Дорога к лояльности: казанским журналистам рассказали, чего ждать от системы муниципальных стоянок

Как пресс-тур в Москву, организованный мэрией столицы Татарстана, помог корреспонденту KazanFirst убедиться в целесообразности платных парковок в центре города

Артем Малютин — Москва, Казань

В восьмом часу вечера в воскресенье, садясь в поезд до Москвы, я нисколько не понимал своих функций в этой поездке. Всего нас было 12 человек, по большей части журналистские кадры. Мы заняли четыре купе в одном вагоне. Его хочу описать отдельно, тем более что препятствовать этому никто не подумает. Не по-отечественному убранный, с телевизором и не доломанными кондиционерами, он точно выигрывал у иных кафе или личного транспорта. Ездить в таких мне еще не приходилось. И не придется до следующего раза, когда чиновники придумают брать деньги, скажем, за пешие прогулки по городу.

Ситуация прояснилась скоро — как только поезд тронулся. Представитель казанской мэрии собрал нас у себя и рассказал, куда и главное — зачем мы едем. Теперь пора предупредить. Я, спецкор KazanFirst (назовем это так), решил, что буду писать честный материал. Без многочисленных, часто наигранных журналистских штучек, которые повсеместно приняты и которые в этом случае не годятся. Никакого баланса мнений здесь не будет — чистый субъективизм. Писать серьезные тексты из несерьезных поездок — занятие неблагое. Во всяком случае, менее увлекательное.

Дорога к лояльности: казанским журналистам рассказали, чего ждать от системы муниципальных стоянок

Роль наша — журналистов — оказалась простой. Ни для кого уже не новость, что с 9 февраля парковка в центре Казани станет платной. Стоить это будет 50 рублей в час. Проект, официально именуемый системой муниципальных парковок, от и до заимствован у Москвы. Деньги за стоянку в центре там собирают еще с 2013 года. К сегодняшнему дню все к этому привыкли, но на первых порах между властями и автомобилистами были недопонимания. Их боятся и в Казани, и потому важно было, чтобы работники СМИ поняли проблему, что называется, в правильном ключе. Москва, как нам объяснили, сделала все грамотно, за исключением одного — пренебрегла информационной кампанией, а такое упущение может быть не прощено.

Утром, сойдя с поезда, мы довольно быстро оказались в здании с вывеской «Государственное казенное учреждение “Организатор московского парковочного пространства”». Оно и отвечает за платные парковки в Москве — если я правильно понял, ГИБДД от этого вопроса там полностью отстранилась. В учреждении нас уже ждал глава казанского комитета по транспорту Айдар Абдулхаков, представители самой организации и разработчики оборудования, которое используется для управления парковками.

Как бы ни претили мне цифры, точные факты и формализм в изложении, избежать этого не удастся. Обращусь к хитрости. Соберу их в маленькую информационную вставку, которая, по моим расчетам, должна читаться как примечание редакции.

Дорога к лояльности: казанским журналистам рассказали, чего ждать от системы муниципальных стоянок
Глава казанского комитета по транспорту Айдар Абдулхаков

Разгрузить вдвое

Система муниципальных парковок работает в Москве с 2013 года и вводилась поэтапно. Сначала платной стала стоянка в самом центре столицы — в пределах Бульварного кольца. Час парковки там обходится в 80 рублей. На втором этапе границы проекта расширились до Садового кольца (60 рублей за один час), далее — до Третьего транспортного кольца (40 рублей). С момента работы платных парковок загруженность центра Москвы снизилась с критических 85 до 75%. До одного часа сократилось также среднее время стоянки в центре, а скорость движения автомобилей напротив, возросла на 12%. В Казани масштабы проекта будут меньшими. По словам Абдулхакова, центр города позволяет организовать стояночные места для 1250 автомобилей. Сейчас на центральных улицах в день паркуется около 2500 машин   

Власти Казани начинают собирать деньги с автомобилистов, не особо надеясь на пополнение городского бюджета. Да и вообще не от хорошей жизни — в этом они нас убеждали. Главный их мотив — освободить улицы для нормального движения транспорта. Заодно переучить население парковаться там, где это не положено.

Теперь-то моя функция ясна мне четко, и я постараюсь сделать так, чтобы дорога, выстланная их намерениями, вела не туда, куда приводит обычно. По крайней мере, в менее жаркие места. Сейчас для меня самого наступает важный момент. Я должен без искажений передать логику введения платы за парковки. В понедельник эта логика впечатлила меня своей простотой и справедливостью.

Уже много лет мы живем в мире товаров, услуг, спросов, предложений; все перечисленное в этом мире либо стоит денег, либо имеет деньги своей основой. Каждый из нас выбирает продукты или места для отдыха сообразно возможностям. Стоянки не должны быть исключением. У водителей разные причины оставлять машины в центре, и возможности у всех тоже разные. Но должно быть что-то, что регулирует спрос на стояночные места. Это что-то изобретено и, мало того, успешно работает — рыночный механизм. Стоимость одного часа могла быть и ниже. Допустим, 30 рублей. Но это лишило бы смысла всю затею, ведь тогда парковки стали бы доступны всем на любое время. В этом случае пресловутый механизм не срабатывает.  

Перечитал. Нет, передать сути не получилось. Что-то было мною безнадежно упущено. Знать бы, что именно. Хотя передавалось чуть ли не дословно. Осталось еще несколько моментов, относящихся к разряду обязательного. Хочется разделаться с ними поскорее. Оплачивать стояночное место нужно в течение 15 минут. Сделать это возможно множеством способов — через паркоматы, банковской картой, в терминалах самообслуживания и с помощью специального мобильного приложения. Штрафы, начисленные по истечении четверти часа стоянки, умножаются каждый день. Появление культуры парковки — дело времени. Время у казанских водителей будет, правда, немного. До марта штрафы за неоплаченную стоянку не начисляются, но потом культура станет насаждаться испытанным, наиболее действенным из способов — административно.

Дорога к лояльности: казанским журналистам рассказали, чего ждать от системы муниципальных стоянок

Чувствую, что освободился. Обязательные моменты исчерпаны, и дальше можно писать как попало. После пары часов в казенном учреждении мы погрузились в автобус, который повез нас по Центральному административному округу. Остановился автобус в самом центре, недалеко от здания Государственной Думы. Там как раз установлен один из уличных паркоматов, к которому на нашу радость тут же подошел водитель. Платеж долго не проходил, но позже выяснилось: это проблема не паркомата, но водителя. Если быть точным, проблема его банковской карты.

К обвешанной камерами и фотоаппаратами нашей делегации шел охранник из соседнего ресторана. Я успел было подумать про какие-то претензии, но тот доброжелательно поинтересовался, кого мы приехали поносить.

— Или хвалить, — добавил, подумав.

Объяснили: приехали из Казани снимать ваши устройства. Скоро у нас появятся такие же.

— Это чудовище? — спросил охранник, жестом указывая на паркомат. Вопрос был рядовым — разумеется, он понял, о каких мы говорим устройствах. Поэтому, не дожидаясь ответа, охранник рассказал, что паркоматами москвичи почти не пользуются. Большинство водителей оплачивает стоянку через мобильное приложение.

Дорога к лояльности: казанским журналистам рассказали, чего ждать от системы муниципальных стоянок

Коллеги с телевидения, заметив водителя за рулем припаркованной рядом машины, поспешили за комментариями. Я к тому времени уже ничего не слушал, находился где-то на окраине происходящего. При желании и некотором усердии найти окраину происходящего можно где угодно. А легче всего найти ее в центре 12-милионного города. Итак, вникать далее в эти неприметные частности не хотелось. Текст, что мне предстояло написать, не мог быть другим — в один момент это стало очевидно. 

Есть, правда, еще кое-что. Трудно припомнить что-либо более тщетное и неуклюжее, чем Vox populi. Мне пока не доводилось слышать ни одного толкового ответа, полученного на улице. Ради справедливости — вопросы, которые задают прохожим люди с камерой и микрофоном, тоже бывают так себе. В процессе принятия важных решений почему-то до сих пор полагается учитывать мнение людей. Считается, что они знают, как для них сделать лучше. Учитывать не нужно, поскольку ничего они не знают. В своих-то грошовых недоразумениях не могут разобраться. Чиновники, делайте так, как считаете необходимым. Пока терпится, будут терпеть. Когда же станет невмоготу, вам дадут об этом знать — и в этом тоже не приходится сомневаться.

Кажется, я отвлекся, но дело идет к концу. Все ракурсы были отсняты, слова записаны; наш рабочий день закончился, и нас предоставили самим себе. Сюда напрашивается какой-то итог, иначе, о чем было написано столько слов. Он будет таким. Предчувствую, что после этих слов многие непременно пожелают забросать меня камнями. Но меня убедили. Платить за стоянку — в порядке вещей.

Последняя иллюстрация в качестве постскриптума. Вечером мы встретились с приятелем, несколько лет назад переехавшим в столицу из Зеленодольска. Он, конечно, захотел узнать, что я делаю в Москве и откуда такая спонтанность. Я коротко объяснил: парковки, московский опыт.

— Дурное дело нехитрое, — отозвался приятель, и как владелец старенького Dodge еще немного поворчал.

В темноте мы молча прошли еще с десяток метров, после чего он добавил — словно от себя оторвал:

— Хотя знаешь, надо признать, что после появления этих парковок в центре  стало можно ездить. 

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Вася
Сначала я ваще ниче не понял, а потом понял. Замысел правительства четок и кристально чист, как воды Байкала.
0
0
Ответить

Партийный
Власти всегда правы. Аминь.
0
0
Ответить

Чистопольский
Да у нас не так уж много пробок, чтобы вводить какие-то новшества.
0
0
Ответить

Андреевич
А о чем автор вообще писал текст? Про парковки? Не похоже.
0
0
Ответить

Олег
Ну в Казани и правда эвакуаторы уже не справляются. Без жестких мер уже не обойтись.
0
0
Ответить

Рембо
Журналист ангажирован! Агитирует за платные парковки. У меня три варианта: он пешеброд, он мажор, его купил Метшин.
0
0
Ответить

Рома
Я как автомобилист за платные парковки, но не за такую цену. Имейте совесть господа чиновники. Это вы можете себе позволить 50 рексов в час отстегивать. 30 рублей еще куда ни шло
0
0
Ответить

Реакция Вассермана
Вы меня не убедили в необходимости платных парковок в Казани
0
0
Ответить

Алина
да. ни о чем текст. автор хотел выпендриваться чем? полетом мысли, слогом? нет, это не журналистика. это ерунда
0
0
Ответить

26 лет
Граждане , скоро чиновники будут драть пошлину за то, что воздухом дышим, а в магазинах будут продлеваться баллоны с более экологически чистым очищенными за немалую плату !
0
0
Ответить

Игорь
Как пешеброд я «за» платные парковки. И как водитель тоже. Но ценник бы чуток скостить. Это же никакой з/п не хватит. Официальные «30 тысяч рублей в месяц» действительности не соответствуют
0
0
Ответить

Подтверждаю, что я человек
Что я прочитал? О_о
0
0
Ответить

Просто мужик
Дороги надо шире строить, многоуровневые паркинги делать, вовремя дороги чистить! А теперь по порядку: 1) у нас самая большая страна по площади, так почему нельзя строить дороги шире и все остальное? 2)При закладке домов в центре города,да и не только в центре, даже при строительстве обычных жилых домов места для парковки не делают! Неужели нельзя было строить их с подземными парковками или хотя бы отдельные паркинги? 3)Куда там ездить в центр, если до центра невозможно добраться, все дороги в снегу, из 2х полос одна ели функционирует!
0
0
Ответить

Илья
Я уже не раз высказывал свое мнение и на сайтах, и в письмах в Мэрию. Что эта порочная практика точечной застройки лишает граждан автостоянок для личного пользования! Неужели нет земли вокруг Казани? А по сути, сделав платные стоянки в центре, то надо сделать и второй шаг- убрать все госструктуры типа налоговой, пенсионной, статотчетной и т.д в новые стройки с площадками-автостоянками возле них! А коммерческие структуры пустьоплачивают стоянки авто как свои так и клиентов, если не хотят также арендоваться вне центра. Такое давно практикуется в других странах- строят СИТИ-Нью для офисов возле городов для этого.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite