Максим Шевченко: никаких признаков реального этнического конфликта на Донбаcсе не было

Известный российский политолог и телеведущий побывал в середине марта в Казани, где выступал перед широкой аудиторией с докладом о своем видении проходящих в России и мире процессов

Максим Шевченко

Алексей Тюрин — Казань

Шевченко уникальный специалист, занимающийся межнациональными отношениями, оттого его выступление в Казани — в центре татарского мира — смотрится особенно ярко. Он излагал свои мысли, если можно так выразиться, с акцентом на местопребывание, порой бросая в зал ремарки о татарском народе, которые придавали особенную остроту его оригинальным суждениям.

Про Шевченко ходит множество самых разных слухов. Один из них — что он мусульманин. Политолог известен своей открытой и слишком горячей поддержкой палестинского народа в конфликте с Израилем. Сам Шевченко неоднократно опровергал свое мусульманство, он называет себя православным, но разговоры о его конфессиональной принадлежности не утихают. Впрочем, он сам дает им почву, как это было несколько лет назад, когда на похоронах своего друга — журналиста из Дагестана Хаджимурата Камаловаон прокричал «Аллаху Акбар».  

Все это свидетельствует о Шевченко, как о человеке незаурядном, оттого его мысли не могу оставлять равнодушными: можно спорить или не соглашаться с ним, но спокойным быть нельзя. 

Большую часть своего выступления в Казани Шевченко посвятил Украине и трагедии гражданской войны на Донбасе, как он ее сам называет.
Максим Шевченко: никаких признаков реального этнического конфликта на Донбаcсе не было

По его словам, у этого явления есть несколько уровней его описания. Первый — глобальный уровень —украинскаягражданская война в контексте глобальной политики. Второй уровень — украинская война в контексте ситуации на постсоветском пространстве. «В контексте, скажем так, российской политики на постсоветском пространстве». И третий уровень — внутренние украинские дела. 

«Я не считаю, что причиной этих событий [войны на Донбассе] является конфликт между русским и украинским мирами», — говорит журналист.

«Я был между Киевом, Симферополем, Донецком и Луганском, встречался со всеми практически во всех этих четырех городах действующими лицами, когда они не были такими известными, со всеми остальными, и на моих глазах все это разворачивалось», — рассказывал он.

По его словам, причину войны на Донбасcе не понимают даже журналисты, потому что многое из подлинных причин конфликта, кризиса, сокрыто «пропагандистскими завесами, которые создают реальные враги». «Сразу скажу, что никаких признаков реального этнического конфликта там не было», —подчеркнул Шевченко.

Кажется, что политолог очень прагматично смотрит на Украину, не переставая испытывать боль от гибели мирных жителей. Но в его взгляде нет ничего общего с позицией тех, кто продолжает считать Украину потерянной частью России, а самих украинцев — частью русского народа.
Максим Шевченко: никаких признаков реального этнического конфликта на Донбаcсе не было

«Украинцев я считаю не каким-то подразделением русского народа, как у нас тут принято объяснять, а отдельным этносом, сформировавшимся в ходе истории, имеющим право на самостоятельную историю», — сразу же подчеркнул политолог.

«Когда отдельные ретивые государственники мне начинают доказывать с пеной у рта, что украинцы — это какая-то часть русского народа, которая называется малороссы, а украинский язык — это такой странный диалект русского, я им цитирую фразу из знаменитой такой песни, которую пела вся страна: “вийдикоханая, працеюзморенахоч на хвилиночку в гай”. Я говорю: что тут русского?».

Формирование нации — это объективный процесс, считает Шевченко. По его мнению, украинская нация сформировалась в конце XIX века со своим культурным наследием, достаточно богатым, несмотря на то, что «у нас тут принято унижать украинцев».

Шевченко недоумевает, почему культурное наследие Украины свелось к «достаточно убогому зрелищу», которое мы наблюдаем сегодня. «В украинском национальном мифологическом сознании господствовал бандеровский миф, не имевший никакого отношения к тому, о чем я только что вам кратко рассказал. И какая-то странная такая постсоветская реминисценция о какой-то дружбе народов. Как могут дружить люди, я понимаю. А что такое дружба народов», — вопрошал он.

Шевченко также далек от тех, кто считает Украину близкой к распаду. Скорее всего, у него прямо противоположный взгляд. В его системе история с Крымом выглядит скорее как исключение, которое подтверждает правило. В Крыму не было влиятельных олигархов, по сути, не было слаженной экономической системы. Поэтому процесс воссоединения с Россией получился таким безболезненным, в отличие от того, что происходит сейчас на юго-востоке Украины.

Шевченко считает, что Донбасс сильно завязан на местных олигархов, начиная от Рината Ахметова (кстати, этнического татарина) до Вадима Кернеса и Михаила Добкина. Шевченко, человек левых взглядов, кроме того, уверен, что богатейших людей востока Украины надо оторвать от украинского государства и интегрировать в российскую экономическую систему.

Политолог скептически смотрит на концепцию «Русского мира». Он критикует ее с разных позиций, тем не менее не отказываясь от нее. У него вызывает резкий протест лозунг о защите русских и русскоязычного населения. «Почему нельзя говорить о защите народов?», — вопрошал журналист. Чтобы продемонстрировать несостоятельность этого лозунга, Шевченко обратился к залу: «Вы татары, вы русскоязычные что ли? Нет! Вы татары!»

Политолог уверен, что подобный лозунг угрожает демократической России, как многонациональному государству.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ильназ
Максим — мусульманин. Принял ислам в 2001 году. Его имя в исламе Максуд. Непонятно только зачем он это скрывает.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite