Проблема развития туризма в Татарстане: виноваты старые самолёты, поезда и теплоходы

Республиканские чиновники составили стратегию развития туристической сферы до 2020 года

Ильнур Ярхамов, Казань

Кабинет министров Татарстана принял 21 июля стратегию развития туризма до 2020 года. Цель госпрограммы — повысить конкурентосопособность республиканского туристского комплекса на российском и международном рынка за счет эффективного использования развивающейся инфраструктуры, культурно-исторического и природного потенциала.

Документ разрабатывал госкомитет РТ по туризму. Впечатляет масштабность программы: ее прогнозный бюджет на 6 лет — 1,8 млрд рублей, а ожидаемый результат – увеличение въездного турпотока до 3,3 млн человек в год. Республика из бюджета выделит на финансирование программных мероприятий 1 млрд рублей, остальное — муниципалитеты и внебюджетные источники. Стратегия будет реализована в два этапа: 2014-2017 и 2018-2020 годы.

В документе обозначены факторы, которые препятствуют развитию туризма. В основном они сводятся к тому, что в Татарстане в частности и в России в целом наблюдается техническая изношенность и устарелость авиапарка, речного флота, подвижного состава Горьковской железной дороги (ГЖД) и в общем транспортной инфраструктуры. Однако опрошенные KazanFirst эксперты в корне не согласны с этим и считают такие определения некорректными.

Проблема развития туризма в Татарстане: виноваты старые самолёты, поезда и теплоходы

«Факторами, негативно влияющими на рост туристских авиаперевозок, остаются высокие цены, отсутствие низкобюджетных перевозчиков, а также высокий физический износ воздушного парка», — говорится в документе. C этим утверждением не соглашаются сотрудник пресс-службы Международного аэропорта «Казань» (МАК) и генеральный директор агентства воздушного, железнодорожного транспорта и туризма AVT Азамат Сабиров.

«Информация о том, что у нас нет лоукост-перевозчиков неправильная. На днях в наш аэропорт пришел «Добролёт», его ценовая политика составляет 999 рублей в Москву. Они у нас будут летать с первого октября», — рассказал сотрудник МАК. Цель «Добролёта» — прежде всего перевезти как можно больше людей, а уже потом – комфорт, говорит он. По его словам, помимо «Добролета» МАК работает с иностранными лоукостерами. 

«В данный момент у нас летают относительно свежие самолёты. У российских авиаперевозчиков новые авиапарки. Компании «Трансаэро», «Сибирь» соответствуют даже европейским требованиям. «Ак барс аэро» тоже имеет относительно молодые самолёты», — отмечает Сабиров.

Проблема развития туризма в Татарстане: виноваты старые самолёты, поезда и теплоходы

Он считает, что развитию авиаперевозок препятствует наличие в республике двух международных аэропортов – МАК и «Бегишево». По его словам, они растаскивают между собой авиаперевозчиков. «Если была бы одна электричка по всему Татарстану, которая приходила бы в Казань, то тогда весь поток туристов шел бы через казанский аэропорт. Это позволило бы ему привлечь большое количество авиаперевозчиков, а значит и повысить турпоток», — говорит он.

«Тенденция к сокращению количества принятых судов и круизного туристского потока связана со старением и физическим износом речного флота России», — отмечают авторы стратегии. Это в свою очередь негативно сказывается на турпотоке. «Да, флот в России старый, но кто сказал, что старый флот не должен работать?, — парирует гендиректор компании «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин. — Состояние флота зависит от того, как за ним смотрят и как его ремонтируют, а не от возраста». Он говорит, что любой теплоход рассчитан на 100 лет пользования, такая прочность закладывается при строительстве. «Когда говорят о 50-летних судах как о старых, то это значит только то, что у нас проблема с ремонтно-технической базой», — заявил Самолин.

Проблема развития туризма в Татарстане: виноваты старые самолёты, поезда и теплоходы
Вячеслав Самолин

В Татарстане мало речных туроператоров, продолжает он: «У нас снижение круизного теплоходного туризма может быть только по одной причине – в 1992 году в республике было 14 туроператоров и они арендовали 22 теплохода. А сегодня у туроператоров всего два теплохода».

По его подсчетам, из-за такого положения дел Татарстан ежегодно теряет около 5 млрд рублей. Для выправления ситуации нужно поддерживать местные туристические компании, считает Самолин. «А то получается, что татарстанские туристы или те, кто направляется в Татарстан, плавают на теплоходах компаний из других регионов России», — сказал он.

Прокомментировать информацию об изношенности подвижного состава, о чем также сказано в документе, пресс-служба ГЖД не смогла.

Отдельной проблемой в туристической сфере республики, как считают чиновники, стоит татарская национальная кухня: «Проблемами организации питания туристов остаются отсутствие отдельной страницы татарской национальной кухни в меню большинства предприятий общественного питания, практическое отсутствие меню на английском языке, а также англоговорящего персонала», — сказано в стратегии.

Проблема развития туризма в Татарстане: виноваты старые самолёты, поезда и теплоходы

«Я не вижу причин, чтобы это являлось проблемой. У нас так много специалистов по татарской кухне. Я не имею в виду рестораны высокой гастрономии, я говорю об обычном кафе», — говорит председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Зуфар Гаязов. Он полагает, что какую бы национальную кухню не предлагало заведение общепита, у него обязательно должна быть вкладка в меню с предложением татарской и русской кухонь.

С ним не согласен Адель Ягудин, директор ООО «Казанские кофейни» (бренд CoffeeCava): «Есть ресторан итальянской кухни. Почему в таком ресторане должна появляться врезка какой-либо другой национальной кухни? Есть общепиты, которые себя позиционируют как мультибрендовые, там страница с татарской национальной кухней будет выглядеть естественно. А ресторан итальянской кухни должен оставаться таковым».

Ягудин считает неправильной и постановку вопроса об англоговорящем персонале. По его словам, английский язык — это не прерогатива программы по развитию туризма, а удел школьного и вузовского образования.

Проблема развития туризма в Татарстане: виноваты старые самолёты, поезда и теплоходы
Адель Ягудин

Профессия официанта сегодня в Казани является общественно порицаемой, добавляет Ягудин. Поэтому в официанты идут студенты и те, кому нужна временная работа, следовательно люди не видят смысл обучаться английскому языку.

Для рестораторов было бы полезно, если бы в программу развития туризма включили акцию по бесплатному переводу меню на английский язык, говорит бизнесмен. «Мы видим, как с улицы Баумана к нам заходят иностранцы – наши клиенты. Поэтому нам нужно иметь меню на английском языке», — признает Ягудин.     

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite