Деньги на строительство ВСМ Москва-Казань могут занять у населения

Власти не исключают возможности размещения так называемых народных облигаций на самую масштабную стройку

Александр Мишарин, вице-президент РЖД

Лейсана Набиева, Казань

Государство может привлечь для строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва—Казань» деньги граждан, заявил вчера 1-й вице-президент Российских железных дорог  Александр Мишарин. По его словам, власти не исключают возможности размещения так называемых народных облигаций. Привлечение инвестиций граждан будет возможно на следующем этапе строительства, а пока стоит подумать о корпоративных облигациях, уточнил Мишарин. «В такие проекты, как правило, выпускаются государственные займы, внутренние займы, в которых участвует население, но я считаю, что это следующий этап», — цитирует топ-менеджера РИА «Новости».  Сколько денег  планируется занять у населения, Мишарин не сообщил. 

На территории России высокоскоростных железнодорожных магистралей пока нет. Строительства пилотного участка ВСМ Москва — Казань протяженностью 770 км оценивается в сумму порядка 900 млрд рублей. Президент РЖД Владимир Якунин надеется, что ВСМ даст толчок экономическому развитию страны. На это же рассчитывает президент Татарстана Рустам Минниханов. «Дальнейшие рассуждения нужно-не нужно [строительство ВСМ], а мы остаемся на месте и никакого роста экономики у нас пока нет», — заявил Минниханов в мае, выступая на Петербургском экономическом форуме. Глава РТ ссылался на опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» в прошлом году, согласно которому 80% респондентов положительно относятся к строительству ВСМ.

Идею привлечения населения к строительству магистрали поддержал первый зампред Госдумы Александр Жуков. Специалисты финансового рынка дают благоприятный прогноз: по их мнению, среди населения будет большой спрос на народные облигации, заявил Жуков на заседании Общественного совета по вопросам скоростного и высокоскоростного движения в России.  

Деньги на строительство ВСМ Москва-Казань могут занять у населения

У РЖД уже есть обычные облигационные выпуски, которые пользуются спросом на рынке. Однако сомнительно, что именно народные бумаги будут пользоваться ажиотажным спросом, считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.  Сейчас, говорит она, на рынке нет свободного капитала. Также нет гарантий, что и сам новый мегапроект РЖД окажется прибыльным, говорит Бодрова.  «Пока, по меньшей мере, в течение ближайшего года, рыночные настроения не будут способствовать успешности подобных размещений», — полагает она.

Проект ВСМ «Москва—Казань» не раз дорожал и дешевел. В июне 2013 года он оценивался в 928 млн рублей, доля госсредств тогда составляла 70%, из них 30% — из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В январе 2013 года  смета выросла до 1,068 трлн рублей.  По данным РЖД, с таким объемом финансирования проект ВСМ  и был внесен в правительство. Однако в октябре 2013 года затраты снова были пересмотрены — до 855 млрд рублей.

Госмонополия в строительстве ВСМ рассчитывала на средства Фонда национального благосостояния, однако из-за плохой экономической ситуации сейчас транш из фонда находится под вопросом. Впрочем, в сентябре глава Минфина России Антон Силуанов сказал, что проект заслуживает денег ФНБ.  По состоянию на сентябрь этого года фонд располагает суммой в 3,15 трлн рублей, говорится на сайте Минфина РФ.

Деньги на строительство ВСМ Москва-Казань могут занять у населения
Президент Татарстана Рустам Минниханов и вице-президент РЖД Александр Мишарин

По словам Минниханова, само строительство магистрали даст прирост к ВРП Татарстана — 12,3 млрд рублей, валовый выпуск даст -301,5 млрд. рублей. Кроме того, работы на ВСМ приведут к присоединению обширных территорий к зонам трудовой занятости,  повысят трудовую мобильность населения и как следствие – приведут к увеличению производительности труда. С запуском ВСМ пассажиропоток на маршруте Москва-Казань к 2020 году увеличится до 10,5 млн человек с нынешних 8 млн человек.

Представитель PricewaterhoueseCoopers, занимавшейся аудитом ВСМ, отказался от комментариев, сказав, что компания не раскрывает подробностей отношений с клиентами.

Ранее Якунин говорил, что для начала строительства магистрали необходимо 20 млрд бюджетных средств.  Инвестировать в проект намерены компании из Европы, США и Китая — в частности, китайские инвесторы намерены вложить в ВСМ порядка 400 млрд рублей, сообщало «РИА Новости».

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Павел
Самый выгодный скоростной транспорт «Струнный транспорт Юницкого»
0
0
Ответить

как есть новости
Для осуществления таких проектов в непростой экономической ситуации я бы пригласил в качестве технического консультанта г-на Мавроди
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite