Татарстан и Удмуртская Республика не будут докапитализировать транспортную компанию «Содружество»

Условия передачи подвижного состава в собственность пригородным пассажирским компаниям неподъемны для субъектов

Лейсана Набиева, Никита Анисимов — Казань 

Правительство России 22 марта рекомендовало ОАО «РЖД» передать подвижной состав для маршрутов ближнего следования в собственность пригородных пассажирских компаний (ППК), в частности осуществляющей перевозки в Татарстане компании «Содружество». Это пока единственная найденная возможность сохранения рейсов пригородных электричек, не допустить упразднения которых в феврале потребовал президент Владимир Путин.

По мнению чиновников, это позволит убыточным ППК оставаться на плаву. Однако Татарстан, имеющий долю в «Содружестве», уже заявил, что не примет электрички на невыгодных для республики условиях.  

С предложением передать подвижной состав в собственность пригородных компаний ранее выступала сама «РЖД», но сделать это она была готова не безвозмездно. Взамен госмонополия просила субъекты внести средства в уставные капиталы ППК. Речь шла о суммах, сопоставимых со стоимостью передаваемых электричек. В позавчерашнем письме правительства об «эффективной модели функционирования пассажирского транспорта в пригородном сообщении» про условия передачи состава ничего не сказано, но ясно, что просто так «РЖД» не уступит региональным ППК электрички.

Татарстан и Удмуртская Республика не будут докапитализировать транспортную компанию «Содружество»

«Будет очень интересный имущественный вопрос. Идея логичная, но как будет осуществляться эта передача — я не знаю, как его будут решать, — говорит директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. — Скорее всего, там будут какие-то скидки, отсрочки [для субъектов РФ]».

Немедленно восстановили 

Ситуация с пригородными электричками давно стала критической, а с недавних пор еще и резонансной. В декабре федеральный Минтранс заявил об отмене рейсов в 20 регионах, поскольку при нынешнем уровне тарифов эти перевозки убыточны. В ситуацию месяц спустя вмешался Путин: «Железнодорожное пригородное сообщение должно быть восстановлено немедленно». «РЖД» он поручил направить регионам предложения по выходу из ситуации. «Что, у нас Министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Вы что, с ума сошли, что ли?», — возмущался президент 

На днях Госдума в первом чтении приняла законопроект о нулевой ставке налога на добавленную стоимость для региональных железнодорожных перевозчиков. Плюс в начале марта правительство снизило для компаний плату за инфраструктуру «РЖД» с 25 до 1% от тарифа на проезд. 


Татарстан и Удмуртская Республика не будут докапитализировать транспортную компанию «Содружество»
Директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин

По словам Блинкина, это «огромная льгота», но всех проблем ППК предпринятые меры поддержки не решают. Порядка 80% в структуре расходов пригородных перевозчиков составляет аренда подвижного состава у «РЖД». У ОАО «Содружество» (50% контролирует «РЖД», по 25% — у Татарстана и Удмуртской Республики) расходы на аренду, судя по документам, составляют около 77%.

Согласно последнему отчету компании, на начало 2012 года она накопила 122,6 млн рублей убытков. «Содружество» осуществляет перевозки в девяти регионах: Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Мордовии, Марий Эл, в Чувашской Республике, Свердловской и Кировской областях, а также в Пермском крае.

В 2013 году компания перевезла 12 566 пассажиров. Электрички не исчезли, но проблема, тем не менее, никуда не делась. Все ППК созданы как совместные предприятия «РЖД» и регионов, на территории которых работают. Большинство местных перевозчиков убыточны, четверть субъектов компенсирует их потери целиком, четверть — покрывает наполовину. С 2011 по 2013 годы долги регионов по обязательствам ППК достигли 24 млрд рублей. Власти после истории с отменой электричек пытаются спасти ППК.

Сумму, потраченную на аренду электричек у «РЖД», в «Содружестве» не называют. Пресс-секретарь перевозчика Ирина Карпова сказала лишь, что «аренда состава считается по вагонокилометрам». Аренда шестивагонных поездов ЭД9Э, по ее словам, стоит 26 246 рублей за 2,5 часа, дороже всего обходятся одновагонные рельсовые автобусы, которые в прошлом году выполняли рейсы Казань-Буинск — 28 133 рубля за 100 км пути. 

По мнению Блинкина, выйти в прибыль ППК сейчас попросту не способны, рост цен на билеты их положения тоже не исправит. «Что будет, если поднять действующий тариф на 30%, чтоб спасти региональных перевозчиков от безденежья? Увеличится ли от этого доход перевозчика? Ответ: нет, не увеличится, — уверяет он. — На 30% увеличим тариф, и у нас на 50% упадет трафик. Мы доход поднять не можем. Мы должны как-то облегчить затратную часть», — объясняет он рекомендацию правительства. 

У регионов, в том числе Татарстана, средств на докапитализацию совместных предприятий, очевидно, тоже нет. Пока вкладывать деньги в «Содружество» Татарстан и Удмуртская Республика не собираются. «В настоящее время приобретение у “РЖД” подвижного состава не планируется», — ответили KazanFirst в минтрансе РТ. Пресс-секретарь удмуртского минтранса Елизавета Нижегородцева также заявила, что федеральные власти обсуждают передачу электричек давно, на уровне же правительства Удмуртии это не обсуждается. 

«РЖД» не ответила на запрос KazanFirst.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
18 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
галина
живу в Буинске, учусь в Зеленодольске, очень сложно приезжать к родителям. Сильно бьёт по карману, а таксисты наслаждаются этим положением, берут втридорого, автобусов не дождёшься. Когда же решат вопрос с буинской веткой
0
0
Ответить

Ольга
Я, кажется, уже поездила на этих крутых поездах Э9 (если это они). Они очень хороши. Третий класс новых электричек лучше второго класса старых.
0
0
Ответить

Алиса
Ни за что бы не подумала, что электрички так дорого обходятся. Столько народу ездит каждый день, иногда не то что сесть, встать негде!
0
0
Ответить

Юрий Кудрявцев
Почти 30 000 стоит 2,5 часа аренды!! Вот это да!!
0
0
Ответить

Сергей Алексеевич Цветков
По-моему, это нереально ездить без билета. Там проверяют всех через каждые 10 км пути. Не сможете поехать зайцем.
0
0
Ответить

Пессимист
Оооох, я даже представить себе не мог, что так все плохо. Ну купите вы эти поезда, в самом деле… Они, наверное, стоят как все золото мира, иначе ППК не шли бы на такую дорогостоящую аренду…
0
0
Ответить

Василиса
Вот я, например, езжу на электричках каждую неделю. Помню, как прошла новость об отмене каких-то маршрутов. Людям они жизненно необходимы, решать проблему надо срочно! Странно, что уже за столько лет существования ППК проблему убыточности до сих пор не могут решить.
0
0
Ответить

Парис Алаев
А за что такие деньги?? 28000 за один вагончик и 100 км пути!! Что там такого?? И сколько должен стоить билет на такой рейс??
0
0
Ответить

Ерема
Не пойман-не вор, кто-то просто эти деньги кладет себе в карман!!!!
0
0
Ответить

Василий Соколов
Пока вы считаете деньги ППК, РЖД считает свои убытки от них!
0
0
Ответить

Rustem Zaynullin
На универсиаду деньги нашлись и на чемпионат мира по футболу наверняка найдутся. А РЖД в пролёте.
0
0
Ответить

Мария Елагина
Путин в Москве разгон всем устроил, в ту же секунду восстановили! скоро до Татарстана доберется!
0
0
Ответить

Эльмира Гимадиева
Как же теперь людям до работы добираться?
0
0
Ответить

Денис Антипов
Это не РЖД в пролёте, а люди в пролёте. А РЖД в шоколаде вместе с Якуниным.
0
0
Ответить

Леонид Чехов
А на кой чёрт надо было закупать новый подвижной состав? Чтобы он стоял?
0
0
Ответить

Элла Хайдарова
Пригородная пассажирская компания ОАО «Содружество» с 1 октября 2014 года, официально вывело из обращения 21 пригородный поезд от станции Казань, о чем сообщалось ранее в прессе и на сайте компании. Но совсем недавно, 4 февраля на совещании с членами правительства по государственной политике в социальной сфере, президент России Владимир Владимирович Путин приказал ведомству немедленно восстановить пригородное железнодорожное сообщение .. Как вы думаете восстановят ли движение отмененных пригородных поездов от станции Казань?
0
0
Ответить

игорь
нужео не только электрички передавать, но и всю инфраструктуру. и не ппк, а снуля создаваемым компаниям, независимым от ржд.
0
0
Ответить

Николай Антонов
Денис Антипов, Мне кажется тут никто не в шоколаде. Ситуация – караул. Единственная надежда, компромисс между регионами и ППК. Судя по всему, в Москве после нагоняя от Путина оживились, предлагают разные варианты, это радует, может и получится чего.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite