
Прокуратура не сурова к предпринимателям, просто использует полномочия в полную силу
После трагедии в «Адмирале» предприниматели в торговых центрах жалуются, что беззащитны перед проверками надзорных органов. Даже если указан срок, в течение которого они могут устранить нарушения, приставы могут опечатать объект гораздо раньше. Для многих из арендаторов закрытие площадок может означать банкротство
Лейсана Набиева — Казань
Вчера в Казани закрыли очередной торговый центр «XL-Базар» на цокольном этаже торгового комплекса XL. Судебные приставы дали арендаторам два часа на сбор вещей и опечатали вход. Прокуратура нашла здесь пять нарушений норм пожарной безопасности, главное и неустранимое — низкие потолки торгового центра.
Предприниматели, торгующие в «XL-Базар», пытались помешать приставам и громко возмущались. В толпе слышались возгласы, мол, нас не известили, на что теперь жить и т.д. За день до этого были закрыты несколько офисных и торговых зданий на Сибирском тракте.
Многих предпринимателей ждет банкротство: приставы и прокуратура опечатывают торговые объекты и не дают достаточно времени для устранения нарушений пожарной безопасности, жалуются арендаторы закрытых торговых площадок.
На днях завершится месяц с того момента, когда надзорные органы республики, включая прокуратуру РТ, начали серию тотальных проверок объектов торговли. 240 из них уже получили уведомление о результатах: на 180 торговых площадках обнаружено 1800 нарушений. При этом только 45 объектов будут вынуждены приостановить свою деятельность, говорит старший прокурор управления прокуратуры РТ Камиль Даишев.
Уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов разделяет недовольство коммерсантов. По его словам, меры, которые надзорные ведомства предпринимают в отношении некоторых объектов, действительно чрезмерны.
«Есть уже от кого-то письменные обращения, от кого-то устные, от кого-то просто информация, с кем-то мы уже встречались. Письменных обращений три, по остальным рынкам устная информация или встречи, — перечисляет омбудсмен. – Мы изучаем всю полученную нами информацию: требования, проверки, направленные в суд, позиции, занимаемые надзорными органами и то, какие действия были предприняты ими. Далее анализируем возможности того, что можно сделать — обратиться в контролирующие органы либо поучаствовать с ними в судебном заседании», — рассказывает Нагуманов.
Началось Пожар в ТЦ «Адмирал» был одной из тем расширенного заседания Совета безопасности РТ. Неделей ранее депутаты республиканского Госсовета предложили нижней палате федерального парламента ужесточить контроль над объектами «с массовым пребыванием людей» |
По словам Даишева, Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре РТ пока не приступал к рассмотрению этой проблемы.
«Прокуроры будут требовать приостановления деятельности торговых объектов только в том случае, если выявлены серьезные нарушения, угрожающие жизни граждан», — заверяет он. «Подход к каждому объекту индивидуален, его не закроют, если выявленные нарушения действительно можно устранить без приостановления: это делается с целью обезопасить граждан», — продолжает собеседник.
Что касается самих предпринимателей, то они считают, что им можно было бы дать больше времени на подготовку к проверке. Некоторые из арендаторов намекают на то, что сотрудники могли превышать свои полномочия.
Нагуманов, в свою очередь, отмечает, что никто не превышает полномочий. Сейчас часть объектов вынуждена на время приостановить свою деятельность, и это абсолютно законно. По словам омбудсмена, раньше «ею (имеется в виду процедура приостановления деятельности — KazanFirst) особо никто никогда не пользовался», а сейчас время пришло. «Мы убедились на примере “Адмирала”, что неприятие жестких мер может привести к трагедии» — резюмирует бизнес-омбудсмен.
Тем не менее, по словам Нагуманова, в подобной ситуации объект объекту рознь. В большинстве случаев запрет деятельности был оправдан, т.к. собственники недостаточно хорошо выработали пути и механизмы устранения полученных замечаний.
Не по плану Нагуманов припоминает случай, когда собственник уже начал устранять нарушения, был установлен срок и заключены договоры на ремонт, как вдруг словно «гром среди ясного неба опечатывают помещение». По его словам, каждый объект требует составления плана действий, «дорожной карты» по устранению нарушений, — если собственник максимально быстро пытается решить проблему, ему ни в коем случае не надо мешать. Тем более, что зачастую замечания легко устранимы и не связаны с большими капиталовложениями, продолжает собеседник |
Бизнес-омбудсмен настаивает на роли муниципалитета в разрешении конфликтных ситуаций. Подобное, по его словам, происходит на многих торговых площадках республики, а муниципалитеты отвечают за развитие бизнеса и должны быть заинтересованы в том, чтобы все функционировало в соответствии с законом.
Можно было обойтись более мягкими мерами в отношении предпринимателей, уверена заместитель главы Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Фарида Галеева. «Можете арестовывать имущество и счета виновных в нарушениях той же пожарной безопасности, но честные предприниматели не должны страдать». При этом Галеева считает, что прокуратуре действительно следует «умерить пыл».
Делами предпринимателей сейчас озабочены сразу несколько организаций. Только при министерстве экономики их два – Департамент по поддержке малого и среднего бизнеса, Центр поддержки и развития предпринимательства, – не считая уже упомянутой ассоциации.
По словам старшего прокурора Марата Абзалилова, чем быстрее предприниматель устранит нарушения, тем скорее он сможет возобновить свою деятельность. «Работа торгового объекта приостанавливается лишь до устранения нарушений: к примеру, если собственник не сможет обеспечить эвакуационный выход или установить сигнализацию в назначенный срок, то объект попросту не откроется», — поясняет Абзалилов.
Директор недавно приостановившего работу центра Medel и член общественного совета при минздраве РТ Ленар Салахутдинов подтверждает: «Мы обратились к Нагуманову. Он пояснил ситуацию. Сегодня [14 апреля] суд выявил процессуальные нарушения в оформлении документации пожарной инспекцией и прокуратурой». По словам собеседника KazanFirst, прокуратура выявляла нарушения комплексно, без обозначения конкретных организаций и фиксировала эти нарушения в акте, который не имел юридической силы. Он был составлен без присутствия независимых понятых и собственника [владелец«АС Менеджмент» Алексей Семин]. «В нашем учреждении и ряде других не было выявлено нарушений норм пожарной безопасности, поэтому считаю приостановку деятельности нашей клиники незаконной. Помощник прокурора потребовал провести внеплановую проверку, и, в том случае, если не будет обнаружено нарушений, ходатайство удовлетворят», — говорит Салахутдинов. По его словам, прокуратура Казани не удостоверилась в качестве проведенной проверки и объективности информации, не выехала на объекты и приняла решение о приостановке деятельности клиники Medel заочно, лишь на основании документов, предоставленных пожарной охраной еще в марте.
По словам Нагуманова, указанная проблема должна решаться продуманным планом действий: «Мы уже договорились со службой судебных приставов, что они будут выделять людей, определяющих механизмы взаимодействия с арендаторами объектов, в частности, с их доступом на торговые места; назначим ответственных людей», — говорит омбудсмен.