На рынке производителей грузовиков без перемен: падение продолжается

Производители коммерческих автомобилей продолжают подсчитывать потери от упавших продаж. По данным аналитического агентства «Автостат» за первые четыре месяца 2015 года рынок сократился почти вдвое — на 45,9%, до 17100 машин

Александр Жидких — Набережные Челны

Продажи коммерческих автомобилей продолжают свое падение. По данным аналитического агентства «Автостат» за первые четыре месяца 2015 года рынок сократился на 45,9%, до 17100 машин. При этом продажи тяжелой техники массой от 14–40 т в январе–апреле упали еще больше – на 62%, до 9200 штук. Падение рынка ускоряется: в марте продажи грузовиков снизились на 49,7%, в феврале – на 42%, в январе – на 28%.

Больше всего автомобилей продал «Камаз» — 5000. Но почти на 50% меньше, чем в январе-апреле прошлого года.
 
Главный конкурент челнинского автозавода белорусский «МАЗ» реализовал на российском рынке 1042 грузовика (падение -45,7%), чуть больше грузовиков продал нижегородский «ГАЗ» — 1387 машин (падение -37,2%). Хуже продал свои автомобили только миасский «Уралаз». За четыре месяца компания реализовала лишь 689 автомобилей (падение -43,3%).
На рынке производителей грузовиков без перемен: падение продолжается
Как отмечают аналитики, низкие показатели в продажах коммерческих автомобилей связаны со снижением объемов строительства и закупок техники нефтегазовыми компаниями, а также сложностями с привлечением финансирования.

Пока можно лишь констатировать, что выгоду из начавшегося в прошлом году кризиса извлек только «Камаз». Компания увеличила свою долю на рынке грузовиков к апрелю текущего года до 54%. По данным бухгалтерской отчетности по МСФО компания закончила 2014 год с потерей чистой прибыли в 20 раз.

«Камаз» получил лишь 211 млн против 4,6 млрд рублей в 2013 году и недосчитался 10000 непроданных автомобилей. Выручка компании упала на 3% и составила 107 млрд рублей. Выручка «Уралаза» по итогам прошлого года даже немного выросла. Компания получила более 16 млрд рублей против 13,6 млрд рублей 2013 года, рост составил 17%. Чистая прибыль «Уралаза» согласно годовому отчету за 2014 год составила 397 млн рублей (в 2013 году она была 311 млн рублей). Дела же у белорусского «МАЗа» оказались самыми удручающими. По данным министерства финансов Белоруссии, минский автозавод по итогам прошлого года получил чистый убыток в размере 229 млрд белорусских рублей (или более 807 млн российских рублей).

В еще более худшем положении оказались иностранные компании, открывшие свои сборочные предприятия на территории России. Компания VolvoTrucks в феврале текущего года бессрочно приостановила производство грузовиков в Калуге и сократила 30% персонала. Немецкий Man и шведская Scania сумели продать в России за первый квартал 2015 года по данным «Автостата» 585 машин (Man, падение -59,8%) и 864 машин (Scania, падение -59,1%).
На рынке производителей грузовиков без перемен: падение продолжается
По мнению
Андрея Томышева, руководителя группы EY по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ в условиях экономического спада и снижения инвестиционных бюджетов, потребители переориентируют спрос на более дешевую российскую технику, поскольку российские производители менее подвержены рискам роста себестоимости в период девальвации рубля по сравнению с иностранными компаниями. «Кроме того, долгосрочные связи с российскими металлургическими компаниями и существенные объемы закупок позволяют российским компаниям получать более комфортные условия по ценам на сталь», — объясняет Томышев.

На «Камазе» рассчитывают, что оживление на рынке грузовиков может начаться уже летом. Этому должна поспособствовать госпрограмма поддержки автопрома и смягчение кредитной политики Центробанка. Компания планирует продать в нынешнем году 26000 автомобилей, что на 20% меньше объема 2014 года, а также активно развивать газомоторное направление совместно с «Газпромом».

«Данные по чистой прибыли или по понесенным убыткам наглядно показывают расстановку сил среди компаний, выпускающих грузовики», — говорит аналитик АК&М Николай Миронченко. Даже «Камаз», показывающий в последние годы устойчивый рост, не сумел устоять перед кризисными тенденциями в экономике, но дела у компании значительно лучше, чем у других автопроизводителей. Поэтому Камский автозавод по-прежнему находится на лидирующих позициях, занимая большую долю рынка продаж. Если в ближайшей перспективе на рынке начнется стабилизация, то благодаря новым проектам, в числе которых — развитие газомоторной техники, компания может сделать большой рывок вперед, добавляет Миронченко.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
4 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Кирилл
С чего вдруг на КАМАЗе решили, что летом может ожить рынок продаж. На моей памяти работая в ТФК на лето и зиму приходился как правило пик их падения. А тут еще такая нестабильность. Хотя… в нашей стране все может быть…
0
0
Ответить

Алсу
Текст хороший, всё по делу, но чувствуется, что автор не хочет делать выводы. Всё-таки этот год для Камаза хороший или плохой?
0
0
Ответить

Мира
вот Алсу в 2013 году у вас в кошельке было 4,6 млрд, а в 2014 в нем оказалось лишь 211 млн. Как вы себя будете чувствовать хорошо или плохо? Думаю радости будет не много, как впрочем и грусти — ведь без убытков же вроде…
0
0
Ответить

Анон
Да, Камаз в такой ж*** что газомторка только и может его вытянуть. Тут главное не зевать.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite