Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

В Международном институте антиквариата ASG можно увидеть дворянские интерьеры первой четверти XIX века и почитать старинные французские фолианты

Ольга Гоголадзе — Казань

В Казани каждую неделю открываются новые выставки. Некоторые из них очень интересные, другие навевают тоску, но бывают и совершенно особенные. Такие, как «Пылающий ампир» в Международном институте антиквариата ASG. Ты входишь в зал, где воссозданы три интерьера начала XIX века, взгляд падает на незаконченное письмо на столике возле книжного шкафа, и в голове мгновенно возникает картинка, которая сопровождает тебя всё время, что ты рассматриваешь антикварные вещицы. Кажется, что ещё секунда — и можно будет наяву увидеть призрак дворянина, который сидит в своём кабинете и пишет длинное послание своей… так, ну раз уж это Франция XIX века, то любовнице, разумеется.
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

«Моя бесценная Эжени, минула целая вечность с тех пор, как вы уехали в своё поместье в Провансе. Лишь портрет на моём письменном столе напоминает о вашей дивной красоте, и я рискую всем ради возможности любоваться им постоянно. Я заверил дражайшую супругу, что на нём изображена моя кузина из Шамони. Пришлось даже поставить рядом с вашим светлым ликом миниатюру моей древней морщинистой бабушки, чтобы ни у кого не возникало подозрений в нашем родстве….»

Призрак рассеивается, но кабинет остаётся, и всё в нём сохранилось идеально: и портреты, и письменные приборы с остатками чернил двухсотлетней давности, и канделябры из золочёной бронзы, и книжный шкаф, который раньше именовался «библиотекой». Его, кстати, даже не пришлось реставрировать, поскольку он попал в музей в отличном состоянии. Но, главное, шкаф сохранил своё главное сокровище — коллекцию классической французской литературы. Книги авторства Виктора Гюго, Вольтера и Эмиля Золя XVII – XIX веков кажутся совсем новыми, и только дата издания выдаёт их истинный возраст. Лишь по фолианту эпоха правления Людовика XVI, самому старому в библиотеке, видно, сколько веков ему пришлось пережить.
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

«…без вас, моя дорогая Эжени, вечера тянутся целую вечность. У меня завелась привычка коротать их за партией в бульот с графом де Бриенн. Удача в любви покинула меня, поэтому в картах я весьма преуспел. На выигранные деньги я заказал обивку для мебели в «Шатель и Тассинари» — той самой мануфактуре, где наш любимый Бонапарт поручил убранство Компьенского дворца и Версаля. Всё это нужно мне лишь для того, чтобы отвлечься о воспоминаниях о том времени, как вы были рядом и частенько обыгрывали меня на этом самом кресле…»

…обивка которого пусть и неплохо пережила все эти годы, но нуждается в замене.  Реставраторы уже заказали новую и, естественно, не на фабрике «Большевичка». Её сделают там же, на мануфактуре «Шатель и Тассинари», которая пережила все французские революции и мировые войны, и до сих пор производит ткани в стиле ампир. Удивительно, не правда ли? В нашей стране с тех пор выжила, кажется, только «Почта России», сохранив традицию доставлять письма на лошадях (иначе как объяснить такие «сверхскорости»?). Но сейчас речь не об этом — куда интереснее и дальше рассматривать старинный кабинет.
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

На столике для игры в карты можно увидеть «бульотку» — лампу, обязанную своим названием карточной игре времён Великой французской революции. Каждая партия длилась очень долго, свечи оплывали, и чтобы пламя не слепило глаза игроков, абажюр помаленьку опускали вниз. Такой нехитрый, но удобный механизм пользовался большим спросом, и подобные лампы были практически в каждом кабинете. Как и портреты Наполеона, который в те времена был всеобщим кумиром.
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

Но самая интересная (и самая раритетная) вещь в этом интерьере  —  шпалера, созданная в Обюссоне в XVII веке и пока что неотреставрированная. Это не гобелен, как может показаться на первый взгляд. По аналогии с «шампанским», которым имеет право именоваться исключительно вино, созданное в провинции Шампань, «гобеленами» можно называть только безворсовые ковры, произведённые на королевской мануфактуре Гобеленов. Для остальных лучше употреблять термин «шпалера», но кого это волнует? Ксерокс ведь давно смирился, что его именем теперь называют любой копировальный аппарат. Шпалеры с изображением природы были особенно популярны в эпоху ампира, поскольку и Наполеон, и Жозефина, и его маршалы сделали очень крупные заказы на них. Получается, ковёр на стене — не такое уж и мещанство, раз  200 лет назад они украшали кабинеты императоров? Ну или наши бабушки живут, как императрицы.
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

«…Вы просили меня рассказывать всё, что происходит со мной в Париже, и я повинуюсь. Буквально на днях я был свидетелем забавного случая. Моей жене взбрело в голову заказать портрет, на котором её запечатлели бы с нашей младшей дочерью. Ужасная затея: Катрин, как вы помните, очень непоседлива. За то время, что живописец рисовал их обеих, малышка успела довести его до отчаяния. Тогда художник решил её проучить, и прописал портрет до мельчайших деталей, не забыв даже про грязь под ногтями маленькой девочки. Как неловко ей будет лет через десять, вы только подумайте!..»
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

Даме, изображённой на портрете кисти Пьера-Поля Прюдона, повезло куда больше. Её потомки запомнят счастливой: в кудрях неизвестной девушки — ландыши, а это значит, что она с кем-то помолвлена и вскоре выйдет замуж.
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

Эти картины, к слову, висят уже не в кабинете, а в импровизированной гостиной. Там, на мраморной столешнице, можно найти вазы и чайный сервиз в стиле Наполеона, который был популярен в период реставрации. Для него характерны лебеди (символ Жозефины, чьё изящество сравнивали с этой птицей), вензель Бонапарта, а также портреты императора и зарисовки битв с его участием. Мода на стиль Наполеона вернулась и во второй половине XIX века. Довольно странное явление, учитывая, насколько противоречивой личностью он был. Всё равно, как если бы в нашей стране в годы перестройки начали выпускать сервизы с фотографией Сталина. Видимо, французы народ не злопамятный.
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

Нельзя не заметить, что все кресла вокруг кофейного столика разномастные. Но тогда это было допустимо. Дело в том, что каждый стиль в позапрошлом столетии требовал строгого соответствия. Если интерьер оформлен в стиле ампир, то никаких рококо или неоклассицизма в нём быть не должно. Только прямые линии, золочёная бронза, тяжеловесность и лаконичные украшения в виде персонажей из древнегреческой и древнеегипетской мифологии. Эклектика и желание разнообразия могли проявиться лишь в покупке нескольких наборов кресел, объединённых в один ансамбль.
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!

«…Не далее, как вчера, нас посетил ваш дальний родственник, маркиз де Буйе. Прекрасная моя Эжени, я не устаю поражаться его могучему росту — в нём, кажется, все шесть футов. Он был настоящим Гулливером, а наша гостиная превратилась в обитель лилипутов…»

Действительно, вся мебель на выставке кажется немного детской. Всё потому, что двести лет назад люди были гораздо миниатюрнее: мужчина ростом 170 см считался высоким и брутальным, а женщину ростом 145 см никто бы не назвал коротышкой. От лишнего веса  они тоже не страдали — здоровое питание, пешие прогулки, верховая езда и балы с энергичными танцами делали своё дело. Видимо, толстенький Пьер Безухов носил максимум 48 размер, потому что иначе у него просто не было шансов втиснуться в стандартные кресла того времени.

«…ах, Эжени, не проходит и дня, чтобы я не вспомнил ту премилую картину, как вы поправляли выбившийся локон, сидя перед зеркалом в своём будуаре. Как были вы нежны в тот день, как прелестны! Я даже заказал точно такой же туалетный столик для своей жены, чтобы он напоминал мне о вас. Надеюсь, вы простите мне эту неслыханную дерзость…»
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!
Будуар, как вы понимаете, тоже воссоздан в мельчайших деталях. Это это женская комната, в которой дворянки принимали гостей и приводили себя в порядок. Над туалетным столиком красного дерева (особенно популярного в те времена, потому что маркетри не использовалось) реставраторы трудились целых три месяца. А зеркало приобрело очень интересный эффект: серебро в составе стекла кристаллизовалось, как сахар в банке с вареньем. И теперь оно словно усыпано мельчайшими стразами изнутри. Пэрис Хилтон умерла бы от зависти!
Выставка «Пылающий ампир»: руками трогать!
Обязательным элементом будуара в начале XIX века была кушетка — диванчик для отдыха и дневного сна. Нередко её боковые части украшали головами лебедей, а ещё чаще на ней можно было увидеть длинную тёплую шаль. Всё потому, что в эпоху ампира французские модницы носили платья из тончайшего батиста прямо на голое тело. Но, поскольку центрального отопления у них не было (и нет до сих пор, ха-ха), то многие дамы постоянно болели всевозможными разновидностями простуды и чахотки. Жозефина была не исключением, но ей Наполеон привозил из военных походов длинные восточные шали. Императрица, которая постоянно в них куталась, задала очень полезный тренд, и в скором времени было уже не найти ампирной барышни без тёплого платка поверх прозрачного платья.

«…Увы, моя дорогая, повседневные дела вынуждают меня прервать ненадолго нашу беседу. Я с трепетом жду вашего возвращения, искренне ваш — Л***»

Бережно запечатав конверт и спрятав его в карман, наш призрачный дворянин садится за более скучные записи. Хозяйственные счета, если быть точнее: за ремонт крыши плотник взял столько-то, прачка содрала столько-то, а кучер обходится нынче и вовсе втридорога. Эти бумаги он чуть позже спрятал в одном из ящиков стола. Спустя несколько веков их случайно обнаружили казанские реставраторы.

Это выставка, которую просто необходимо посетить всем, кто зачитывается литературой XIX века, ведь в таких интерьерах обитала не только французская аристократия, но и наша родная Наташа Ростова. Но, самое главное, можно почувствовать себя героем этих произведений, потому что все экспонаты разрешено не только фотографировать, но и трогать! Восседать на старинной кушетке, листать томик Вольтера одного из первых изданий, да просто побывать в окружении прекрасного — что может быть приятнее? Только тот факт, что вход на эту выставку совершенно бесплатный.

Адрес выставочного зала:
Международный институт антиквариата ASG
ул.Сибирский тракт, 34, корп. 5

Посещение выставки бесплатно и проводится по предварительной записи по телефону (843) 510 96 23

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Гопотенок
НУ раз на халяву можно культур-мульур программу для девушки устроить
0
0
Ответить

гость
интеррррресно!
0
0
Ответить

Миша из Алабуги
Чтоб атмосферу почувствоаать сильнее надо самому одеться как нибудь по моде тех веков)
0
0
Ответить

Скептик
Казань быдло-город, туда никто не пойдет! не смешите!
0
0
Ответить

Анна
«Это выставка, которую просто необходимо посетить всем, кто зачитывается литературой XIX века…» — не люблю обязаловку, особенно морально-эстетическую.
0
0
Ответить

Елена
Девушка, это же оборот такой) Вы слишком предвзяты.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite