Наиль Зарипов, Philips: Вряд ли из-за плохой экономической ситуации все начнут носить бороды

Руководитель представительства Philips в Татарстане – в интервью KazanFirst
Руководитель представительства Philips в Татарстане – в интервью KazanFirst

История компании Philips началась больше 120 лет назад в нидерландском городе Эйндховен. В 1891 году Фредерик Филипс и его сын Жерар открыли скромное семейное дело – они выпускали по нескольку электрических ламп в день. Уже через семь лет компания получила заказ на изготовление 50 тысяч угольных ламп для императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Сегодня Philips – один из крупнейших мировых производителей бытовой техники, медицинского оборудования и осветительных приборов с оборотом 24,7 млрд евро. Решения компании широко применимы и в Казани. KazanFirst побеседовал с руководителем представительства Philips в Татарстане Наилем Зариповым

Наиль Зарипов пришел в Philips в 2003 году, до этого успев поработать в Pepsi-Cola и одной из табачных компаний.  Еще раньше он выпустился с факультета радиофизики и электроники Казанского государственного университета и прошел службу в армии. По его воспоминаниям, продажами начал заниматься в 1996 году. KazanFirst руководитель татарстанского представительства Philips рассказал о том, что сейчас движет рынком бытовой техники, о жесткой конкуренции и проектах компании в Казани.     

– Расскажите о рынке бытовых устройств. Говорят, в последнее время он снижается?

– Объем российского рынка малой бытовой техники (кухонная техника, средства персонального ухода, пылесосы, утюги) составил 3, 6 млрд долларов в 2013 году. В 2012 году рынок вырос на 9,5%, в 2013-м и 2014-м динамика пока меньше.

Наиль Зарипов, Philips: Вряд ли из-за плохой экономической ситуации все начнут носить бороды

– Наверное, это связано с общим замедлением экономики?

– С одной стороны – да. Люди сейчас более осторожно подходят к тратам, подсчитывают все финансовые риски. Но в то же время мы предлагаем достаточно качественный товар, стараемся удовлетворить потребности клиентов. И надеемся, что с точки зрения объемов продаж особого падения не будет.

– Насколько вообще эластичен спрос на бытовую технику? По сравнению с другими товарами он сильно зависит от того, как меняются доходы населения?

– Смотря с чем сравнивать. Если с продуктами питания, то, конечно, он зависит от доходов больше. Просто потому, что стоимость покупки выше. Без хлеба и молока человек ежедневно не может существовать, а крупные покупки можно отложить. Но в принципе рынок бытовой техники высоколиквидный. Люди в данный момент достигли определенного уровня жизни, уровня потребления, и готовы покупать качественные товары, для того чтобы делать свою жизнь лучше. Девушка всегда хочет выглядеть привлекательной. Для этого ей нужно делать прическу. Какова бы ни была экономическая ситуация, фен она в любом случае купит, потому что нужно выходить на улицу. Мужчине нужно бриться. Вряд ли из-за плохой экономической ситуации все начнут носить бороды. Когда ситуация не очень благоприятная, люди начинают более взвешенно относиться к тратам и покупать более качественные продукты, которые окупятся, прослужат дольше. Здесь как раз мы предлагаем очень качественные товары европейского уровня.

– Рынок гаджетов сейчас фактически поделен между двумя-тремя крупнейшими компаниями. А как дела с конкуренцией среди производителей бытовой техники?

– Рынок бытовой техники более конкурентный. Появляются новые бренды, би-бренды, которые не обладают большой историей. В малой бытовой технике ситуация в целом похожа на рынок гаджетов. Бренды, которые давно на рынке, доминируют. В некоторых категориях мы представлены и продаемся лучше, в других – предпринимаем шаги для увеличения нашей доли. Но конкурентная среда становится более агрессивной. Да, иногда приходится корректировать свои ожидания по прибыльности. Но, в конечном счете, это выливается в дополнительные плюсы для потребителя. Он получает более качественный продукт по более доступной цене, либо с дополнительным бонусом – в виде подарка, в виде дополнительных предложений сервиса, возможности получения дисконта на последующие покупки.

Наиль Зарипов, Philips: Вряд ли из-за плохой экономической ситуации все начнут носить бороды

– Может ли в ближайшие несколько лет произойти что-то, что выведет ту или иную компанию-производитель техники в безоговорочные лидеры?

В будущем драйвером рынка будут инновации, также, возможно, новые продуктовые категории. Раньше были разрозненные приборы – пароварка, чайники. А теперь все это объединилось в одно. Например, в свое время мы выпустили на российский рынок мультиварку. Это продукт, о котором 3-4 года назад мало кто слышал. А сегодня он есть практически в каждой квартире.

– Есть рынок бытовых устройств и есть – цифровой техники. Philips производит и то и другое. Какую долю занимает компания?

– В компании Philips мы не разглашаем данные о доле рынка. Могу сказать, что мы являемся лидерами во многих категориях потребительских товаров, таких как ручные бритвы, утюги. Если говорить о секторе здравоохранения, у нас лидирующие позиции в разработке оборудования для кардиологии, неотложной помощи. Мы первые по светотехническим решениям. По многим категориям мы либо номер один, либо номер два, как, например, в категории кофе.

Наиль Зарипов, Philips: Вряд ли из-за плохой экономической ситуации все начнут носить бороды

– Когда речь заходит о гаджетах, на ум сразу приходят два производителя. Предлагаю их не скрывать – Samsung и Apple. Можно сказать, что гаджеты – это их прерогатива. У Philips линейка товаров шире, но в ней тоже есть смартфоны, планшеты. Как в этой категории удается конкурировать с вышеназванными компаниями?

– На рынке гаджетов не все компании узкоспециализированные. Если брать Samsung, они производят даже дизели для океанских лайнеров. Если компания предлагает более широкие решения, это только плюс. Мы гордимся тем, что у нас много патентов, которые мы можем применять в различных отраслях. А в той или иной нише удается конкурировать благодаря качественной работе сотрудников. Люди делают бизнес. Если на месте работает хороший сотрудник, это ключевой фактор успеха.

– Под давлением рынка компания не откажется от производства телефонов?

– Подразделение мобильных телефонов на данный момент не принадлежит Philips. GSM-сегмент был продан одному из китайских производителей. Он производит телефоны под брендом Philips.

Наиль Зарипов, Philips: Вряд ли из-за плохой экономической ситуации все начнут носить бороды

Компания раскрывает, сколько она инвестирует в научные разработки?

– Да, мы готовы об этом говорить. Порядка 7% годового оборота мы реинвестируем в научно-технологические, конструкторские разработки. Например, в 2013 году инвестировали 1,7 млн евро. Это одно из наших конкурентных преимуществ. На сегодняшний день портфель прав интеллектуальной собственности Philips – это стратегический актив. В нем более 64 000 патентов, 93 000 авторских прав на дизайн, 46 000 торговых знаков и 4 700 доменных имен. Чтобы всем было понятно, какие вещи изобрела компания – это рентгеновская трубка Rotalix, совершившая революцию в диагностике туберкулеза в 30-х годах, роторная система бритья, которая вышла на рынок еще в 1939 году, аудиокассета, компакт-диск (в сотрудничестве с Sony), домашний видеомагнитофон. 

– У вас нет ощущения, что в России роль научных разработок в бизнесе недооценена? Вам не кажется, что в этом направлении мы отстаем от Европы, Азии?

– В России есть серьезная база фундаментальной науки. С этой точки зрения у нее большой потенциал. Мы, зная это, стараемся развивать сотрудничество с российскими институтами. В частности, реализуем пятилетнюю программу совместных исследований лучевой диагностики с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, Государственным Оптическим Институтом имени Вавилова и Физико-техническим институтом имени Иоффе. Размер инвестиций Philips в эти проекты составляет 2,5 млн евро, включая прямое финансирование и имущественную поддержку, в том числе обеспечение научно-исследовательского проекта персоналом. Мы считаем, что потенциал фундаментальной науки очень высок и стараемся его использовать, чтобы это вылилось в какой-то конкретный продукт.

Наиль Зарипов, Philips: Вряд ли из-за плохой экономической ситуации все начнут носить бороды

– В апреле в ответ на западные санкции Россия хотела ограничить импорт медицинского оборудования. Если бы это произошло, что было бы с отечественной медициной?

– Я думаю, что все-таки все люди разумные и сможем найти компромисс, и никакие политические перипетии не должны повлиять на взаимовыгодное сотрудничество, тем более, когда речь идет о медицине, здоровье людей. Просто потому что обе стороны в этом случае понесут убытки, это никому не нужно.

– Сколько у Philips заводов в России и где они расположены?

– На сегодняшний день у нас нет как такового физического производства в России. Здесь мы сотрудничаем с партнерами, в том числе, с точки зрения научно-технических исследований. Мы открываем офисы, у нас есть торговые партнеры – местные компании, федеральные компании, интернациональные. Такие как Media Markt, «Ашан», «М-Видео», «Эльдорадо», также региональные компании – DOMO. Открывая представительства, мы способствуем продвижению этих сетей и успешности нашей продукции. Это инвестиции, которые нужны, чтобы быть ближе потребителю.

С точки зрения производства, у нас есть совместное предприятие с одним из ведущих российских производителей светодиодов — компанией «Оптоган». Наше совместное предприятие занимается разработкой светодиодных светильников и интеллектуальных систем для уличного и дорожного освещения, рынок которого, по прогнозам, в 2015 году достигнет 100 млн евро. Продукция СП поставляется не только на рынки России, но и в Белоруссию, Казахстан. Наша доля в этом предприятии – 51%.

– А где производится бытовая техника, которая продается в России?

– В разных странах. Всего мы владеем 111 заводами в 28 странах, в числе которых Нидерланды, Бельгия, Китай и Польша.

Наиль Зарипов, Philips: Вряд ли из-за плохой экономической ситуации все начнут носить бороды

– Насколько мне известно, медицинское оборудование Philips используется во многих медицинских учреждениях Татарстана?

– Это так. Мы как ведущий производитель медицинского оборудования очень тесно сотрудничаем с татарстанскими учреждениями. Наши УЗИ, мониторы, ангиографы установлены в РКБ и ДРКБ.

– Еще слышал, что Philips занималась подсветкой казанских спортивных объектов, многих объектов Универсиады?

– Это тоже верно. Мы разрабатывали проекты освещения и устанавливали оборудование в Центре бокса и настольного тенниса, в спортивном комплексе «Тулпар», комплексе «Олимпиец», Дворце единоборств «Ак барс» и на других объектах.

– В Казани установлено стандартное световое оборудование, или его производили под каждый конкретный спортобъект?

– Для освещения спортивных объектов в Казани специальные решения не разрабатывались – существующее портфолио подходило под все задачи проектов. Но бывает и так, что требуется эксклюзивное оборудование. К примеру, для освещения Государственного Эрмитажа были разработаны лампы Novallure, которые дают сияющий теплый свет и подходят для установки в исторические светильники.

Наиль Зарипов, Philips: Вряд ли из-за плохой экономической ситуации все начнут носить бороды

– Скоро Казань примет новые спортивные соревнования – Чемпионат мира по футболу, по водным видам спорта. Компания собирается сотрудничать в этом с Татарстаном?

– Для Philips Татарстан – один из приоритетных регионов, в том числе, с точки зрения реализации светотехнических проектов. Поэтому мы, безусловно, будем рады поделиться собственной экспертизой и принять участие в создании самых сложных проектов.

Никита Анисимов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *