Как в «Углу» поставили круглый стол и поговорили о современном танце

Известные хореографы рассказали казанской публике об истории contemporary dance, поделились европейским опытом и порассуждали о перспективах его развития в нашем городе

Ольга Гоголадзе — Казань

Однажды мы пили кофе с балериной из оперного театра. «Знаешь, меня часто спрашивают, кем я работаю. Говорю: я балерина. И реакция обычно такая: “О, танцуешь! Это здорово. А работаешь-то кем?»

Ведь это — балет, радость и гордость России, предмет всемирного восхищения и, как заметила Майя Плисецкая, хвастовства нашей страны. Но отношение к танцовщицам со стороны обывателей всё равно несерьёзное. 
Как в «Углу» поставили круглый стол и поговорили о современном танце  Что уж говорить о брейк-дансе, который до недавнего времени считался уличной забавой (я помню, как в 2007 году баттл регионального уровня проводили в обычном школьном спортзале). Про contemporary dance многие и вовсе впервые услышали этой осенью, когда смотрели шоу «Танцы». Поэтому тема круглого стола «Современный танец. Механика», который впервые принимала у себя творческая лаборатория «Угол», действительно актуальна не только для Казани, но и для России в целом.

Поучаствовать в дискуссии пришло на удивление много гостей — свободных мест в зале практически не осталось. Публика собралась довольно разношёрстная: и театральные актёры, и педагоги, и студенты хореографических училищ, и социологи, и просто те, кто любит смотреть танцы по телевизору. Однако, формат встречи первые полтора часа больше напоминал лекцию в университете: спикеры сидели за столом, не выходя к зрителям. Например, выпускница хореографического училища Александра Кожевникова рассказывала об истории современного танца, читая текст по бумажке. Познавательно, конечно, но всё же, хотелось чего-то большего: диалога, общения, танца, наконец! Ведь это — творческая лаборатория, поневоле ожидаешь креативного подхода даже к таким мероприятиям.
Как в «Углу» поставили круглый стол и поговорили о современном танце
Зато у зрителей была возможность задать вопросы известным хореографам в формате скайп-конференции. Выступление основателя Liliya Burdinskaya Dance Company Лилии Бурдинской прямо-таки подкупило своей прямотой и честностью. Она назвала одну из главных российских проблем в области contemporary dance: получить достойное образование у нас попросту негде. Если у студентки хореографического училища нет будущего в классическом балете (а об этом преподаватели говорят без обиняков), то и «возиться» с ней никто не станет. Ради того, чтобы получить диплом, Лилии пришлось уехать в Англию. По её словам, к танцорам там совершенно другой подход. Никто не ставит клеймо аутсайдера на неудавшихся балеринах. Наоборот, талантливым исполнителям дают мощный стимул развиваться в современной хореографии, не менее скурпулёзно заставляя работать у станка в балетном классе. Им дают понять, что танцор — такая же профессия, как врач, учитель или юрист, что она уважаема и требует сильнейших физических, эмоциональных и умственных затрат.
Как в «Углу» поставили круглый стол и поговорили о современном танце
— Конечно, учиться за рубежом могут себе позволить единицы, — признаёт Бурдинская. — Очень трудно получить стипендию в хореографической школе, а если поступать на общих основаниях, то это безумно дорого. Кроме того, не каждый способен взять уехать из страны на несколько лет. Но не надо отчаиваться, потому что когда речь идёт о танцах, диплом не имеет значения. Главное — учиться, постоянно искать новые знания, а это можно сделать и в России. Надо гореть танцем и постоянно ходить на все мастер-классы. Благо, сейчас к нам приезжает огромное количество профессионалов высочайшего уровня. И ни в коем случае не комплексуйте, если у вас нет «корочки» о высшем образовании. В нашем деле гораздо важнее то, как вы двигаетесь на сцене, а не то, какой документ пылится у вас в шкафу.

Однако, звание «Лучшего спикера круглого стола» я бы отдала московскому танцору и хореографу Александру Любашину. Он единственный вышел к публике и начал своё выступление в форме активного диалога. Собственно, именно этого и хотелось: живого общения, реакции, дискуссии, иногда даже спора. На вопрос, заданный Александру, иногда рвались отвечать сами слушатели, которым было что сказать на эту тему. Получилось очень динамично и действительно интересно.

— Я могу сказать, что вам безумно повезло с площадкой. Таких студий в формате black box всего несколько в России: парочка в Москве, Петербурге и одна в Костроме. Так что, придумывайте, создавайте, творите — место, где это воплотить в жизнь, у вас есть. — сказал хореограф. — Уже сам факт того, что вы сегодня пришли сюда, причисляет вас к комьюнити современного танца Казани, хотите вы того или нет. И от того, как вы будете взаимодействовать между собой, зависит, придут ли к нам новые творческие личности.
Как в «Углу» поставили круглый стол и поговорили о современном танце
Александр Любашин очень быстро «раскачал» зал, однако, он выступал последним. Времени оставалось очень мало, а сил у слушателей — ещё меньше. Всё-таки, первые полтора часа круглого стола были довольно затянутыми. Не хватало динамики, общения и конкретных примеров. В каких-то моментах модератор мероприятия совершенно не чувствовала публику, задавая чересчур много философско-глубинных вопросов спикерам. Очевидно, что эти темы  интересовали её лично, но для остальной аудитории они не представляли никакой ценности.

Более того, разношёрстность публики сыграла довольно злую шутку. Например, хореографам вряд ли было интересно слушать историю создания contemporary — это им читали ещё на первом курсе. Наверняка профессионалам хотелось больше специфики, каких-то постановочных тонкостей, новинок — всего, что вызывает искреннюю скуку у таких «околотанцоров», как я.

Мне бы хотелось больше конкретных примеров: разбора танцев на видео, ещё лучше — в живую, чтобы как можно лучше понять современную хореографию. Кто-то из театральных деятелей прямо сказал, что не хватило «взрыва мозга» — информации, которая бы перевернула их представления о пластических спектаклях или синтезе танца и классических постановок. Наверно, в следующий раз организаторам лектория лучше изначально ориентироваться на более сегментированную публику, чтобы все могли говорить на одном языке и узнавать что-то по-настоящему интересное. А так получилось «обо всём и ни о чём».

Однако, это был самый первый эксперимент «Угла». И пусть этот «блин» получился немножко комом, сама идея подобных встреч доказала свою полную состоятельность. Спикеры оказались профессионалами до мозга костей, с колоссальным опытом и желанием им делиться. Аудитория — чуткой и думающей, способной формулировать вопросы и добиваться конкретных ответов. Сама площадка — идеальным местом для проведения лекций и круглых столов.  Важнее всего реакция одного из слушателей, который сказал: «Пусть я и не узнал чего-то принципиально нового, но я понял, что иду по верному пути. Благодаря общению с этими хореографами я укрепился в желании  всю жизнь оставаться в искусстве». А уж организационные моменты — самое лёгкое, что можно исправить.
Как в «Углу» поставили круглый стол и поговорили о современном танце

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite