Государству намного эффективнее решать общественные проблемы в партнерстве с бизнес-сообществом

Такое сотрудничество — важнейшее условие  формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности страны

Глава РТ Рустам Минниханов инспектирует строительство завода «Аммоний» в Татарстане

Лэйла Байгузина— для KazanFirst 

Взаимодействие бизнеса и власти в условиях экономической нестабильности — необходимость. Государство, как субъект социальной политики, не может брать на себя решение  всех общественных проблем. При этом международный опыт подсказывает, что намного эффективнее решать эти проблемыв партнерстве с бизнес-сообществом. Такое сотрудничество — важнейшее условие  формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности страны.

В построении механизмов взаимодействия особенно  актуален опыт регионов. Ведь на местном уровне чаще всего формируется государственно-частное партнерство (ГЧП). Примером этого служит наша республика — один из самых динамично развивающихся регионов России с  высоким инвестиционным потенциалом.

В Татарстане много проектов реализовано по принципу ГЧП. Например,  Камский индустриальный парк «Мастер», строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, нефтеперерабатывающий комплекс «Танеко», завод «Аммоний», строительство особых экономических зон «Алабуга» и «Иннополис».
Государству намного эффективнее решать общественные проблемы в партнерстве с бизнес-сообществом
Татарстан занимает лидирующие позиции по уровню развития ГЧП в регионах среди других субъектов (второе место после Санкт-Петербурга), согласно ежегодному совместному исследованию Центра развития государственно-частного партнерства и Минэкономразвития России. Власти республики заявляют о необходимости укрепления конструктивного диалога властных структур и бизнеса.

Сейчас основополагающая проблема взаимодействия кроется в отсутствии  закона о государственно-частном партнерстве на федеральном уровне. Республиканская нормативно-правовая база также  недостаточно проработана.

Только в 68 регионах принят закон об участии субъектов РФ в государственно-частных партнерствах, в 40 регионах действуют нормативные акты, устанавливающие порядок работы с проектами ГЧП.

В Татарстане подобный закон был принят четыре года назад (закон  РТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» от 01.08.2011 № 50-ЗРТ). 

Несмотря на это, представители бизнес-сообществ сетуют, что законодательство в сфере государственно-частного партнерства однообразно и неконкретно, требует доработки, а перечень возможных форм взаимодействия власти и бизнеса ограничен.
 
Существует большое количество форм партнерства, таких как лизинг, аренда, государственно-частные контракты и другие. Их формальное закрепление  существенно повысило бы  эффективность реализуемых проектов,  позволило бы создать необходимые правовые условия для инвестирования в долгосрочные проекты с привлечением инвестиций бизнеса и распределения рисков между государственным и частным секторами, расширило бы возможности взаимодействий. Новый же законопроект ГЧП все еще находится на стадии обсуждения.

По числу заключаемых концессионных соглашений на уровне муниципалитетов Татарстан удерживает лидерские позиции среди регионов России (заключено 45 соглашений). Все потому, что только эта форма взаимодействия формально закреплена в российском законодательстве. 
Здание правительства РТ
Но проекты становятся прибыльными только в случае долгосрочной реализации, то есть когда соглашение государственно-частного партнерства заключается на срок 10 и более лет.

Отсутствие опыта в реализации проектов — еще одна проблема, которая препятствует взаимодействию.

Опыт работы с проектами государственно-частного партнерства имеется в 68 субъектах России, однако в 17 субъектах нет проектов государственно-частного партнёрства даже на стадии инициирования.

Для восполнения отсутствующего опыта бизнес предлагает следующее решение: создать единую методологию реализации проектов, а также типовых форм взаимодействия, которые будут носить индикативный характер.

Тем самым взаимодействие будет реализовываться «по инструкции», но впоследствии механизмы сотрудничества будут совершенствоваться. В том числе представители бизнеса  уверены, что существует  необходимость  создания независимой экспертизы по формированию и соблюдению конкурсных процедур отбора частных инвесторов.

Татарстан имеет неплохой опыт реализации проектов в социальной сфере. Наиболее активное применение — в  сфере здравоохранения. Эти механизмы эффективно работают, несмотря на то, что опыт использования  такого взаимодействия не велик.

Использование ГЧП в сфере здравоохранения способствует реформированию и модернизации отрасли, придает ей больше оперативности, мобильности, позволяет обеспечить ее экономичность, что ведет к повышению эффективности всей системы.

Наиболее крупные из реализованных проектов в сфере здравоохранения —концессионное соглашение в отношении Центра планирования семьи и репродукции, строительство первого детского хосписа в Татарстане, «создание и эксплуатация межрайонного центра амбулаторного гемодиализа в Казани».

Последний проект был признан лучшим в категории здравоохранения на неделе ГЧП в Москве, проходившей в марте прошлого года и организованном Центром развития ГЧП.

Также партнерство на примере многопрофильной клиники ООО «Спасение» —это первый для Татарстана проект, когда государственная поликлиника была капитально отремонтирована в рамках ГЧП.
Государству намного эффективнее решать общественные проблемы в партнерстве с бизнес-сообществом
Власть в большей степени заинтересована в партнерстве с частным сектором. Механизм государственно-частного партнерства один из ключевых инструментов привлечений инвестиций в экономику  республики. Но Татарстан не всегда в состоянии самостоятельно реализовать многие социально-значимые проекты — денег в республиканском и муниципальных бюджетах часто бывает недостаточно.

За счет чего же властные структуры могут привлечь бизнес? Большинство бизнесменов выступает за принцип прозрачности в отношениях с властью.

Причем бизнес заинтересованная сторонав том, чтобы принимать участие  в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы ГЧП. Подобная практика имеется, ведь бизнес-структуры это субъекты партнерства.

Дефицит квалифицированных кадров для работы в условиях ГЧП — еще одна проблема, возникающая при реализации партнерства. Наиболее удобный и легкий вариант для решения проблемы — привлечение уже обученных, квалифицированных кадров, с опытом в реализации проектов. Привлечение на рынок Татарстана профессиональных управляющих компаний и совместное создание новых институтов финансирования, если же говорить о «выращивании» собственных кадров, то это очень долгий процесс.

Для осуществления «принципа прозрачности» и повышения доверия между властными структурами и бизнес-сообществом, государственным структурам стоит  внедрить специальные  консультативные советы, которые будут отслеживать ход реализации проекта, заниматься контролем, опираясь на положительный опыт Франции по части  создания сообществ смешанной экономики (SEM).

В полномочия таких советов будет входить анализ проектов, а также целесообразность их реализации.

Взаимодействие будет взаимовыгодным и успешным только в том случае, когда стороны вместе составят детальную программу, определят этапы реализации проекта, заранее просчитают риски и потери, определят выгоды сторон, а также будут проводить постоянный мониторинг в ходе реализации проекта.

Очевидно, что экономическая нестабильность, снижение потребительского спроса и сокращение инвестиций, инфляция и девальвация рубля, которые приводят  к падению объемов производства — это дополнительные неблагоприятные факторы для развития ГЧП.

Малые и средние предприятия закрываются. Тем самым, потенциальные субъекты взаимодействия сокращаются.  Однако только государственно-частное партнерство  дает существенное снижение нагрузки на бюджеты всех уровней, ведь в условиях экономического спада госрасходы увеличиваются.

Поэтому привлечение инвестиций для реализации проектов республики является эффективным инструментом достижения устойчивого экономического роста региона и страны в целом.

Татарстан обладает большим потенциалом развития,  и дальнейшее  стремление властей к  реализации и совершенствованию механизмов  государственно-частного партнерства, законодательства в сфере ГЧП и установлению диалога с бизнес-структурами будут способствовать увеличению инвестиционной привлекательности и развитию Татарстана как региона-лидера.

 

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite