
«Камаз» отдаст КИП «Мастеру» площади и своих ненужных рабочих
Камский индустриальный парк «Мастер» обзаведётся к 2017 году новыми производственными площадями. Таким образом его общая площадь превысит 1 млн кв. м. В этом не было бы ничего странного, если бы в стране не наметилось замедление темпов экономики, больно ударившее по автопроизводителям. За расширением, возможно, скрывается необходимость использовать «Мастер» для трудоустройства ненужных рабочих «Камаза»
Александр Жидких — Набережные Челны
Камский индустриальный парк (КИП) «Мастер» обзаведётся к 2017 году новыми производственными площадями, равными тем, что уже имеются у парка. Таким образом его общая площадь превысит 1 млн кв. м. В этом не было бы ничего странного, если бы в стране не наметилось серьезное замедление темпов экономики, больно ударившее по производителям автомобилей.За расширением, возможно, скрывается необходимость использовать «Мастер» для трудоустройства ненужных рабочих «Камаза».
Новую площадь «Мастеру» отдаст автогигант. На КИПе уже объявили об увеличении производственной территории; через два года индустриальный парк нарастит мощности еще на 530 000 кв. м. Потребность в них существует уже сегодня, заверяют представители КИПа
Несмотря на заполняемость, которая составляет 94%, желающих стать резидентами много, сообщает пресс-служба парка. Сейчас здесь работают 250 резидентов, из них более трети — поставщики «Камаза».
В парке есть свободные площади в 300, 400, 500 кв. м, которые для новых партнёров — маленькие. «Пока с ними ведутся переговоры на стадии заключения договоров», — заметили пресс-службе «Мастера».
Что за компании проявили интерес к индустриальному парку в «Мастере» не прояснили. Вполне возможно, что кто-то из уже существующих резидентов захочет увеличить свои производственные площади. Однако в нынешней экономической ситуации делать это вряд ли целесообразно, рассуждает Александр Консон, генеральный директор Kiekert Russia (резидент парка, производит автомобильные замки).
Минниханов одобрил На развитие и подготовку площадей КИП «Мастер» под аренду необходимо порядка 4,3 млрд рублей. 2,3 млрд «Камаз» вложит из собственных средств, остальные деньги будут искать в федеральном и региональном бюджетах. Помощь со стороны правительства Татарстана уже получена. Президент Татарстана Рустам Минниханов, посетивший во время последнего визита в Челны КИП «Мастер», в целом одобрил решение «Камаза» и индустриального парка об увеличении промышленных площадей |
Если идея с расширением выгорит, «Камаз» сумеет убить сразу двух зайцев. С одной стороны, передать высвобождающиеся площади КИП «Мастеру», вдохнув в них вторую жизнь и параллельно избавив себя от их содержания. С другой — создать производственные мощности для открытия новых предприятий малого и среднего бизнеса, куда могли быть трудоустроены камазовцы, которым не найдётся места после модернизации производственных площадей автогиганта.
У этой цели, если она действительно окажется перспективной, далеко идущие последствия со знаком плюс. Как отметил недавно в своем выступлении генеральный директор компании Сергей Когогин, «Набережные Челны должны стать не только центром автомобилестроения, но и центом производства автокомпонентов». По его мнению, «Камаз» в этом случае будет якорным предприятием, которое станет способствовать появлению новых точкек роста.
Генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин
Концерн действительно переживает сейчас нелегкие времена. Кризис обнажил главную его проблему. В компании по-прежнему есть избыточный персонал, мешающий «Камазу» полноценно развиваться и не нести издержки на его содержание, что особенно трудно в кризис.
Хотя Когогин в очередной раз подтвердил, выступая на последней сессии горсовета: задача автозавода сохранить коллектив, падение объемов производства и снижение роста продаж вынудили компанию задействовать на общественных работах порядка 20 000 человек.
Эта мера позволит компании удержать численность персонала на ближайшие полгода. Сегодня спрос на автомобили «Камаза» невысок. В среднем при плане 150-200 автомобилей в день продажи упали до 30-50, сетовал Когогин.
С другой стороны, «Камаз» не собирается отказываться от программ развития предприятия. Еще в мае 2014 года был дан старт новому масштабному проекту под названием «реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства автомобилей».
Всего предполагается три основных этапа. На первом из них будут обновляться мощности, отвечающие за сборку кабины. Это первый модуль, рассчитанный на период до конца 2017 года. Параллельно в эти же сроки будет реализовываться вторая фаза — все работы, касающиеся новой гаммы двигателей с экологическим стандартом «Евро-6». Третий модуль охватывает работы по мостам и крупным агрегатам. Его введение запланировано к 2020 году, то есть к дате окончания проекта. За шесть лет «Камаз» должен будет не просто произвести реконструкцию своих производственных площадей под новый модельный ряд, но и значительно ужаться в плане численности персонала. Поэтому процесс оптимизации, под которым нередко подразумевается сокращение — процесс неизбежный.
Куда в итоге могут попасть люди, потерявшие работу, догадаться нетрудно.
Сейчас непростая ситуация со спросом на автомобили в стране и компаниям не имеет смысла умерщвлять капитал и работать на склад, производя автомобили в большом количестве, рассуждает ведущий аналитик «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. А значит, и держать большое количество персонала, если работы нет, не имеет смысла, добавляет он.
«Камаз» — один из крупнейших работодателей, за которым стоит репутация лидера рынка автомобилестроения; можно не сомневаться, что все свои обязательства перед увольняемыми сотрудниками компания выполнит. «Более того, по возможности “Камаз” постарается помочь им в трудоустройстве. И если это удастся сделать в рамках проекта КИП “Мастер”, то это будет отлично, — уверен эксперт. — И сотрудникам не придётся искать работу в других местах, и резиденты в индустриальном парке получат дополнительный импульс в развитии, и “Камаз” укрепит репутацию, сохранив хорошие отношения с бывшими сотрудниками», — говорит Баранов.