Африка в Музее Соцбыта: «Я настаиваю, что в России сейчас — свобода»

Актёр и художник Сергей Бугаев приехал на три дня в Казань, чтобы пообщаться с поклонниками своего творчества и наладить культурные связи между столицами

Сергей Бугаев

Ольга Гоголадзе — Казань

Сергея Бугаева все поклонники отечественной рок-музыки знают под псевдонимом Африка, а для любителей культового советского фильма «Асса» он навсегда останется «Мальчиком Банананом». Бугаев выступал с группами «Кино», «Аквариум», «Звуки Му» и был активным участником Ленинградского рок-клуба. Поэтому он прекрасно помнит молодого Бориса Гребенщикова, а Виктор Цой для него не далёкая «звезда по имени Солнце», а просто хороший друг.

Вообще, Африка и сам по праву считается одной из самых значительных фигур современного искусства, причем не только в российском, но и в мировом масштабе. Он актер, художник, музыкант, писатель, теле- и радиоведущий, помощник депутата — в общем, являет собой уникальный пример человека, способного проявить себя в различных культурных сферах.

Как ни странно, в Казань Сергей Бугаев приехал впервые. Зато сразу на три дня, которые проводит здесь максимально насыщенно. Сначала он побывал на открытии выставки в  Ратуше, которая называется «Время колокольчиков. Герои русского рока». Это «наш ответ Чемберлену», вернее, Гисберту Ханекрооту с его фотовыставкой «От АББЫ до Заппы». Африка признался, что чуть не всплакнул, увидев фото своих любимых людей, многие из которых уже скончались.

Африка в Музее Соцбыта: «Я настаиваю, что в России сейчас - свобода»

Кроме того, легендарный художник побывал в Свияжске, съездил на экскурсию на вертолётный завод и провёл встречу с поклонниками в Музее Соцбыта. Публика, надо сказать, собралась весьма специфическая. Простых зевак не было, все до единого досконально знали историю Ленинградского рок-клуба, цитировали «Ассу» и задавали вопросы, не особо интересные «непосвящённым». Бугаев отвечал честно, открыто и очень развёрнуто. Но иногда он настолько растекался мыслью по древу, что просил напомнить, о чём же его спросили. Поэтому с моей стороны будет гуманнее не приводить здесь полную расшифровку  интервью. Лучше возьму пример с Esquire и надёргаю цитат из его полуторачасового выступления в Казани:

«Прочесть то, о чём рассказывается сейчас в современном искусстве, невозможно без углублённого изучения психоанализа. Я посвящаю этому много времени и довольно часто бываю в психиатрических клиниках».

«В восьмидесятые было крайне трудно поддерживать имидж брутального рокера. В магазинах продавались только курточки пионеров, военные костюмы и спецовки рабочих. Всё это никак не сочеталось с антуражем металлистов».

Африка в Музее Соцбыта: «Я настаиваю, что в России сейчас - свобода»

«Я никакой не актёр. Потому что никогда не смог бы сыграть главную роль, как Сергей Маковецкий. Это очень сложная работа, в которой нужно уметь находить в себе невероятное сочетание реакций на поведение режиссёра. Ведь он — диктатор и террорист, который откровенно издевается над артистом. И нужно иметь глубокий внутренний стержень, чтобы сдержаться и не набить режиссёру морду».

«Некоторые считают, что в 60-е Бог появился на Земле в образе Джимми Хендрикса, и он разговаривал с людьми через гитару. Я думаю, это соответствует действительности».

«Неделю назад мне потребовалось профинансировать один проект, и я продал рисунок Виктора Цоя. Там был изображён портрет Кеннеди. Деньги за него заплатили очень хорошие. Но вчера, пока я гулял по Казани, они практически аннулировались».

Африка в Музее Соцбыта: «Я настаиваю, что в России сейчас - свобода»

«Мне бывает трудно объяснить нынешней молодёжи некоторые вещи, которые 30 лет назад были нормой. Например, что прописка была обязательной, и жить в Москве или Ленинграде без соответствующих штампов было крайне трудно. Я был иногородним, и нередко после концертов группы «Кино» человек в штатском отводил меня в отдельную комнатку, где уже поджидал мой участковый. Так что, основные проблемы у меня были не с КГБ и цензурой, а с местной милицией».

«Сейчас почти все музыканты хотят «срубить» побольше денег, а творчество оказывается вторичным. Во времена Ленинградского рок-клуба чистота восприятия музыки была другой, потому что отсутствовал меркантильный фактор. Борис Гребенщиков зарабатывал гроши на квартирниках просто для того, чтобы выжить. Для него всегда первостепенной задачей было создание песен, которые останутся на века».

«Цой часто улыбался и смеялся в жизни. Очень странная история с этой его гибелью получилась, ничего более тупого и придумать было нельзя».

Африка в Музее Соцбыта: «Я настаиваю, что в России сейчас - свобода»

«Сейчас многие «плохие парни», тот же Шнур, становятся гламурными ребятами. Я отношусь к этому с осторожностью, потому что исчезает или превращается в профанацию “возвышенный образ рок-музыканта”. То же самое происходит и на Западе».

«Мы уже произвели культурную революцию. В стране наступила свобода. Я настаиваю, что сейчас у нас, при всех проблемах, свобода. Если что-то не нравится — пожалуйста, берите билет и летите в любую страну в любое время. Раньше такого в России никогда не было».

«КГБ нельзя демонизировать. Да, они постоянно следили за Ленинградским рок-клубом, и это немного напрягало. Но уже тогда чувствовалось дыхание «ветра перемен», Комитет предвосхищал эру интернета, когда контролировать информационные потоки будет просто невозможно, и глушить радиоволны «Голоса Америки» больше не получится. Поэтому они предпочитали не «давить» нас, а просто наблюдать. Я лично никогда не испытывал ненависти к тем, кто нас курировал, ведь никто никого не убивал. А иногда, чтобы достать какое-то музыкальное оборудование, которое поможет создать настоящий шедевр, мы сами шли на контакт с агентами».

Африка в Музее Соцбыта: «Я настаиваю, что в России сейчас - свобода»

«Homo Sapiens исчез, и сегодня мы переживаем новый этап эволюции. Сейчас миром правит техногенез — то есть, те объекты, которые создал человек. Наше тело становится ареной сражения всех новейших достижений науки. Начиная с того, что женщины теперь могут вставить себе новую грудь или губы, и заканчивая микрочипами и бионическими протезами. На наших глазах появилась новая вселенная — виртуальный мир, цифровая реальность. Но, возможно, именно поэтому сейчас практически не рождаются гениальные поэты и музыканты».

Фото: Роман Хасаев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ярослава
Интересно почитать
0
0
Ответить

Игорь
жаль не знал про встречу, обязательно бы сходил
0
0
Ответить

Технократ
«Homo Sapiens исчез, и сегодня мы переживаем новый этап эволюции» — мне определенно нравится этот чувак
0
0
Ответить

Фотограф
О, а на фоне там Фарит Губваев есть!
0
0
Ответить

Юра
А мне не нравится, как он Бананана сыграл
0
0
Ответить

Курочкин
первый раз вообще про такого человека слышу
0
0
Ответить

Ильнур
он конечно может и художник, но точно не легендарный
0
0
Ответить

Ленар
Хороший он актер. и самокритичный при этом.
0
0
Ответить

Леля
кто такой не знаю вообще…
0
0
Ответить

Марьям
А неплохо написано.
0
0
Ответить

Рен
Африка ваще клевый, но тронутый умом это ж однозначно)))
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite