Поправка для Минниханова: «У каждой республики должны быть атрибуты государственности: в Татарстане это герб, флаг, гимн и руководитель-президент»

Депутаты Владимир Плигин и Владимир Поневежский внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается перенести дату переименования высшего должностного лица в Татарстане. Авторы закона объясняют его необходимость недостатком у республики времени. Наблюдатели считают, что отсрочка поможет сохранить президентство

Президент Татарстана Рустам Минниханов

Лейсана Набиева — Казань 

Татарстан может получить еще год на то, чтобы определиться с должностным статусом своего главы. 14 ноября депутаты от парламентского большинства Владимир Плигин и Владимир Поневежский внесли в Госдуму законопроект, который уже назвали «поправкой для президента Татарстана Рустама Минниханова». 

Согласно проекту, предлагается отсрочить ровно на 1 год дату переименования высшего должностного лица республики. Их предложение, по сути, временный выход из патовой ситуации, образовавшейся после вступления в силу поправок к федеральному закону «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Однако наблюдатели считают, что отсрочка поможет сохранить президентство.

Поправка для Минниханова: «У каждой республики должны быть атрибуты государственности: в Татарстане это герб, флаг, гимн и руководитель-президент»
Владимир Поневежский

Принципиальная позиция 

Поправки в закон «Об общих принципах…» были приняты еще в 2010 году. Они запретили главам субъектов использовать наименование «президент». К настоящему времени почти все  национальные республики отказались от этого названия, институт президентства сохранился только в Татарстане. Власти РТ по этому вопросу заняли принципиальную позицию. За сохранение президентского статуса высказывались спикер татарстанского парламента Фарид Мухаметшин, первый президент, ныне госсоветник Минтимер Шаймиев и другие. «Должность “президент” часто используют различные компании, клубы. Мне непонятно, зачем сделана попытка унификации в наименовании руководителей субъектов», — заявил летом журналистам Мухаметшин. Шаймиев называл инициативу федеральных властей противоречащей Конституции России и не исключал обращения Татарстана в Конституционный суд

Инициатива Поневежского и Плигина (последний возглавляет профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству) в случае ее одобрения сохранит президентство Минниханова до 1 января 2016. Авторы, очевидно, рассчитывают на принятие законопроекта до конца этого года. «Но еще необходимо, чтобы с нами согласилась палата, чтобы согласился Совет Федерации, президент России подписал», — говорит Поневежский. 

Он рассказал KazanFirst, что законопроект вносился, чтобы дать Татарстану время привести законодательство в соответствие с федеральным. «Руководитель вашей республики будет президентом до 1 января [2015 года], но мы же понимаем, что до этого срока не будет реализовано это положение в законе, поэтому предлагаем свой законопроект», — объяснил Поневежский. Собеседник сомневается, что должность президента сохранится в Татарстане после 2016 года. Есть федеральный закон 2010 года, где президентом в России может быть только один человек. Мы можем по-разному интерпретировать одну и ту же мысль — необходимо выполнять требование закона, говорит он. 

Поправка для Минниханова: «У каждой республики должны быть атрибуты государственности: в Татарстане это герб, флаг, гимн и руководитель-президент»
Владимир Плигин

Впрочем, не все коллеги Поневежского поддерживают его настрой. Например, Сергей Миронов, руководитель фракции «Справедливая Россия», в интервью KazanFirst заявил, что Татарстан может позволить себе как исключение сохранить должность президента.

В августе Владимир Путин заявил на встрече со студентами в молодежном лагере «Селигер», что народ Татарстана должен самостоятельно решить вопрос о президенте. 

Законопроект Поневежского-Плигина вообще ничего не решает, просто откладывает решение на год, констатирует Сергей Сергеев, завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ. Документ, однако, позволяет «пока не делать резких движений» в надежде, что ситуация разрешится. «Возникает впечатление, что это болезненный вопрос, и они ходят вокруг него, как кот вокруг горячей каши», — говорит политолог. «Известное высказывание перед молодежью очень двусмысленно (высказывание Путина на «Селигере», см. ранее по теме — KazanFirst). Вы можете выбрать любое название, какое захотите, сказал Путин, намекая, что оно не должно при этом противоречить закону», — предполагает Сергеев. Видимо, власти решили не рисковать, а двигаться в сторону сохранения должности президента мелкими шажками, резюмирует он. 

По мнению профессора Высшей школы экономики, члена президентского совета по правам человека Ильи Шаблинского, субъекты федерации вправе самостоятельно устанавливать наименования высших должностных лиц. Притом собеседник отмечает, что этот вопрос не несет в себе принципиального значения: «Нельзя вдаваться в такие мелочи Федерации». Закон «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ» содержит детальную информацию, но это не дело федеральной власти, продолжает Шаблинский. 

С ним согласен Вениамин Чубаренко, председатель коллегии «Адвокат Чубаренко партнеры»: «Наша страна имеет федеративное устройство. У каждой республики должны быть свои атрибуты государственности: в Татарстане это герб, флаг, гимн и руководитель-президент». Менять их в угоду политической конъюнктуре ошибочно, считает Чубаренко. «Мы приняли в свое время республиканскую Конституцию, — говорит он, — и там было заложено, что руководителем является президент». Принцип «одна страна — один президент» адвокат считает нелогичным. Законопроект Плигина и Поневежского Чубаренко поддерживает, надеясь, что в итоге Татарстан отстоит «один из символов нашей государственности». 

«Мне представляется, что этот год дается для того, чтобы разработать юридический механизм, по которому Татарстан сможет за собой оставить название должности своего главы», — говорит завкафедрой конфликтологии КФУ Андрей Большаков. 

С соавтором законопроекта Владимиром Плигиным связаться не удалось.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
12 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марьям
Нет, я не понимаю, а зачем вообще менять название должности в республиках?
0
0
Ответить

Демократ
Идиотией занимаются — то время переводят, то названия должностей законодательно меняют. Конечно, это же самые большие российские проблемы.
0
0
Ответить

Покупной
Странно, что за Татарстан впрягается Госдума РФ, а не Госсовет.
0
0
Ответить

Аноним
Согласен с Чубаренко! Руки прочь от нашего президента!
0
0
Ответить

Никита
Мдаа…. Вот проблем-то у нас больше нет, а
0
0
Ответить

Асгат
Горжусь Татарстаном
0
0
Ответить

Владимир
вот это — народ РТ сам решит без советчиков. Мне это не мешает жить
0
0
Ответить

Юрий
Как Кадыров сказал? Президент должен быть один
0
0
Ответить

Айрат
Если Татарстан лишат звания Республики и президента, то уже извините меня можем требовать как Донбасс.. ибо уже Москва нарушает нашу конституцию, я за сохранения главы Президента Татарстана, потому что наши законы они уже убрали, убрали день республики и в итоге щас мы больше отдаем Москве чем она нам.. если Москва так сделает что лишит у нас много радикалов активизируются что бы нас отколоть, я думаю объянсять никому не надо что будет потом, пример Сирия, Ливия и Братская Украина. Нам с КНР нужна стабильный татарстан
0
0
Ответить

Вадим
пусть Кадыров у себя в Чечне хоть на голове ходит, это их дело;) а в Татарстане должен быть президент, имхо)
0
0
Ответить

Кр
да решенная уже тема — расслабтесь.
0
0
Ответить

Шаукат
Если в России не приживется принцип субсидиарности управления, то страна распадется.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite