Российский автомобильный рынок продолжает падение на фоне стагнации в экономике страны

Продажи автомобилей в России снижаются. За 11 месяцев этого года российский авторынок снизился на 11,6%, или на 292 489 автомобилей по сравнению с январем-ноябрем 2013 года. В Татарстане рынок упал еще больше — до 13%

Александр Жидких — Набережные Челны

Продажи автомобилей в России снижаются. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев этого года российский авторынок снизился на 11,6%. Было продано на 292 489 автомобилей меньше по сравнению с январем-ноябрем 2013 года. В Татарстане рынок упал до 13%, однако к данной цифре можно относиться с определенной долей условности, поскольку у региональных автодилеров продажи в течение года шли с переменным успехом. 

«На рынок по-прежнему оказывает негативное воздействие российская экономика, торможение которой началось еще в прошлом году», — рассуждает ведущий аналитик  «Автостата» Азат Тимерханов.

Помимо общеизвестных геополитических событий и принятых Западом санкций в отношении нашей страны, ситуация усугубляется и снижением цен на нефть, от которых напрямую зависит экономика РФ. В случае если этот процесс затянется, последствия для авторынка могут быть еще более печальными, продолжает Тимерханов. По его мнению, снижение доходов населения, повышение ставок по автокредитам и ужесточение требований к заемщикам также не способствуют улучшению покупательской активности.
Российский автомобильный рынок продолжает падение на фоне стагнации в экономике страныЗапущенная правительством в сентябре программа утилизации и услуга «трейд-ин»  смогла удержать рынок от еще большего падения. Программа ограничена по объему выделенных из бюджета средств, поэтому ее действие будет наблюдаться в краткосрочный период, ориентировочно до конца этого года.

Продолжающееся падение курса рубля вынудило автопроизводителей, особенно иностранных, повышать цены на свою продукцию, с другой стороны заставило потенциальных покупателей совершать покупку автомобилей еще «по старым ценам», ведь с нового года они могут существенно возрасти.

По словам Тимерханова, снижение продаж зависит от срока владения легковым автомобилем. В России в среднем срок составляет 4-5 лет. Большая часть покупателей новых машин — те, кто меняют старое авто на новое. В 2014 году это сделает большинство владельцев, купивших автомобиль в 2009-2010, то есть в разгар предыдущего экономического кризиса.

Поскольку тогда рынок имел невысокие показатели (заметно ниже 2 000 000 единиц), желающих сменить машину в этом году будет меньше, чем в последующие годы. По мнению аналитика, в 2015 году авторынок может просесть еще ниже из-за повышения цен на машины (для иномарок может составить до 10-30% в зависимости от сегмента, страны производства и так далее), у автомобилей «АвтоВАЗа» в этом плане определенное преимущество.
Российский автомобильный рынок продолжает падение на фоне стагнации в экономике страныПродолжающееся ужесточение условий выдачи автокредитов, хотя в правительстве РФ обсуждается вопрос о возобновлении программы льготного автокредитования, также отрицательно сказывается на показателях продаж.

Удержать рынок от большего падения должна программа утилизации, которую продлили на следующий год. Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев объявил в Набережных Челнах при посещении «Камаза».

Решается и вопрос об использовании материнского капитала на покупку автомобилей, что может дать рынку действенный эффект.

На фоне общероссийского падения продаж автомобилей на 11,6% ситуация с реализацией машин через салоны авторитейлеров в Татарстане выглядит еще более удручающей. По статистике агентства «Автостат», в среднем по региону рынок упал до 13%. Такую цифру отчасти можно объяснить тем, что Казань перед Универсиадой вышла на первое место среди российских городов по динамике роста автомобильного рынка.

В этом году у автодилеров Татарстана дела шли с переменным успехом, у кого-то лучше, у кого-то хуже.
Российский автомобильный рынок продолжает падение на фоне стагнации в экономике страныПремьер-министр РФ Дмитрий Медведев (в центре) во время рабочего визита в Набережных Челнах на заводе «Камаз»

Компания «ТрансТехСервис», занимающая 4-е место в России по продаже автомобилей, за 11 месяцев реализовала через свои автосалоны 52 701 автомобиль. Об этом KazanFirst сообщил через пресс-службу совладелец компании Вячеслав Зубарев.

Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 2%, при этом увеличение продаж в ноябре 2014 года в компании по отношению к октябрю составило 16%, и 46% — по отношению к ноябрю 2013 года. Этот показатель значительно лучше, чем в среднем по России, говорит Зубарев.

«Резкий скачок продаж в ноябре позволил скомпенсировать серьезное падение автопродаж во втором и третьем квартале этого года. На данный момент компания рассчитывает реализовать в этом году автомобилей не меньше, чем в прошлом», — продолжает он. По его словам, за счет открытия новых автоцетров лучшие темпы продаж показали Skoda (46%), Opel (41%), Lexus (39 %), Jaguar (24%), Hyundai (8%), Volkswagen (5%), BMW (3%). Аутсайдерами  стали  автомобили Peugeot (- 63%), Lada (-23%), Ford (-20%).

Возможно, потребителей напугала ухудшающаяся ситуация в экономике, и многие решили сделать крупные покупки, не дожидаясь, пока девальвация «съест» их сбережения.
Российский автомобильный рынок продолжает падение на фоне стагнации в экономике страныУ другого автодилера в Татарстане — «Регионавто 1» (бывший РРТ), ситуация не столь успешна. «У нас стоит сегодня задача продавать не менее 40 автомобилей в месяц», — сообщил KazanFirst руководитель отдела продаж компании Даниил Городсков. По его словам, отклонение от плана составляет порядка 60%. На уровень продаж повлияла реорганизация компании полгода назад, изменения в экономике и ужесточение кредитной политики банков, при этом на 10 покупок автомобилей лишь одна совершалась с помощью кредитных средств банка. Кроме того, менеджер отметил, что введённая на территории России программа утилизации никак не помогла «Регионавто 1» увеличить свои продажи — скачка не произошло, а автомобили концерна GM, с которыми в основном работает автодилер, ежегодно теряет 38% продаж на российском рынке.

Ситуация на автомобильном рынке страны является отличным индикатором того, что происходит в экономике, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «Если продажи автомобилей снижаются, значит, в экономике всё совсем плохо: либо стагнация, либо кризис. Если продажи растут, значит, положение улучшается, потребители, как частные, так и юридические лица, видят дальнейшие перспективы, уверены в своём будущем и готовы приобретать товары длительного спроса, в том числе и автомобили». Судя по статистике продаж автомобилей в 2014 году, можно утверждать, что пока стагнация никуда не ушла из экономики, а напротив усиливается. Ухудшилась политическая ситуация, лихорадит национальную валюту, и в такой ситуации немногие потребители готовы приобретать новый автомобиль, отмечает аналитик.
Российский автомобильный рынок продолжает падение на фоне стагнации в экономике страны«Что касается прогнозов, то понятно, что отметка в 2 млн проданных автомобилей будет пройдена уже в ноябре, однако в целом по итогам 2014 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей окажутся существенно меньше показателя продаж в 2013 году, когда он составил 2,78 млн штук. Примерное количество автомобилей, которое будет продано в 2014 году, составит порядка 2,35-2,48 млн единиц», — продолжает собеседник.

По мнению Баранова, так как пока нет свидетельств, что ситуации в экономике улучшается, вряд ли стоит ждать роста продаж в 2015 году, по крайней мере в первые несколько месяцев. Однако стоит помнить, что на наш авторынок действует долговременный фактор, который «противостоит» кризису, — это значительный неудовлетворённый спрос на автомобили в России. По словам собеседника, по уровню автомобилизации Россия отстаёт не только от мировых лидеров – США и Японии, но и от многих других стран, которые собственной автопромышленности не имеют. Так что нашему рынку есть куда расти. «Поэтому по мере преодоления кризиса можно ожидать дальнейшего увеличения продаж автомобилей в России, причём, как собранных в стране, так и ввезённых к нам из-за рубежа»,— резюмирует Баранов.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, в млн. шт:

Год

Количество автомобилей

Динамика

2010

1,91

30%

2011

2,6

39%

2012

2,9

11%

2013

2,7

6%

2014

2,3

11,6%

Проценты показаны по отношению к предыдущему году (источник: Ассоциация европейского бизнеса)

Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Алексей
Подождем пока тойота будет по цене гранты и начнем брать . .
0
0
Ответить

Станислав
Уже сейчас можете купить тойоту по цене гранты,годов так 90х выпуска))
0
0
Ответить

Петр
А какой сектор экономики растет-то?
0
0
Ответить

Владлена
Интересные наблюдения, на рынке недвижимости тоже потепление — все стремятся сохранить средства.
0
0
Ответить

Сережа неЕсенин
Старый Форд мой давно ссутулился, и стартер мой чуть не издох…Но все равно буду ездить на нем, денег нет на новую машину) Люди экономят, кризис, е-мае.
0
0
Ответить

Бургомистр
А вы что хотели? Времена тяжелые наступают. Скоро даже на хлеб упадет спрос.
0
0
Ответить

Мария
Да у нас все плохо, что уж про автомобили думать
0
0
Ответить

кактус
где-уж плохо,кризис в умах,просто многие под прикрытие кризиса бабло решили срубить,зарплаты выдаются,деньги есть!
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite