Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лаборатория

Творческая лаборатория «Угол» не просто заявила о себе, но и собрала всю прессу города на свой день рождения

Ольга Гоголадзе — Казань

Работа в «Штабе» движется семимильными шагами, и самые первые резиденты уже свили там уютное гнёздышко. Творческая лаборатория «Угол» не просто заявила о себе, но и собрала всю прессу города на свой день рождения.

***

Тёмное, едва тронутое голубоватым светом пространство без окон. Дощатый пол приятно пахнет деревом. Ощущение безопасности и полной изоляции от внешнего мира. Как в детстве, когда залезешь в домик на дереве, который дедушка построил специально для тебя. Предвкушение чего-то нового, непривычного, непонятного… интересного.

Совсем молодые артисты одеты в чёрное. Они стоят так близко, что можно дотронуться до каждого, лишь протянув руку. Кажется, что от зрителей их отгораживает невидимый барьер, разделяющий взгляд и действие.
 
Они начинают маршировать. Сначала строем, потом рисуя шагами незамысловатые фигуры, то сходясь в плотную «коробку», то рассыпаясь по сцене. Постепенно плотная толпа растворяется, словно обнажая всего нескольких героев. Их каменные и равнодушные лица вдруг приобретают все оттенки эмоций. Любовь, нежность, страсть, зависть, тщеславие, милосердие, власть, похоть, покаяние, блаженство, истерика, прозрение, покой — актёры не произносят ни единого слова, ни единого звука. Всё это они передают только мимикой и пластикой тела. Показав всю историю человечества одними лишь безмолвными эмоциями, они снова сходятся в один строй.

Сначала это просто непонятно. Но с каждой секундой действо затягивает, и ты погружаешься в него полностью. Ты видишь глаза каждого артиста, пряди волос, упавшие на лоб, царапинки на правой кисти. Какую смелость нужно иметь, чтобы играть это не где-то там, высоко на сцене, а на расстоянии вытянутой руки? Полное доверие, полная интимность — и воздействие прямо на подсознание. Оцепенение, мурашки, буря ассоциаций, лёгкий транс.
Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лабораторияОтрывок пластического спектакля «Тетраптих о любви» в исполнении студентов театрального училища длился пять минут. А показалось, что перед глазами пронеслись сразу несколько жизней.

Это — современное искусство. Театр может быть и таким. Вернее, он таким будет в новой творческой лаборатории «Угол», которая открылась в креативной резиденции «Штаб».

Резиденция театральной лаборатории совсем не похожа на воздушные апартаменты соседей по «Штабу». У неё есть какая-то неповторимая, домашняя атмосфера. В любой точке этого пространства чувствуешь себя на удивление уютно. Ты словно приезжаешь к маме и садишься в любимое кресло в углу рядом с абажуром, берёшь в руки пожелтевшую от времени книгу и отключаешься от всех проблем. В общем, название нового пространства абсолютно себя оправдывает.

Золочёные барельефы, витые канделябры, обивка кресел из красного бархата, тяжёлые кулисы — всех этих стандартных атрибутов классического театра в «Углу» нет и не будет. Здесь всё иначе, дизайн — стандартный blackbox: чёрные стены, деревянный пол, мобильные стулья. Не без «фишек», конечно: за красоту отвечают витая кованая люстра, созданная по спецзаказу, да пара зеркал в тяжёлых ажурных рамах. В остальном наполнять прекрасным эти стены будут спектакли, которые поставят здесь талантливые режиссёры со всего мира.

Само пространство поделено на три комнаты: что-то вроде прихожей, непосредственно зрительный зал (он рассчитан примерно на 50 человек) и ещё одна небольшая аудитория. Оно абсолютно мобильно: сцена трансформируется, превращаясь то в кинотеатр, то в амфитеатр, то сливаясь со зрителями. А крайняя комната одновременно будет служить и гримёркой для артистов, и репетиционной, и залом для просмотра короткометражек.

— К нам часто приходят молодые режиссёры и говорят: «Да я бы хоть сейчас сделал эту постановку, но места нет!». Теперь место есть, — заявила директор Фонда поддержки современного искусства «Живой город» Инна Яркова.
Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лаборатория
«Уголок» Европы

О том, как возникла идея создания этой лаборатории, по какому принципу она будет работать и дорого ли будут стоить билеты, мы совсем недавно беседовали с создателями «Угла».

Если в двух словах: это будет «территория свободного поиска». В Казани есть очень много талантливых ребят, которые после окончания театральных вузов не могут найти своё место в жизни. Они рано понимают, что репертуарный театр не для них, но других площадок в городе попросту не существовало. Поэтому они вынуждены были уезжать в Москву в поисках самореализации. 

Теперь, благодаря появлению нового креативного пространства, и в Казани можно участвовать в различных драматургических и режиссерских лабораториях, реализовывать всевозможные проекты в сфере современного танца. Ещё в «Углу» будут постоянно проходить лектории, кинопоказы и даже прямые телетрансляции лучших образцов мирового современного искусства — спектаклей, перформансов и онлайн-экскурсий. 
Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лаборатория
— Мы не изобретаем велосипед, этот опыт есть уже в Европе, во всём мире. Есть очень много таких площадок в Москве и в Питере. Так что мы не претендуем на какую-то уникальность. Мы просто хотим дать казанцам возможность творить в таком ключе. И объединить в одном месте самые разные инициативы, — объяснила Яркова.
 

«Да всё понятно, но что конкретно?»

Если обычно за процессом создания спектакля в театре могут наблюдать со стороны только дети актёров и уборщицы, то в лаборатории всё иначе. Зрители становятся соучастниками, которые могут влиять на судьбу всей постановки. Ведь режиссёру в таких пространствах обычно даётся всего 10 репетиций, после которых он выдаёт свой эскиз на суд общественности. Здесь уже зрителям вместе с худсоветом доверяют решить, нужно ли давать спектаклю дальнейшую жизнь или нет. Для этого организовывают голосование, в котором нужно выбрать единственный вариант из трех: «оставить, как есть», «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон».

— Год назад максимум, что мы могли сделать в рамках лаборатории «Город-АРТ-подготовка»  это показать эскиз и посмотреть на реакцию публики. Сейчас новая площадка даёт нам возможность продолжить работу над эскизом и превратить его в полноценный спектакль,  рассказала соучредитель Фонда «Живой город» и член Общественной палаты РТ Диана Сафарова.
Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лаборатория Если со зрителями и их предпочтениями всё более-менее ясно, то худсовет вызывает некоторые вопросы. Надо понимать, что это не какая-то стабильная структура, зафиксированная в документах с печатями нотариуса. Он будет состоять из «ядра» — Инны Ярковой, Артёма Силкина и Дианы Сафаровой, которые будут ориентироваться на мнение и советы авторитетных театралов. Например, известного российского театрального деятеля Олега Семёновича Лоевского.

Никто не собирается душить инициативу непонятными условиями «с потолка», как это любили делать в советские годы.  Все решения будут приниматься с оглядкой на профессионалов высочайшего уровня, чтобы лаборатория двигалась вперёд, а не превратилась в сельскую самодеятельность. 

На первой стадии постоянного репертуара в «Углу» не будет. Но если появятся крепкие работы, которые публика захочет смотреть раз за разом, то его создание (как и постоянной труппы) станет лишь вопросом времени. 
Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лаборатория
Снобам на заметку

Многие приверженцы современного искусства любят поныть, что зритель у нас проживает в каменном веке, не в состоянии оценить креативный перформанс и вообще ни черта не понимает. В «Углу» такие вопросы предпочитают не мусолить, а решать. Поэтому они запускают глобальную программу по работе с детьми, чтобы привить им разностороннее восприятие творчества с самых ранних лет.

— Сейчас в Москве очень популярны спектакли для детей до 4 лет и от 4 до 7 лет. Это прекрасный опыт, и мы хотим его перенимать. У нас вообще такая позиция: всё перенимать!  улыбнулась Яркова.
 
Более того, уже в этом году лаборатория запустит очень большой проект «Театр у школьной доски». Они поставят несколько спектаклей по произведениям из школьной программы по литературе, а разыгрывать их будут прямо в классах во время уроков. Представляете, как сложно уложить целую книгу в 45 минут? Но актёрам так даже интереснее. А уж в какой восторг придут дети, даже представить страшно.

— У нас вообще в планах объехать с такими спектаклями весь Татарстан. Мы должны взаимодействовать с разной возрастной аудиторией и разговаривать с ней. Тогда, возможно, мы к чему-то новому придём,  поделилась планами Яркова.
 
Ещё один очень важный проект, который задумали в «Углу», заставляет улыбнуться от нежности. Они дадут детям с ограниченными возможностями самим написать небольшие пьесы (с помощью профессиональных драматургов, конечно). И эти зарисовки длиной 5-7 минут будут ставить именитые режиссёры на больших сценах ТЮЗа и Камаловского театра. В общем, для нового поколения детишек мамина фраза «Ну-ка быстро ступай в угол!» превратится из угрозы в счастье.
Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лаборатория
«Мне нравится, продолжай»

Разумеется, про уже существующие проекты фонда «Живой город» никто забывать не собирается. Даже наоборот, лаборатория «Город-АРТ-подготовка» выйдет на новый уровень. Работой креативной резиденции заинтересовался швейцарский фонд «Про Гельвеция», который отправит в Казань десант из трёх режиссёров. Они за 10 дней поставят свои эскизы в ТЮЗе, Камаловском театре и в «Углу». Параллельно с ними приедут и три русских режиссёра, которые будут работать с детьми, школьниками и взрослыми.

Приятным сюрпризом станет моноспектакль в исполнении Дианы Сафаровой, которая училась в ГИТИСе.
Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лаборатория
— Один из режиссёров предложил мне поучаствовать в своём проекте в качестве актрисы. Я ни разу не пробовала себя в моноспектакле. Хотя и участвовала во многих спектаклях в Москве, никогда не выступала в Казани. Поэтому всё это довольно волнительно,  призналась она.

Лаборатория «Свияжск-АРТель», которая уже несколько лет «раскачивает» остров-град, тоже продолжит работу. В этом году все постановки будут достаточно архаического содержания. На идею 2015 года повлияло объявление «Года Литературы» и открытие в Свияжске  музейного центра «Сказки Пушкина». Поэтому фестиваль будет ориентирован на детей и подростков, а в его основе будут известные сказочные произведения. Это будут необычные спектакли, которые позволят по-новому взглянуть и на Свияжск, и на любимые детские книжки.

«Тангейзера» здесь не будет

Эпатажа и пошлости в «Углу» не будет. Как и остро-политических и анти-религиозных тем. Потому что цель у этого пространства не распиариться и озолотиться, а воспитать культурную, масштабно мыслящую аудиторию.

— Цели ставить что-то провокационное у нас нет. Но мы не исключаем, что неожиданно кто-то может счесть ту или иную постановку шокирующей. Ведь это вопрос субъективного восприятия. Однако намеренно эпатировать мы не собираемся,  заверил Артём Силкин.  Самое тонкое мастерство — добиться отклика у зрителей не провокацией, а изящными методами. Так, чтобы человек, сам того не понимая, вовлёкся в волшебную силу искусства. Мы также не собираемся конкурировать с другими театральными площадками. Посмотрите на крохотные европейские городишки с населением в несколько тысяч человек: в каждом из них найдётся два-три таких театра. Казань — город-миллионник, здесь может ещё сто таких площадок появиться, и каждая найдёт своего зрителя. Просто у людей должен быть выбор, они должны иметь возможность ходить и в академический театр, и в современный.
Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лаборатория
Туфан Имамутдинов, главный режиссёр Театра юного зрителя:

— Я давно хотел поставить фестивальные спектакли на малой сцене, но в ТЮЗе пока нет такой возможности. Поэтому когда мы узнали об открытии креативного пространства «Угол», то сразу же захотели сотрудничать. У нас уже есть два проекта, которые мы хотим запустить здесь до окончания театрального сезона. Надеемся, что к началу июля уже сыграем  две наши премьеры. Один спектакль будет танцевальным, его создают по трактатам датского философа Сёрена Кьеркегора. Второй — вокальным с элементами вербатима. За основу мы возьмём песни трубадуров, но исполнять их будут не мужчины, как это принято в классических постановках, а женщины-домохозяйки.

Екатерина Нерушкина, актриса:

— Я работала в пермском театре «У моста», но недавно переехала в Казань к любимому человеку. Практически сразу услышала, что здесь открывается новое креативное пространство. Поэтому мне очень любопытно попробовать влиться в эту новую среду, посмотреть, смогу ли я найти себя здесь.

Нияз Игламов, театральный критик:

— На мой взгляд, «Угол» может стать очень важным сегментом современной молодёжной  неакадемической культуры, но при этом пребывающей в рамках профессионализма. Это может быть очень своевременным стартапом в этой области, которого у нас в городе, к сожалению, нет. Да, у нас были прорывы и разовые события. Но целенаправленного подхода не наблюдалось. И сейчас у него есть все шансы появиться.

Вадим Кешнер, народный артист России и Татарстана:

— Искусство двигают одержимые — это аксиома. Только одержимые могут достигать высот в театре. Те формы искусства, которые были вчера, уже освоены поколением, которое хотело этого. Искусство сегодня происходит здесь и сейчас. Но когда на его фоне идут поиски завтрашнего дня — это уже совершенно замечательно. Поэтому трудно переоценить значение того, что зарождается такой новый вид творчества: поиски в малом пространстве каких-то форм, сочетаний этих форм. И нет предела хорошему на этом пути.

Фарид Бикчантаев, главный режиссер театра им. Г. Камала:

— Я очень рад, что открывается это новое пространство. Мы все устали от больших площадей, где происходят очень нехорошие вещи. Поэтому, может быть, очень логично, что появляются такие маленькие резиденции, где собираются очень близкие по духу люди. Могу только сказать: «В добрый путь!»
Казань, быстро в «Угол!»: в креативной резиденции открылась творческая лаборатория


Понравился материал? Поделись в соцсетях
10 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Флора Васильевна
Очень понравилась идея, что детям будут прививать хороший вкус. Может, хотя бы после этого будет меньше гопоты на улицах… Как ведь страшно ходить, страшно вслушиваться в то, что люди говорят. Никакой культуры. Надеемся на вас…
0
0
Ответить

Питер
Все уже трубят об этом Штабе, хорошо ребята раскрутились. Такие инициативные, энергичные, успевают все это организовывать. Научиться бы так же, а.
1
0
Ответить

Оу, Мэйбеллин
Мы все устали от больших площадей, где происходят очень нехорошие вещи — это что он хотел сказать? О Зэнгэр шэл что ли высказался?? Или о Гэргэри кияулэре?? Странно вообще такие вещи слышать от режиссера, работающего на главной площадке столицы.
0
0
Ответить

Май май.
Весна, люди еле просыпаются от спячки, а эти товарищи креативят практически на пустом месте. Где продаются таблетки активности? И правильно, Питер. Инициативные таблетки тоже бы прикупить.
0
0
Ответить

Билара Зубайдуллина
Прикольно
0
0
Ответить

цук
Казань пытается избавится от имиджа колхозного города, который еще живет в представлении некоторых злобных скептиков. Театральная лаборатория это круто! Правда аудитория у нее априори небольшая будет. Ну что ж! Умных людей по по определению немного
0
0
Ответить

Удивлен
Диана Сафарова закончила ГИТИС? Вот так новость — не МГИМО не бизнес-школу? а ГИТИС. Похвально, что занимается театром, а не руководством маленькой нефтяной компании.
0
0
Ответить

дима
Казань когда то был театральным городом. Сейчас мы утратили этот статус…было бы не плохо восстановить
0
0
Ответить

Принт
Прикольное название Угол.
0
0
Ответить

марина
мы были на спектакле Толстого нет.Очень!!!!!Очень)))))))Чудесно,что такое место появилось в Казани.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite