Как для модной фотовыставки не стали придумывать название

Работы этого фотографа стоят, на минуточку, по 7000 евро каждая. То есть, на голых кирпичных стенах центра современной культуры «Смена» сейчас висит почти 100 000 евро — целое состояние за выставку из 14 фотографий. Забавно, что «сколочен» этот капитал буквально на заднем дворе. Один из самых перспективных российских фотографов Сергей Сапожников сделал все снимки в родном Ростове, гуляя по закоулкам и заброшенным домам

Ольга Гоголадзе — Казань

Порой внезапно задаёшься вопросом: «Что первично: форма или содержание?». Вот книги  Довлатова, к примеру. Читали бы мы все эти рассказы о зоне и богемных пьянках, если бы автор не был гением? Ведь в его случае куда интереснее, как всё это написано, чем сами истории. Или фотография. Что важнее, красивая картинка или смысл, который она в себе несёт? Именно эта мысль не выходит из головы на новой фотовыставке, которая открылась в центре современной культуры «Смена». Она называется Untitled — «Безымянная», и это во многом отражает её суть. Совершенно непонятно, что изображено на снимках, тем не менее, от них трудно оторвать взгляд.
Как для модной фотовыставки не стали придумывать название
Их автор, Сергей Сапожников, один из самых перспективных российских фотографов. Но, как водится, в нашей стране о нём почти никто не слышал. Зато на Западе он нарасхват: Франческо Бонами устроил ему персональную выставку в Милане. И это не говоря о совместных проектах в Берлине, Турине, Вене и Гонконге. Стоят его работы, на минуточку, по 7000 евро каждая. То есть, на голых кирпичных стенах «Смены» сейчас висит почти 100000 евро — целое состояние за 14 фотографий. Забавно, что «сколочен» этот капитал буквально на заднем дворе: Сапожников сделал все эти снимки в родном Ростове, гуляя по закоулкам и заброшенным домам.
Как для модной фотовыставки не стали придумывать название
В пресс-релизе говорится, что фотограф «реактуализирует наследие барокко», и что его работы «напоминают  голландские натюрморты XVII века», а также «заставляют процитировать высказывания Фуко». Я прямо слышу голос учительницы литературы с вечным рефреном: «Что хотел сказать автор».

Очень тянет на это ответить: «Ребят, и мне отсыпьте!», потому что подобных ассоциаций выставка точно не вызывает.

Культурное прошлое, конечно, вспоминается, но не такое далёкое — год этак 1983-й, когда в моду вошла ломография. Этот жанр фотографии, в котором кадры делались буквально «от бедра»: фотографы носили камеру, как им удобно и снимали всё подряд, не задумываясь о резкости, композиции и цветопередаче. А потом из сотен некачественных фото извлекали одну по-настоящему ценную «жемчужину». Можно ещё вспомнить 2001 год, когда граффити  в России перестала быть формой вандализма и почти официально утвердилась как разновидность современного искусства. Именно на «настенную живопись» и похожи фотографии Сергея Сапожникова, что неудивительно: начинал он как уличный художник.
Как для модной фотовыставки не стали придумывать название
Кстати, на нескольких кадрах запечатлено непосредственно граффити, которое смотрится очень необычно. Рисунки сняты на фоне искорёженных деревьев и не то могильной оградки, не то выброшенной детской кроватки. Зрелище одновременно притягивает своей яркостью, отталкивает налётом мистицизма и заставляет гадать (даже спорить!), где именно сделано это фото. В остальных работах можно увидеть привычные бытовые вещи: надувные матрасы, пледы, светодиодные лампы, спинки от кресла. Все они причудливо складываются в стилистику тех картин, что субкультурные художники любят рисовать баллончиками на бетонных стенах. Людей Сапожников тоже фотографирует, но они в его работах удивительным образом сливаются с предметами, становясь динамичным, но застывшим продолжением дерева, забора или дивана. Это пугает и завораживает, радуя цветовой гаммой.
Как для модной фотовыставки не стали придумывать название
О цвете вообще отдельный разговор. Фотографии получились такими яркими совсем не благодаря умениям автора работать с фотошопом. Здесь всё куда интереснее. Каждый снимок сделан на плёнку и проявлен в необычной технике. Дело в том, что существуют негативные и обращаемые виды плёнок. Для каждого из них нужны свои химикаты, которые используются для создания раствора. Но если их поменять, и негативы «искупать» в проявителе для обращаемых, то получаются необычные эффекты. Цвета смещаются, возрастает контраст — этакое развлечение для любителей поиграть с веществами.
Как для модной фотовыставки не стали придумывать название
В целом, Untitled — это торжество формы над содержанием. Не думаю, что стоит искать в работах Сергея Сапожникова глубокий смысл и подтекст. Нужно просто наслаждаться большими и красивыми фотографиями, которые на редкость гармонично смотрятся на неотштукатуренном фоне. А ещё — удивляться, что можно увидеть обычные дворы с таких нетривиальных ракурсов.

Выставка продлится в «Смене» до 31 марта.

Стоимость билетов:

Взрослые — 200 рублей;
Школьники, студенты, пенсионеры — 100 рублей;
Дети до 7 лет — бесплатно.

Фото: Егор Алеев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Роман
Классные фотки конечно) Но че-то ни слова о становлении автора, как он к этому стилю пришел?
0
0
Ответить

женя
офигеть у них цена. может, тоже фотографом стать?
0
0
Ответить

Кирил
мир сошел с ума. 7тыш евро — это издевательство над здравым смыслом и людьми
0
0
Ответить

Евгения
Очень давно жду от Смены «непроектных» фотографий. Как полагаете, есть надежда их увидеть?Просто замечательных документальных фотографий. Не «торжество форм над содержанием», а замечательных состоявшихся авторов, понятных любому зрителю. Пример: Максимишин, Бухарский, Зверев. Поиск новых форм-это замечательно, но воспитать визуальную культуру у местного зрителя-задача не из лёгких. Хотя, вероятно, это не к Смене вопрос. Они варятся именно в современных проектах. К сожалению.
0
0
Ответить

художник
Я ни *** не понямаю что там за мазьня. 7000 он кому это продаёт себе чтоли.
0
0
Ответить

субаш
Интересная статья. Вызывает желание посмотреть выставку.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite