
Казанский Энергобанк блокировал работу крупнейших российских брокеров: он мог потерять 500 млн рублей
Банк братьев Хайруллиных требует с «Открытия», «Финама» и БКС 243 млн рублей. Из-за неудачных торгов на ММВБ, связанных с огромными скачками курса валют, он мог потерять сумму, превышающую прибыль за прошлый год. В самой кредитной организации заявляют о «несанкционированных операциях» на бирже
Главное здание Энергобанка в Казани
Никита Анисимов — Казань
Неудачные валютные операции банка на Московской бирже в конце прошлого месяца блокировали работу трех крупнейших российских брокерских компаний — брокерского дома «Открытие», «Финама», а также финансовой группы БКС. Об этом сообщил вчера ряд федеральных изданий со ссылкой на брокеров и представителей ММВБ. По сообщениям СМИ, банк через суд добился заморозки счетов «Открытия», БКС и «Финама», те в свою очередь начали блокировать счета контрагентов. Поводом стали понесенные Энергобанком финансовые потери на разницах курсов валют, которые, как пишут СМИ, могут превышать прибыль за 2014 год.
Амортизировать их банк намерен за счет брокеров, против которых подал иск на 243,7 млн рублей — 118,5 млн он требует с БКС, 117,3 — с открытия, 7,8 млн — с «Финама». Дело рассматривает Вахитовский райсуд Казани. Решение в качестве обеспечительной меры заморозить счета суд принял в процессе предварительного ознакомления, которое, по сведениям Forbes, заняло у него не более 15 минут. По существу дело будет рассмотрено 3 апреля. Обратиться в суд Энергобанк заставили итоги совершенных на бирже 27 февраля сделок купли-продажи валюты. Тот день был отмечен сильным колебанием валютного курса: доллар на ММВБ в считанные минуты сначала упал на 4 рубля, с 61,05 до 55,36 рублей, а затем подскочил до 66,33 рубля. В результате операций Энергобанк понес серьезные убытки — по сообщению Forbes и Finanz.ru, они могут достигать 500 млн рублей, для сравнения чистая прибыль банка в прошлом году составила 414,4 млн рублей. В самом Энергобанке KazanFirst подтвердили, что «потери от данных операций являются значимыми», но сумму не назвали. «[Потери] не оказали существенного влияния на результаты работы банка, — говорится в ответе кредитной организации. — Банк получил за отчетный месяц — февраль — прибыль и выполняет все обязательные нормативы». Проверить это пока нельзя — отчетности на 1 марта организация не публиковала.
Брокеры ситуацию комментируют осторожно. Сотрудник «Открытия» сказал KazanFirst, что решение Вахитовского суда блокировать счета компаний считает «почти прецедентным», но «прежде надо дождаться дальнейшего рассмотрения». Предправления холдинга «Финам» Владислав Кочетков заявил Forbes: компания не исключает обжалования «незаконных действий судьи». Пока решение суда кажется достаточно неоднозначным. «Действия наших клиентов, по нашим оценкам, носили рыночный характер», — заявил Кочетков. Энергобанк в свою очередь заявляет о взломе терминала, чем и объясняет просьбу заблокировать счета брокеров. «27 февраля в результате кибератаки произошел взлом терминала банка и злоумышленниками посредством модификации информации был проведен ряд несанкционированных операций на ММВБ, — ответил банк KazanFirst. — Каких-либо ошибочных действий трейдера или технических сбоев не было». О взломе банк уведомил Регулятора и Московскую биржу, в тот же день по его заявлению было возбуждено уголовное дело.
Предправления холдинга «Финам» Владислав Кочетков
И ЦБ, и биржа отреагировали на «нестандартную ситуацию» оперативно, сообщают в Энергобанке, некоторые из участников рынка уже согласились на возврат «случайных доходов по несанкционированным сделкам». Того же — возврата денег внесудебным порядком — банк сейчас добивается от остальных.
Если Энергобанк заявляет о взломе терминала, то Московская биржа наоборот, поспешила сообщить, что 27 февраля сделки на валютном рынке проводились в соответствии с законом, являются легальными, действительными, а инфраструктура биржи не подвергалась несанкционированному доступу, приводят сообщение биржи «Ведомости».
Владельцы ОАО Энергобанк— братья Айрат и Илшат Хайруллины, которые через холдинг «Эдельвейс Корпорейшн» контролируют 98,7%. Произошедшее они пока никак не комментировали. Сам банк по размеру активов занимает средние позиции в регионе, замыкая первую десятку игроков. На начало февраля у него было 20 млрд активов. По размеру капитала, который составляет 3,61 млрд рублей, Энергобанк шестой в Татарстане.
Аналитический департамент QB Finance считает оценку потерь банка в 500 млн рублей адекватной. Скорее всего, сделки проходили с использованием заемных средств, кроме того, колебания курса в тот день достигали 11 рублей, это сотня тысяч пунктов, отмечает директор департамента Дмитрий Кипа. «Для понимания: на валютном рынке борьба идет за 4-ю, 3-ю, максимум 2-ю цифру после запятой целой части курсовой стоимости. То есть заработать за день 100 пунктов — это уже очень хорошо. 100 000 пунктов вверх-вниз — это очень высокая волатильность, на которой можно как сказочно разбогатеть, если ты угадал направление, так и полностью разориться», — объясняет Кипа. Неизвестно, торговал ли банк на собственные средства или использовал заемные, но потеря 500 млн рублей при таких курсовых колебаниях выглядит вполне возможной на этом рынке, резюмирует он.