До Казани не дотянут: высокоскоростную магистраль к 2018 году построят только до Нижнего Новгорода

Президент РЖД Владимир Якунин ссылается на отсутствие средств. Правительство России денег пока не выделило

Алиса Разумовская — Казань

В четверг президент РЖД Владимир Якунин, выступая в Совете Федерации, сообщил, что первая в России высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва − Казань к 2018 году может быть построена лишь до Нижнего Новгорода.

Ранее планировалось завершить строительство магистрали к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Теперь сроки передвигаются как минимум до 2019 года. Казань принимает участие в Чемпионате.

«Если будут даны деньги (а в этом году необходимо выделить 8 млрд рублей), то мы приступим к проектированию», — цитирует Якунина «РИА Новости» .

Топ-менеджер постоянно ссылается на отсутствие средств. «Если будут выделены средства для того, чтобы построить дорогу, то мы до 2018 года сможем построить дорогу, по которой уже сможем перевести болельщиков (ЧМ-2018 по футболу), хотя бы до Нижнего Новгорода», — сообщил он. По его словам, ВСМ «до Казани не дотянем, потому что общее строительство займет минимум пять лет».

Магистраль как стимул к росту

Президент Татарстана Рустам Минниханов надеется, что строительство ВСМ даст толчок падающей экономике страны. Ранее он заявлял, что само строительство магистрали даст прирост к ВРП Татарстана — 12,3 млрд рублей, валовый выпуск даст -301,5 млрд. рублей. Президент уверен, что проект ВСМ нужно протянуть до Екатеринбурга с транзитом через Набережные Челны. С запуском ВСМ пассажиропоток на маршруте Москва-Казань к 2020 году увеличится до 10,5 млн человек с нынешних 8 млн человек.Минниханов предложил перевести весь пассажиропоток на ВСМ, а действующие линии железнодорожного транспорта использовать для перевозки грузов. По его словам, любые другие решения снижают возможности перевозки грузов, а значит и рост экономики.

Стоимость магистрали длиной 770 км до столицы Татарстана (включая строительство вокзалов и покупку высокоскоростных составов) обойдется, по предварительным расчетам, в 1,06 трлн руб. Из них 380 млрд — деньги из бюджета, 150 млрд — средства фонда национального благосостояния (ФНБ), остальное — деньги РЖД.

Стоимость проекта ВСМ оценивается в 384,1 млрд рублей. РЖД еще летом предлагала правительству России увеличить долю ФНБ в финансировании ВСМ в два раза — до 300 млрд рублей. За счет этого маневра монополия хотела уменьшить долю федерального бюджета.

До Казани не дотянут: высокоскоростную магистраль к 2018 году построят только до Нижнего Новгорода
Владимир Якунин, президент РЖД

ОАО «Высокоскоростные магистрали» («дочка» РЖД) собиралась объявить тендер  на проектирование ВСМ осенью 2013 года. Но денег на строительство магистрали не оказалось. Кроме того, деньги монополии из ФНБ в правительстве России решили направить на другие инфраструктурные проекты. К этому моменту экономика России показывала очевидный для всех спад, и глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что строительство ВСМ откладывается.

«Изменение сроков связано с кризисом: в 2015 году будет один из сильнейших кризисов не только для России, но и для всего мира», — подтверждает слова премьера депутат Госсовета РТ, гендиректор «Метроэлектротранса» Асфан Галявов. По его словам, скорость строительства зависит только от финансирования: «Если деньги есть строить можно и быстро». Галявов напомнил, что в Казани строили три станции метро к Универсиаде за два года, потому что были деньги. Когда денег не было, порой одну станцию за три года.

Ранее СМИ сообщали, что инвесторы из Китая готовы выделить около 400 млрд рублей для финансирования проекта ВСМ. Среди инвесторов выступает Банк развития Китая. Форма участия инвесторов разная. Рассматривается вариант выкупа облигаций.

Сроки строительства ВСМ не изменились – они сдвинулись, потому что все проектные решения, которые должны были быть приняты в РЖД еще зимой-весной 2014 года, до сих пор не приняты, объясняет член экспертного совета,  председатель комиссии Общественной палаты РТ по вопросам экономического развития Тимур Халиков. По его словам, общая экономическая ситуация влияет на реализацию проекта, но не так сильно: «У проекта уже появились инвесторы».

До Казани не дотянут: высокоскоростную магистраль к 2018 году построят только до Нижнего Новгорода

«Сроки реализации этого проекта не могли измениться, поскольку они еще не были определены — в настоящий момент проект все еще находится на согласовании правительства РФ», — сообщил KazanFirst представитель РЖД. Собеседник сослался на слова замминистра экономического развития Николая Подгузова, что пока проект находится на стадии вызревания. По словам чиновника, стратегическое решение по строительству принято. Сейчас проект на стадии комплексного анализа.

Замминистра пояснил, что проект очень крупный, и приходится работать «в условиях очень серьезных ограничений, ресурсных в том числе».

«Вот пока мы его смотрим, он уже с точки зрения оптимизации “похудел” больше, чем на 100 млрд рублей просто потому, что были предложены другие решения», — цитировал «Интерфакс» Подгузова.

«Мы понимаем, что это важный проект. Мы его не забываем, мы его ведем, находимся в постоянном контакте с РЖД на эту тему, и есть понимание с обеих сторон, что это не мгновенная вещь», — заявил чиновник.

Для начала реализации пилотного проекта ВСМ на участке Москва − Казань необходимо получить из бюджета 20 млрд рублей. Пока решение о финансировании проекта со стороны правительства  не принято.

Фото: vestifinance.ru

Понравился материал? Поделись в соцсетях
12 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Эльвира
Жили без этой магистрали раньше как то и прожили бы как то.
0
0
Ответить

Эмиль
В итоге разворуют так, что и до нижнего не построют!
0
0
Ответить

Марьям
Да ладно, ребят, хватит гнать, проектирование не таких денег стоит. Хватит уже бабло отмывать. И вы удивитесь — на все будет хватать и все будет готово точно в срок.
0
0
Ответить

Нияз
Им сколько не дай, все мало будет… на нехватку денег они жалуются…
0
0
Ответить

Тоха
Что-то я не понял — а мы без этой всм не проживем что ли? самолеты на что и обычная жд?
0
0
Ответить

Настасья
«Замминистра пояснил, что проект очень крупный, и приходится работать «в условиях очень серьезных ограничений, ресурсных в том числе».» — в условиях отсутствия мозгов им работать приходится, идиоты блин
0
0
Ответить

Дима
по моему они загнули ценник до заоблачных высот. транссибирская дешевле стоила блин
0
0
Ответить

Серёга
Пусть наши татарстанские мажоры вложатся и все мигом построется
0
0
Ответить

Иннокентий
ВСМ очень дорогой и переоцененный проект. в Российских реалиях он стоит оч дорого и вряд ли окупится в ближайшие 50 лет. Нужно уменьшить откаты всяки подрядчикам и уменьшить стоимость процентов на 15-20
0
0
Ответить

Серж
Делается проще. Пригласить в качестве генподрядчика тех же китайцев, или кто там уже вовсю шпарит эти магистрали. Полюбому будет дешевле.
0
0
Ответить

Лев
Вообще, я не перестаю удивляться: в Японии в 80-е еще эти ВСМы запустили и они окупились там за 2 года. Наши преподносят это как технический прорыв и еще и из-за бабла кочевряжатся. Прогнило все в датском королевстве
0
0
Ответить

Отстой
Не может не радовать, что этот бредовый проект накроется медным тазом.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite