Несмотря на замедление экономики и падение спроса на автомобили, рынок автокомпонентов продолжает развиваться

В Татарстане рынок автокомпонентов развивается активно. Это преимущественно связано с открытием в Набережных Челнах завода Ford Sollers

Александр Жидких — Набережные Челны

Производство автокомпонентов в России, в том числе и с участием иностранных компаний, продолжает свое развитие, несмотря на санкции и упадок спроса на автомобили. К концу года спрос, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), снизился на 11,6%. Эксперты уверены, что массового ухода иностранных производителей с рынка автокомпонентов не  будет — интересы бизнеса важнее геополитических разногласий России, Евросоюза и США.

Нестабильность в национальной экономике, санкции и разговоры об импортозамещении сегодня создали нервозную обстановку вокруг производителей автокомпонентов и как следствие — тревогу автопроизводителей — как отечественных, так и зарубежных концернов, открывших производство в России. К примеру, завод «Автофрамос», выпускающий автомобили марки Renault, и завод «Ниссан» на 65% зависят от импортных поставщиков, GM — на 51%, «Фольксваген» — на 42%, «Хёндэ» — на 40%, «Форд» — на 37%. Для многих из них стало очевидно, что альтернативы западным поставщикам сегодня попросту нет.
Несмотря на замедление экономики и падение спроса на автомобили, рынок автокомпонентов продолжает развиватьсяЗавод Ford Sollers в Набережных Челнах 

Что касается динамики производства комплектующих для конвейера, она, по мнению председателя комитета производителей автокомпонентов АЕБ и коммерческого директора Johnson Matthey PLC Андрея Коссова, снизилась вслед за падением продаж и производства автомобилей. «Точную оценку дать сложно, так как общей статистики нет, но тенденция отрицательная. Другая часть рынка автокомпонентов — это запчасти, то есть комплектующие, поставляемые на вторичный рынок, — говорит Коссов. — Здесь существенных изменений по рынку нет: автомобили все так же требуют регулярного обслуживания и ремонта».

Он также отметил, что «напрямую санкции не влияют на продажи автокомпонентов». Однако, по словам Коссова, санкции оказывают влияние через падение рынка и снижение курса рубля, что увеличивает издержки. «Импортозамещения мы не боимся, так как наш комитет представляет компании, занимающие активную позицию на российском рынке. Большинство имеет локальное производство или планирует его создание. К сожалению, текущая ситуация тормозит развитие существующих проектов и привлечение новых инвестиций», — сетует он.

В Татарстане рынок автокомпонентов развивается активно. Это преимущественно связано с открытием в Набережных Челнах завода Ford Sollers, выпускающего субкомпактные кроссоверы Ford EcoSport. Завод не просто наладил выпуск автомобилей, но привлек в качестве поставщиков автокомпонентов местные и елабужские компании.
Несмотря на замедление экономики и падение спроса на автомобили, рынок автокомпонентов продолжает развиватьсяАвтомобили Ford EcoSport, собранные на заводе Ford Sollers

«Сегодня рынок автокомпонентов в Татарстане развивается с переменным успехом», — говорит председатель наблюдательного совета агентства по привлечению инвестиций в Челнах Сергей Майоров. С одной стороны, наблюдается снижение поставок автокомпонентов традиционными поставщиками, а с другой — на рынке появляются новые производители, говорит он. «Есть немало попыток, в том числе и в Набережных Челнах — заполнить рынок автокомпонентов российскими производителями.

Но проблема заключается в неготовности отечественных производителей быстро заполнить собой рынок, подстроившись под высокие требования автопроизводителей, — продолжает Майоров. — Им для этого надо больше времени, чтобы перестроить свои мощности под выпуск автокомпонентов с высоким уровнем качества. Но автозаводы не могут себе этого позволить». Ускорить эти процессы, по его мнению, может создание инжиниринговых центров. Еще один действенный путь — создание локализованных производств в непосредственной близости от заводов-изготовителей. По такому пути сегодня идут «Камаз» и «Форд Соллерс».
Несмотря на замедление экономики и падение спроса на автомобили, рынок автокомпонентов продолжает развиваться«Сегодня большинство автопроизводителей стремятся к повышению уровня локализации производимых в России автомобилей, что соответственно порождает спрос на локальные автомобильные компоненты и таким образом стимулирует местных поставщиков на развитие производства автокомпонентов в России, — рассуждает представитель  Ford Sollers Индира Салимгараева. — Поэтому развитие локализации — одно из важных направлений совместного предприятия Ford Sollers».

Салимгараева отмечает, что в 2013 году уровень локализации моделей Ford, производимых в России, составлял 35%, к концу 2014 года локализация составит 40%, к 2016 — 60%. Сегодня у компании поставщики из 14 регионов России, в том числе и из Татарстана. Среди них Faurecia, Kieckert, Lear, Magna, «Нижнекамскшина», «Джошкуноз» и группа «Антолин». С большинством поставщиков в Татарстане Ford Sollers  начал работать в этом году с началом производства субкомпактных кроссоверов Ford EcoSport на модернизированном заводе Ford Sollers в Челнах».
Несмотря на замедление экономики и падение спроса на автомобили, рынок автокомпонентов продолжает развиваться«Мы сравнительно недавно начали работу с Ford Sollers», —  говорит Александр Консон, гендиректор Kiekert Russia (производит автомобильные замки). Задача компании — наладить поставки на конвейер завода в Набережных Челнах. Вторичный рынок Kiekert пока не рассматривает, возлагая большие надежды на улучшение ситуации в производстве автомобилей. «Очевидно, что если объемы производства машин будут снижаться, то и поставки комплектующих также снизятся», — отметил топ-менеджер.

«В любом случае производители автокомпонентов менее зависимы от колебаний в экономике, чем автопроизводители, поскольку связаны с заводами действующими договорами», — продолжает Салимгараева. Даже если на рынке продаж автомобилей намечается спад, заводы, как правило, продолжают выпуск автомобилей. Поэтому поставки комплектующих на конвейер выполняются полностью в заранее оговоренных объемах.

По пути локализации сегодня идет и производитель коммерческих грузовиков «Камаз», создавая в шаговой доступности от конвейера совместные предприятия по выпуску не только комплектующих, но и крупных узлов и агрегатов. Уровень локализации СП колеблется в пределах от 50% (производство коробок передач) до 90% (выпуск цилиндро-поршневой группы). При производстве новых магистральных тягачей Камаз-5490 доля импортных комплектующих от партнера компании — Daimler AG — составляет не менее 60%.
Несмотря на замедление экономики и падение спроса на автомобили, рынок автокомпонентов продолжает развиватьсяЕще один мощный кластер, где сконцентрированы производители автокомпонентов — Камский индустриальный парк «Мастер». На его площадях сегодня разместили производства свыше 250 резидентов, 2/3 из которых связаны с машиностроением. Суммарно в 2013 году они заработали 10,964 млрд рублей, до конца 2014 года изготовители комплектующих смогут выручить 12,69 млрд рублей, сообщили в пресс-центре КИП «Мастер».

«Ситуацию на рынке автокомпонентов нельзя назвать стабильной, — считает ведущий эксперт “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов. В первую очередь ключевое влияние на этот сегмент оказало состояние российской экономики. Повлияли и существенные валютные колебания, и ухудшение политической обстановки. Снижение спроса на автомобили, постепенное уменьшение объёма их продаж в стране, конечно же, негативно отражались на производстве компонентов и запчастей. Однако, продолжает Баранов, в нынешних условиях люди отказываются от новых автомобилей, уделяя больше внимания поддержанию в нормальном состоянии уже имеющихся машин. «Таким образом, можно утверждать, что, в отличие от производства автомобилей, производство автокомпонентов в целом в текущем году чувствовало себя лучше», — подытоживает Баранов.

По его прогнозам, в 1-м квартале будущего года роста производства запчастей и комплектующих ждать не стоит. Баранов считает, что в 2015 году можно ожидать расширения номенклатуры запчастей, которая будет производиться в России. Это объясняется, прежде всего, существенными валютными колебаниями, из-за чего ввозить такие запчасти из-за границы будет невыгодно. Кроме того, этого требуют и соглашения о промсборке, заключенные иностранными автопроизводителями. Также можно ожидать оживления и значительного увеличения продаж на рынке вторичных автозапчастей с автомобилей, пришедших в нерабочее состояние.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Митридат Евпатор
Как говрится: машины бились бьются и будут биться ,вот и производство процветает
0
0
Ответить

Экономист
Нужны инвестиции или кредиты под низкий процент, тогда и ускорится развитие и все сами делать начнем
0
0
Ответить

Петя
Путин: «Работать надо. Сегодняшние условия подталкивают нас к этому. ВОТ ВАМ и формула успешной экономики
0
0
Ответить

Пролетарий
интересено на солерсе рабочие требуются. ребят, кто там трудится расскажите как оно
0
0
Ответить

Баранкакрут
ездил я на их этом Ford EcoSport кнопка аварийки западала ,а горючки жрет этот трактор страх сколько
0
0
Ответить

Шофёр!
Да-да, эту гадину — отечественный автопром — просто так не раздавишь.
0
0
Ответить

говорили
На соллерсе мало платят. знакомые говорили, что там меньше платят чем на камазе, завозят работяг из деревень. А так в Елабуге есть места. Соллерс это не завод, это обычная сборка плюс производство некоторых авто компонент.
0
0
Ответить

Альберт
«Соллерс обычная сборка «, на обычной сборке кузова не варят! Штамповку поставляет турецкий Кешкеноз, тоже в Алабуге. А вообще идеология современного автопрома- максимальный аутсорс . На заводе должны варить кузова и делать двигатели, остальное поставляется либо в виде простых автокомпонентов ( бампер,стекло,обивка потолка итд),либо в виде сложных узлов( панель приборов,блок-фары,КПП итд).
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite