Константин Худяков научит казанцев «Искусству глубокого погружения»

В Галерее современного искусства открылась шокирующая выставка работ всемирно известного художника, которая одновременно вызывает восхищение и отвращение

Константин Худяков

Ольга Гоголадзе — Казань

Такой выставки в Казани ещё не было. Посмотреть стоит обязательно, хотя бы потому, что работы этого художника нарасхват по всему миру, а за право демонстрировать его картины борются лучшие музеи Европы. Можно будет потом с умным видом говорить, мол, видели, знаем. И вообще, эти работы просто ломают мозг, вызывая целый букет противоречивых и спорных чувств.

— Хоть бы «18+» написали! Люди же могут с детьми прийти, а тут такое! Срамота! — столь суровую оценку бабушки-смотрительницы дали работам всемирно известного художника  Константина Худякова, персональная выставка которого открылась в Галерее современного искусства.
Константин Худяков научит казанцев «Искусству глубокого погружения»И правда, никаких фиговых листочков герои его картин не носят. Всё напоказ, как у античных скульптур, разве что размеры не скромные греческие, а вполне отражающие всю широту русской души. Однако, это последнее, на что обращаешь внимание, глядя на монументальные полотна художника. Странно, что бабушки заметили такие мелочи, у доктора Фрейда явно нашлась бы для них пара слов.  

Работы Худякова — это современное искусство в самом буквальном смысле слова. Хотя, специально для этого автора пора вводить какой-нибудь новый термин вроде «новейшее искусство», потому что свои полотна художник создаёт с помощью ультрамодных компьютерных технологий. «Экранные 3D-панорамы, плазменные и жидкокристаллические стереопанели высокого разрешения, видео-арт» — эти слова из пресс-релиза звучат как реклама «Эльдорадо» и совсем не похожи на привычное описание картин. Но именно сверхновые технические средства и дали жизнь «цифровым дочкам» художника. Огромные, наполненные многомерными пространствами полотна шокируют, вызывают восхищение и отвращение, одновременно играя на тёмных струнах души и взывая к светлой стороне.
Константин Худяков научит казанцев «Искусству глубокого погружения»
На казанскую выставку приехали фрагменты проектов Худякова за последние несколько лет. От самых примитивных с технологической точки зрения, когда автор пользовался только фотоаппаратом и фотошопом, до более сложных, основа которых создаётся в 3D-программах. А это уже другой уровень возможностей, ведь цифровому материалу, с которым скульптор может работать в компьютере, можно задавать любые свойства: ртуть, газообразное состояние, стекло, металл, гранит. Добавим неограниченное количество текстур и плотностей этих веществ — и лёгким движением руки цифровой художник превращается в демиурга. Интересно, что 3D-программирование Худяков начал осваивать в 55 лет, а его первым преподавателем стал 14-летний сосед по лестничной площадке.

При этом, вдохновение Худяков черпает в классических библейских сюжетах, отвешивая ироничные поклоны «олдскульным» предшественникам. Например, одна из его работ перекликается с «Явлением Христа народу» Александра Иванова. Эта картина занимает целую стену, не уступая в размерах оригиналу. Поэтому и рисовать её приходилось по частям, скурпулёзно прорабатывая мельчайшие детали.

— Я сначала «леплю» в программе отдельных персонажей. Складываю их в папки парами-тройками. Даю им какие-то текстуры, фактуры, а потом всех их выставляю в одной «студии».  Задаю им освещение, которое может быть совершенно разным для каждой фигуры. Когда довожу картину до идеала, делю её на части и перевожу в двухмерный формат. И уже в фотошопе соединяю их в единое полотно. Это аналог работы скульптора и театрального художника, — рассказал о процессе создания полотна Худяков. — Если вы присмотритесь, то все герои, которые есть в моей картине, повторяют персонажей Иванова. Только я разбросал их по разным частям полотна, перетасовал, утопил в воде и так далее.
Константин Худяков научит казанцев «Искусству глубокого погружения»
Религиозные мотивы звучат рефреном почти в каждой работе художника. «Поцелуй Иуды», «Изумрудный крест и 12 апостолов», «Апокалипсис» — всё в дерзкой, вызывающей, сильно обнажённой и футуристичной манере. Удивительно, но православная церковь не имеет ничего против столь смелых интерпретаций священных текстов. Более того, протоиерей Всеволод Чаплин почти 10 лет назад благословил проект «Предстояние/Deisis», а протодиакон Андрей Кураев написал о картинах Худякова несколько статей. Эти церковные деятели, конечно, пользуются в интернет-сообществе определённой славой, но радует, что к искусству они относятся адекватно (теории эволюции и Набокову повезло меньше). Сам же Худяков о своём стремлении соединить новейшие технологии со старейшими сюжетами объясняет просто:

— Библия — это выдающийся литературный памятник. Все эти сюжеты, образы, мифология крепко сидят в нас. Иногда легче говорить об истине, опираясь на фундаментальные основы, которой и является религия. Я неверующий человек, но мы ведь говорим о культуре, — улыбнулся автор.
Константин Худяков научит казанцев «Искусству глубокого погружения»
Символизм, которым пропитаны его произведения, и правда очень точно передаёт глубинный смысл картин. Почти на каждой из них огромные мухи — один из обликов дьявола. Эти противные насекомые предстают иногда в довольно привлекательном образе: мощные, глянцевые, словно покрытые тончайшей плёнкой из пока неизвестного науке сплава. В картине «Апокалипсис» муха даже вызывает симпатию, настолько радостный и величественный у неё вид. Диссонанс Худяков объясняет просто: конец света в данном случае — не катастрофа, а обновление, всего лишь смена одного на другое. Белоснежный храм, который тоже постоянно можно увидеть на полотнах художника, напротив, показан совсем крошечным. Он всегда в отдалении, зыбкий, словно мираж: отражается в глазах цифрового ангела; светится на горизонте, когда орлы раздирают когтями русскую землю; почти сливается с небом в деревенской глубинке. Очевидно, автор намеренно поменял местами большое и маленькое, чтобы показать, насколько ничтожными для многих в обществе потребления стали духовные ценности, и кто на самом деле сейчас доминирует.
Константин Худяков научит казанцев «Искусству глубокого погружения»
Но лейтмотивом всех его работ, безусловно, является сильнейшая боль за судьбу России. «Моя бедная Родина…», — нередко вздыхает художник, раз за разом стараясь переосмыслить, почему нашу страну столько лет преследуют всевозможные катаклизмы. Переживаниями за Россию наполнены и уникальные стереолайт-панели «Благая весть», «В начале было Слово» и «Явление Казанской Божьей Матери на Красной площади», которые считаются диковинкой даже по ту сторону Атлантики. Об этом серия его картин «Новый русский шрифт», где буквы алфавита витиевато закручены из гниющей банановой кожуры, как символ, что мы превращаемся в банановую республику. Об этом же и два других полотна, на одном из которых — яйцо Фаберже, а на втором — это же яйцо в разрезе. И «начинка» у него весьма и весьма нестандартная.

— Мне удалось отснять вставную челюсть Сталина. И я поместил её внутрь этого яйца, — рассказал художник. — Видите? У него даже мясо человеческое застряло в зубах.
Константин Худяков научит казанцев «Искусству глубокого погружения»
И, конечно, от ужаса за прошедшее и настоящее содрогается самый удивительный экспонат этой выставки — мульти-тач-арт с картинами: «Утро Стрелецкой казни», «Глаз Ангела. Не ждали», «Зеркальные сны — 1», «Зеркальные сны — 2» и ещё десятком других. Он представляет из себя монитор, который реагирует на прикосновения. Стоит дотронуться до одного из шариков на экране, как изображение мгновенно трансформируется в картину с элементами мультипликации. Так, красная звезда погружает страну в море крови, пока стройные колонны людей маршируют в один ряд. Коснись другого шарика — и картинка этой «мясорубки» сменится другой. И третьей, и десятой — почти до бесконечности, раз за разом погружая с головой в мрачно-эстетичную виртуальную реальность. 
Константин Худяков научит казанцев «Искусству глубокого погружения»
— Вот и спорьте сами с собой, — довольно подкручивает усы Константин Худяков, явно задумывая какой-то новый, ещё более современный и шокирующий проект.

Выставка «Искусство глубокого погружения» продлится с 13 мая по 13 июля
Галерея современного искусства
Улица Карла Маркса, 57
понедельник – выходной,

четверг – с 10.0 до 20.00 (касса до 19.30),

остальные дни – с10.00 до 18.00 (касса до 17.30).

Телефон: 8 (843) 238 43 27; 8 (843) 236 69 31.

Справка

Константин Худяков родился в 1945 году в селе Царевщина Саратовской области. Окончил Московский архитектурный институт (1971). По распределению МАРХИ работал главным художником в Центральном музее В.И.Ленина в Москве. К концу 1990-х годов полностью переключился на искусство с применением цифровых технологий. Сегодня Константин Васильевич Худяков — действительный член и член президиума Российской академии художеств, руководитель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого Союза художников, профессор МГХПА им. С.Г.Строганова, заслуженный художник России, работающий в жанре цифровой художественной техники. Участник Венецианских биеннале современного искусства, а также многочисленных музейных выставок в России и за рубежом. Его работы хранятся во многих известных музеях мира, в том числе, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства, Центре современного искусства М`АРС, а также в десятках региональных музеев.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Шамиль
Крутые картины, очень модерновые и эффектные
0
0
Ответить

тимофей
Надо сходить, погрузится в этот сюр усатого кудесника
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite