«Дефицитный бюджет не так страшен, как вопрос, чем будет возмещаться этот дефицит»

Дефицит бюджета Татарстана в 2014 году вырос до 23
Дефицит бюджета Татарстана в 2014 году вырос до 23,5 млрд рублей. Это «немножко
превышает» предельно допустимый порог. Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин
уповает на субсидии из федерального центра

Ильнур Ярхамов, Казань  

Парламент Татарстана вчера проголосовал в первом чтении за поправки в закон о бюджете на 2014 год, по которым дефицит увеличивается до 23,5 млрд рублей. Доходы составят 164,9 млрд рублей, расходы — 188,4 млрд. Это самый большой бюджетный разрыв за последние несколько лет.

Например, дефицит 2013 года в 11 млрд рублей был техническим: в казну республики поступали деньги из федерального бюджета на Универсиаду. В этом году дефицит связан с трудностями в экономике и обязанностью выполнять так называемые «майские указы» Владимира Путина: увеличение зарплат бюджетникам (см. ранее по теме).

Цифры по доходной и расходной частям представил депутатам Госсовета РТ министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. По его словам, наибольший прирост к поступлениям в бюджет в этом году дал налог на прибыль в нефтедобывающем и машиностроительном секторах. Зато сборы налога на доходы физлиц сократились на 500 млн рублей, составив 37,6 млрд рублей. Неплохо, отметил Гайзатуллин, дела обстоят с производством и реализацией пива — отрасль принесла экономике 2,1 млрд рублей.
«Дефицитный бюджет не так страшен, как вопрос, чем будет возмещаться этот дефицит»Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин

Увеличение дефицита бюджета связано с несколькими большими факторами. Во-первых, выросло поступление налогов. Прибыль увеличилась за счет сырьевой базы, высоких цен на нефть  и роста курса доллара.  Кроме того, федеральный центр перечислил дополнительные 6,5 млрд рублей. Почти половина из них (2,5 млрд) приходится на поддержку сельского хозяйства, почти 2 млрд рублей — на поддержку малого и среднего бизнеса.

Глава минфина напомнил: львиную долю доходов Татарстана по-прежнему обеспечивает «Татнефть» и малые нефтяные компании. В плюсе, по его словам, в 2013 году оказались «Казанский вертолетный завод», в минусе — «Камаз» и «Нижнекамскнефтехим», упавшие на 600 и 800 млн рублей соответственно.

Убытки растут

За 2014 год правительство РТ ожидается получить 262 млрд рублей налогов, а в 2015 году прогнозируется снижение до 242 млрд рублей. Следует учитывать, что сейчас четверть предприятий Татарстана убыточны. Совокупный убыток составляет 19,7 млрд рублей

2-й секретарь рескома КПРФ Артём Прокофьев интересовался у министра, не приведёт ли перевес расходов на 23,5 млрд к нарушению федерального бюджетного законодательства и спросил про источники финансирования дефицита. Сегодня субъектам разрешено иметь дефицит до 15% от объема доходов, ответил Гайзатуллин. Цифра в 23,5 млрд рублей «немножко превышает» этот показатель. Однако, добавил он, есть некая статья (министр её не назвал), позволяющая превышать 15%-ный порог до 2017 года.

На второй вопрос Прокофьева, несравнимо более значимый для экономического самочувствия Татарстана, Гайзатуллин не ответил. Эту ситуацию, видимо, решил выправить спикер Госсовета Фарид Мухаметшин. На пресс-конференции он признался: «дефицитный бюджет не так страшен, как вопрос, чем будет возмещаться этот дефицит».
«Дефицитный бюджет не так страшен, как вопрос, чем будет возмещаться этот дефицит»В напряженных экономических условиях перед парламентом стоит задача «сохранения уровня жизни людей», заявил Мухаметшин.

Спикер добавил, что осознает ситуацию: бюджет верстается исходя из цены на нефть в $100 за баррель, тогда как реальная стоимость барреля на сегодняшний день гораздо ниже — $86. По словам главы парламента, это делается в соответствии с рекомендациями федерального центра. «Если мы поставим $60-70, то у нас получаются недобранные, выпадающие налоги», — объяснил он. Поэтому, заявил Мухаметшин, республика ждет трансфертов из вышестоящего бюджета. «Мы рассчитываем, что федеральный центр знает об этой проблеме. Мы рассчитываем на финансовую поддержку: субсидии, дотации субъектам Российской Федерации, которые будут оказаны в 2015 году», — сказал он.

Мухаметшин верит, что цены на нефть вернутся к отметке $100, однако трезвый взгляд на ситуацию сохраняет: «Низший предел, во всяком случае для татарстанской нефти, – это 81 доллар, потом республика начинает перетекать в убыточное производство».

Во время вчерашней работы над проектом бюджета обстановка в парламенте в один момент накалилась. Причиной были вопросы, на первый взгляд кажущиеся поверхностными. На заседании Мухаметшин обратился к председателю комитета по бюджету, налогам и финансам Леониду Якунину: «Основная функция законодательного органа власти — это рассмотрение и принятие бюджета. Если президент Российской Федерации будет его представлять в ежегодном послании Федеральному собранию, то оно не подразумевает обсуждения и рассмотрения. Не интересовались, как эта процедура будет проходить в стране?» Якунин не смог ответить на вопрос. Тогда Мухаметшин продолжил: согласно изменениям в Бюджетном кодексе, бюджетные послания стали необязательными. О бюджете президент будет говорить лишь в послании Федеральному собранию: «Выступил, предложил, до свидания. Вы, пожалуйста, поинтересуйтесь этим предложением. Я лично сам задался этим вопросом, у меня пока ясности по нему нет», — сказал спикер Госсовета РТ. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *