
В казанском Эрмитаже подменили коллекцию графики
На выставке «Итоги всех веков», которая приехала к нам из Петербурга, произвели плановую замену гравюр XIX века, чтобы они не разрушились под действием света
Ольга Гоголадзе — Казань
Помните фильм «Западня» с Кэтрин Зета-Джонс в главной роли? Она в нём ещё тренируется преодолевать полосу препятствий из лазерных лучей, чтобы подменить в музее какую-то раритетную и дорогущую маску. Эта её акробатическая проходка между натянутых красных нитей в шотландском замке смотрелась крайне эффектно. Так вот, в реальной жизни произведения искусства в музее меняют раз в сто прозаичнее; и не с целью потом продать их на чёрном рынке, а исключительно ради их сохранности.
Дело в том, что на выставке «Итоги всех веков» в казанском Эрмитаже представлена целая коллекция графики, которая весьма и весьма капризна. Рисунки не могут находиться в вертикальном положении больше четырёх месяцев подряд. Поэтому если выставка длится дольше пяти месяцев, то все экспонаты изначально подбираются в двух экземплярах — это непреложный закон.
— Графика — самый нежный экспонат. Структура бумаги разрушается под действием света, она желтеет и портится. Нам, обывателям, это даже заметить трудно, а вот реставраторы увидят неладное с первого взгляда и будут очень ругаться. Восстанавливать графику — невероятно сложный и трудоёмкий процесс, поэтому лучше перестраховаться и вовремя отправить произведения «отдыхать», — объяснила хранитель отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Юлия Шаровская.
Здесь начинается самое интересное. Специально для этой ротации вызывают эксперта из Петербурга, под руководством которого одни рисунки снимают со стены, а другие водружают на их место. Делают это, как правило, вдвоём, чтобы по максимуму обезопасить экспонаты. Каждый из них стоит около 400 000 евро, поэтому осторожность сотрудников музея вполне объяснима.
Потом гравюры, которые казанцы имели счастье лицезреть уже три с половиной месяца, поместят в специальные папки. Между рисунками положат гладкую, безкислотную и дышащую микалетную бумагу, которая никак не повлияет на целостность произведений. Они будут храниться в горизонтальном положении в прохладном помещении. В тишине, темноте и покое старинная графика, как спящая красавица, дождётся демонтажа всей экспозиции и возвращения домой, в Государственный Эрмитаж.
На стенах выставки, тем временем, появятся новые рисунки. Некоторые — точно такие же, а другие немного отличаются по цвету и тону. Здесь надо понимать, что гравюра — не картина, которую рисуют в единственном экземпляре. Как раз наоборот. Гравюра — это особая техника, при которой изображение вырезается на металле (медь, сталь, цинк) или на камне (литография). На такую заготовку особым образом наносится краска, после чего картинку можно штамповать в неограниченных количествах. Своего рода негатив, только не на плёнке, а на брутальном носителе.
В XIX веке страну захлестнула мода на такие рисунки, поэтому у многих в квартирах можно было увидеть портреты императрицы, великой княжны или какого-нибудь ангелочка. Ими иллюстрировали книги, афиши, журналы интерьеров и мод. Те, кто имел возможность, заказывали «доску» с собственным личиком, чтобы напечатать побольше портретов и разослать многочисленной родне. Именно благодаря массовости этого вида искусства до наших дней дошло так много графики, а у музеев появилась возможность беречь эти произведения, вовремя меняя одни на другие. На «Итогах всех веков» такой замене подверглись сразу 27 экспонатов.
Однако, нельзя сказать, что они абсолютно одинаковые. Для тех гравюр, которые не имеют аналогов, подбирают похожую по стилю и предмету графику. Некоторые чёрно-белые портреты заменили на их цветные, вручную раскрашенные версии. Так что, можно сказать, что экспозиция выставки обновилась. Попробовать найти 27 отличий можно уже с третьего дня марта и до конца апреля в центре «Эрмитаж-Казань».
Фоторепортаж можно посмотреть здесь.