Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

На выставке представлено более 200 произведений 22 «тасмовцев» за период 70-90-х годов. Это было время конфликтов, перелома общественного сознания и, как следствие, стало  эпохой первопроходцев репортажной съёмки.

Ольга Гоголадзе, Казань

Наверно, каждый в жизни испытывал что-то подобное. Живёшь всю жизнь в маленьком городе, и всё там уютно, всё нравится. А потом однажды попадаешь в Прагу с её кружевной архитектурой и невероятной кухней. И всё. Родной город с его советскими пятиэтажками кажется непригодным для жизни селом с унылыми декорациями. Или, к примеру, после  школьного курса литературы берёшь в руки томик Довлатова. И всё! Теперь уже невозможно всерьёз воспринимать все эти скверно написанные чаяния из «снов Веры Павловны», зная, что есть произведения, где каждая строчка гениальна.

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

Или, разглядывая в интернете снимки современных фотографов, думаешь, что вот они — талантливые, креативные люди, способные создать шедевр. А потом приходишь в галерею современного искусства «Смена» на выставку «Тасма» и понимаешь, что до сих пор не видела работы по-настоящему хороших репортажников. Да простят меня все фотографы, коих я люблю нежно и трепетно, но мэтры из «казанской фотогруппы» просто отправили молодёжь в нокаут. Даже наш фотограф Рома, которому не нравится ни на одной выставке и угодить которому попросту невозможно, подолгу задерживался у каждой работы и с уважением жал руки всем мастерам, пришедшим на открытие. 

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

Серьёзно, это культурный шок. Каждый снимок словно хватает тебя за лацканы пиджака и протаскивает сквозь фоторамку в прошлое. Ты понимаешь, насколько оно было разным, многогранным, заурядным и необычным одновременно. Как до неузнаваемости изменилась наша страна, и как совсем не поменялись люди. При этом, все эти кадры сделаны с таким мастерством, профессионализмом и смысловой насыщенностью, что даже самые наглые выскочки с фотосайтов, увидев это, стыдливо спрятали бы свои работы под замок.

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

Не зря, конечно, казанская фотогруппа «Тасма» столько лет гремит на весь мир. Владимир Богданов, Ляля Кузнецова, Владимир Зотов, Эдвард Хакимов, Рифхат Якупов, Фарит Губаев — их имена уже в семидесятые были своего рода «знаком качества». Сейчас снимки этих фотографов уходят с аукционов за совершенно неприличные суммы.

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

На выставке представлено более 200 произведений 22 «тасмовцев» за период 70-90-х годов. Это было время конфликтов, перелома общественного сознания и, как следствие, стало  эпохой первопроходцев репортажной съёмки. Фотогруппа стремилась дать каждому кадру его собственный язык и возможность непосредственного обращения к жизни (нормой по тем временам были постановочные кадры на фоне комбайнов, когда три-четыре человека выстраивались в ряд, натужно улыбаясь). Учиться приходилось методом проб и ошибок, всеми  правдами и неправдами доставая альбомы западных мастеров.

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

— Так мы открыли для себя французского фотографа Анри Картье-Брессона, который сыграл огромную роль в судьбе многих российских репортажников. Он научил нас, что не надо ничего выдумывать, нужно только видеть, суметь оценить момент и технически его перенести на лист бумаги, — рассказал Владимир Зотов. — Позже нам особенно помогла Прибалтика, в которую мы стали периодически выезжать. Стали смотреть альбомы, начали сравнивать, учиться, искать способы снять ещё лучше и интереснее.

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

Кстати, эти загранпоездки во многом были заслугой Ляли Кузнецовой, которая впервые предложила «тасмовцам» поучаствовать в фотофестивале в Риге. Там, в холле отеля, её заметил Анастас Суткус — основатель Союза фотоискусства Литвы. На тот момент он даже не видел ни одной её работы, Ляля просто понравилась ему внешне, и он подошёл познакомиться. В общем, повезло ребятам: благодаря таким связям всю группу пригласили на выставку, который организовывал журнал «Советское фото». А дальше… «мы просто показали им свои снимки, и тут понеслось…». Лялю Кузнецову пригласили работать в Литву, она стала постоянной участницей и золотой медалисткой международных конкурсов, объездила весь мир с персональными выставками. Её «Цыгане» до сих пор будоражат западную общественность — Ляля, сама того не желая, теперь ассоциируется с борьбой за права этого народа. Остальные фотографы казанской фотошколы тоже стали легендами при жизни. В их портфолио и снимки Юрия Гагарина, и невероятные портреты простых людей, и бесценные кадры навек ушедшей эпохи. Однако, такой нестандартный подход далеко не всегда ценили советские редакторы и номенклатурщики.

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

— Фотографии, которые мы делали, почти никто не публиковал. Повезло ещё, что никого из нас не посадили! — Вспоминает Зотов. — Снимать-то было сложно, чтобы не привлекать к себе чрезмерного внимания. Мосты нельзя, город с крыши — тоже. Помню, один фотограф, «щёлкая» пейзажи, увидел, как самолёт задымился. И заснял его падение! Быстро сдал снимки в газету, а потом сто раз пожалел об этом. Начали таскать на допросы: «Откуда ты знал, что самолёт упадёт? Ты шпион?». Еле-еле «отклеился» от этого дела…

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

Само собой, аура диссидентства и запретности только привлекала всех без исключения молодых фотографов в «Тасму». Вокруг них собирались неординарные и творческие люди того времени: музыканты, художники, поэты, писатели. Это был особый мир, где все учились друг у друга, воспитывали, соревновались и искали свой уникальный стиль. И, несмотря на то, что формально попасть в фотогруппу мог каждый, пройти отбор удавалось лишь избранным.

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

— Проверку не проходили в каком плане: мышление было однобокое, не было у человека понятий, которые составляли основу фотографии, — расказал Владимир Зотов. — Чтобы стать одним из нас, нужно было иметь талант и огромное желание учиться, двигаться вперёд.

В правильности такого жёсткого отсева мы можем убедиться сами. Все работы, представленные на выставке, шедевральны. Серьёзно. Перехватывает дыхание, пробирает до дрожи, хочется вернуться в Галерею современного искусства ещё не раз и не два, чтобы посмотреть на них снова. Просто сходите. По возможности возьмите с собой зарвавшихся посредственных фотографов, которым семнадцатилетние комментаторши в соцсетях внушили, будто у них есть дар. Пусть посмотрят, КАК надо делать снимки, которые и спустя 50 лет будут иметь художественную ценность. Без всякого фотошопа, заметьте. Только особое видение, умение передать атмосферу, поймать кадр и найти колоритных персонажей, помноженное на мастерство и желание сделать мир интереснее.

Фотовыставка «Тасма»: это стоит увидеть. И не один раз!

Выставка продлится до 9 ноября. После этого фотографии отправятся в тур по городам Татарстана, потом — в Москву (там их уже ждёт Ольга Свиблова), а дальше, скорее всего, в Париж. 

Фото: Роман Хасаев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Сулим Ямадаев
Заинтересовали прям) Столько экспрессии, что пожалуй схожу.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite