг за шагом, преодолевая себя, все восемь личностей становятся одной семьёй. Где нет места агрессии и боли, где всегда найдёшь поддержку, где царит лишь мир и покой. И вот уже столы становятся ненужными, ведь всё, что они могут — это разделять. Их уносят в угол и ставят друг на друга, как школьные парты на летние каникулы. Зачем загромождать пространство, когда лучше оставить его свободным и танцевать? Все судьбы слились в одну симфонию, из разрозненных движений каждого родился новый танец, прекрасный в своей гармонии. Этому миру словно дали шанс.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite