превышает» предельно допустимый порог. Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин
уповает на субсидии из федерального центра
Ильнур Ярхамов, Казань
Парламент Татарстана вчера проголосовал в первом чтении за поправки в закон о бюджете на 2014 год, по которым дефицит увеличивается до 23,5 млрд рублей. Доходы составят 164,9 млрд рублей, расходы — 188,4 млрд. Это самый большой бюджетный разрыв за последние несколько лет.
Например, дефицит 2013 года в 11 млрд рублей был техническим: в казну республики поступали деньги из федерального бюджета на Универсиаду. В этом году дефицит связан с трудностями в экономике и обязанностью выполнять так называемые «майские указы» Владимира Путина: увеличение зарплат бюджетникам (см. ранее по теме).
Цифры по доходной и расходной частям представил депутатам Госсовета РТ министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. По его словам, наибольший прирост к поступлениям в бюджет в этом году дал налог на прибыль в нефтедобывающем и машиностроительном секторах. Зато сборы налога на доходы физлиц сократились на 500 млн рублей, составив 37,6 млрд рублей. Неплохо, отметил Гайзатуллин, дела обстоят с производством и реализацией пива — отрасль принесла экономике 2,1 млрд рублей.
Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин
Увеличение дефицита бюджета связано с несколькими большими факторами. Во-первых, выросло поступление налогов. Прибыль увеличилась за счет сырьевой базы, высоких цен на нефть и роста курса доллара. Кроме того, федеральный центр перечислил дополнительные 6,5 млрд рублей. Почти половина из них (2,5 млрд) приходится на поддержку сельского хозяйства, почти 2 млрд рублей — на поддержку малого и среднего бизнеса.
Глава минфина напомнил: львиную долю доходов Татарстана по-прежнему обеспечивает «Татнефть» и малые нефтяные компании. В плюсе, по его словам, в 2013 году оказались «Казанский вертолетный завод», в минусе — «Камаз» и «Нижнекамскнефтехим», упавшие на 600 и 800 млн рублей соответственно.
Убытки растут За 2014 год правительство РТ ожидается получить 262 млрд рублей налогов, а в 2015 году прогнозируется снижение до 242 млрд рублей. Следует учитывать, что сейчас четверть предприятий Татарстана убыточны. Совокупный убыток составляет 19,7 млрд рублей |
2-й секретарь рескома КПРФ Артём Прокофьев интересовался у министра, не приведёт ли перевес расходов на 23,5 млрд к нарушению федерального бюджетного законодательства и спросил про источники финансирования дефицита. Сегодня субъектам разрешено иметь дефицит до 15% от объема доходов, ответил Гайзатуллин. Цифра в 23,5 млрд рублей «немножко превышает» этот показатель. Однако, добавил он, есть некая статья (министр её не назвал), позволяющая превышать 15%-ный порог до 2017 года.
На второй вопрос Прокофьева, несравнимо более значимый для экономического самочувствия Татарстана, Гайзатуллин не ответил. Эту ситуацию, видимо, решил выправить спикер Госсовета Фарид Мухаметшин. На пресс-конференции он признался: «дефицитный бюджет не так страшен, как вопрос, чем будет возмещаться этот дефицит».
В напряженных экономических условиях перед парламентом стоит задача «сохранения уровня жизни людей», заявил Мухаметшин.
Спикер добавил, что осознает ситуацию: бюджет верстается исходя из цены на нефть в $100 за баррель, тогда как реальная стоимость барреля на сегодняшний день гораздо ниже — $86. По словам главы парламента, это делается в соответствии с рекомендациями федерального центра. «Если мы поставим $60-70, то у нас получаются недобранные, выпадающие налоги», — объяснил он. Поэтому, заявил Мухаметшин, республика ждет трансфертов из вышестоящего бюджета. «Мы рассчитываем, что федеральный центр знает об этой проблеме. Мы рассчитываем на финансовую поддержку: субсидии, дотации субъектам Российской Федерации, которые будут оказаны в 2015 году», — сказал он.
Мухаметшин верит, что цены на нефть вернутся к отметке $100, однако трезвый взгляд на ситуацию сохраняет: «Низший предел, во всяком случае для татарстанской нефти, – это 81 доллар, потом республика начинает перетекать в убыточное производство».
Во время вчерашней работы над проектом бюджета обстановка в парламенте в один момент накалилась. Причиной были вопросы, на первый взгляд кажущиеся поверхностными. На заседании Мухаметшин обратился к председателю комитета по бюджету, налогам и финансам Леониду Якунину: «Основная функция законодательного органа власти — это рассмотрение и принятие бюджета. Если президент Российской Федерации будет его представлять в ежегодном послании Федеральному собранию, то оно не подразумевает обсуждения и рассмотрения. Не интересовались, как эта процедура будет проходить в стране?» Якунин не смог ответить на вопрос. Тогда Мухаметшин продолжил: согласно изменениям в Бюджетном кодексе, бюджетные послания стали необязательными. О бюджете президент будет говорить лишь в послании Федеральному собранию: «Выступил, предложил, до свидания. Вы, пожалуйста, поинтересуйтесь этим предложением. Я лично сам задался этим вопросом, у меня пока ясности по нему нет», — сказал спикер Госсовета РТ.
Comment section