Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

Елена Мелентьева
Основатель сетевого турагенства Lenko Travel о себе и своем бизнесе

Знакомьтесь.  Елена Мелентьева. Ее история успеха удивляет,  потому что в бизнес она пришла от безысходности, в которую попал почти каждый в 90-е годы. В 16 лет она вышла замуж. После девятого класса родила ребенка. В 26 лет она была вынуждена заняться предпринимательством.  Мелентьева организовывала первые экскурсионные группы. Сейчас, в 46 лет, она известный в Татарстане бизнемен. Владелица нескольких туристических компаний и сетевого турагентства Lenko Travel. Как от безысходности можно научиться зарабатывать деньги. Об этом она рассказала в интервью KazanFirst

— Я начинала свой бизнес – теперь его уже можно назвать бизнесом – в 90-е годы. 21 февраля 1995 года получила свидетельство индивидуального предпринимателя. В нем было записано – ИП Мелентьева Елена Степановна. Этот день я и считаю днем рождения моего агентства. А в бизнес подалась от безысходности.

— От безысходности?

— Вспомни сама, что творилось в 90-е годы… Я тогда работала в МЖК (молодежном жилищном комплексе). Комплексу выделялись льготы, и он строил жилье для нижнекамцев. Пошла туда с одной целью – получить квартиру. К тому времени, когда получила ее, меня уже все достало. Зарплаты не видели месяцами. Однажды мне выдали зарплату микроволновкой. За полгода! Печь марки «Электроника» – тогда это было круто. При этом я еще осталась должна предприятию. Микроволновка до сих пор у меня на даче хранится. Как память о том, сколько я заработала за полгода…

Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

— И тогда ты пошла в бизнес?

— Я получила квартиру и помахала ручкой МЖК. Дальше так жить было невозможно. Не на что. Я решила вообще нигде не работать и сидеть дома. Но долго не получилось. Пару недель просидела всего. А потом узнала от знакомых, что при горкоме комсомола открывается коммерческая туристическая фирма «Сольвейг». Раньше при комсомоле на государственной основе работало бюро молодежного туризма «Спутник». Вот этот самый «Спутник» и стал расщепляться. «Сельвейг» стал одной из первых турфирм в Нижнекамске.

Я узнала, что там нужен помощник. Пришла и говорю начальнице фирмы: «Хочу у вас работать, помогать вам зарабатывать деньги. Можете не платить мне зарплату. Я буду работать ради интереса». Она меня взяла. В то время фирма располагалась в крошечной комнатке площадью всего метров десять. Это был конец 94-го года.

Начальница сказала, что нужно будет в Москву часто ездить. Я и ездила, мне давали деньги только дорогу. За поездками даже забыла, что детей нужно на что-то кормить.

Потом я предложила делать поездки школьников в Елабугу. Тогда их организовать было проще. Мой муж работал в автотранспортном предприятии, и мы быстро договорились насчет автобусов.

В общем, начали возить группы. В то время в Нижнекамске уже работало бюро путешествий «Сафар». Они тоже делали коммерческие рейсы в Москву и параллельно в Елабугу.

Чтобы перебить у них рейсы, стала заинтересовывать людей. На каждые 15 школьных места мы давали одно бесплатное для учителя. Плюс платили ему зарплату. И водителей бесплатно, за свои деньги кормила. В общем, серьезно я тогда у «Сафара» елабужский рынок оттяпала.

А через два месяца я ушла из «Сольвейга». Поняла, что могу сама всем этим заниматься. Во мне откуда-то коммерческая жилка проснулась. Помню, в день по три группы возила в Елабугу. Заключала очень много контрактов. Вышла еще на одно транспортное предприятие, познакомилась с директором. Стала брать у них в аренду автобусы. Рекордным для меня стал день, когда я отправила шесть групп!

Когда отделилась от турфирмы, сидела только на елабужских группах. Бизнес хорошо пошел, и за 2-3 месяца я заработала по тем временам несколько миллионов рублей. Расплатилась с накопившимися долгами и была прямо счастлива! А потом наступило 31 мая…

Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

— А что случилось 31 мая?

— Учебный год закончился! Я отправила последнюю группу. И все – никто больше не звонит. Начались летние каникулы. А я сижу и думаю: боже мой, а дальше-то как жить?

— И что надумала?

— В Москве собирались провести первую туристическую выставку. У меня тогда был хороший друг. Он занимал высокий пост в одной из коммерческих фирм. Помню его фразу: «Я хочу, чтобы ты жила не хуже, чем я!» А жил он тогда очень хорошо. Он дал мне 100 долларов – оформить свидетельство ИП и сделать печать. Это были первые доллары, которые я держала в руках.

И вот в марте я поехала в Москву на MITT– международную туристическую выставку. Сейчас это очень известная и престижная выставка. В прошлом году она была двадцатая по счету. А тогда, 20 лет назад, она не была такой престижной. В гостиничном комплексе «Измайлово» выставили простые столы. Раньше на таких пиво пили. На столы положили каталоги – те, кто успел их сделать. А кто не успел – просто прайсы. Как сейчас помню, отпечатанные на машинке под копирку.

Я собрала эти каталоги, прайсы и повезла домой. Их очень мало было. Все в одном пакете уместились.

А дня через три мне позвонили родители одного из детей, которых я в Елабугу возила. Вместе с женой он решил поехать отдохнуть куда-нибудь заграницу. Я думаю: как его отправить, сама заграницу не ездила, как оформлять – не знаю. Но поскольку у меня были каталоги и прайсы, пригласила я их к себе домой. Мы посмотрели все и выбрали Египет. В те годы туристы платили комиссионные сами – по 50 долларов за человека. За четырех человек я получила сразу 200 долларов.

Все классно, взяла я заказ, записала все на листочек и поехала в Москву. Нашла там туристическую компанию «Роза ветров». Она тоже одна из первых была. Прихожу и говорю: я предприниматель, у меня печать есть!

В общем, заключили они со мной договор. И, представляешь, плюс к этому тоже заплатили 200 долларов комиссионных! Я положила их аккуратно в сумочку, и как ты думаешь, куда первым делом поехала?

Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

— Куда? 

— На Черкизовский рынок тратить деньги! Не успела я туда зайти, как меня обокрали. Сиюминутно.

На рынке я сразу увидела двух цыганок. Народу было вроде мало, сумка висела у меня на плече. Потом какая-то давка. Я чувствую, как чья-то рука вылезает из моей сумки. Я тут же крепко хватаю ее. Глядь, в сумке денег нет. Цыганка орет на весь рынок. Я стою, держу ее руку и тоже ору: «Стоять!».

На крик собрались люди. И самое интересное, на цыганке был только сарафан и никакой сумки в руках. Куда она могла деть украденные деньги? Она всем демонстрирует сарафан, а я кричу: «Ничего не знаю. Либо вернешь деньги, либо пойдем в милицию!» До сих пор удивляюсь, откуда у меня, такой маленькой, взялось столько наглости? Кричу, а сама лихорадочно вспоминаю: может, сама куда деньги засунула?

И вдруг цыганка позвала: «Манана, отдай ей деньги!». Выходит из толпы эта самая Манана, Протягивает мне руку, а в потной ладони не только мои доллары, но и билеты на обратную дорогу.

Взяла я деньги и бегом с рынка. Угадай, куда? На ВДНХ! Мне же деньги ляжки жгли, их обязательно нужно было потратить. Потратила – купила за 195 долларов музыкальный центр «Шарп».

Кстати, меня в этот день еще два раза пытались обокрасть. В третий раз я сказала: «Меня сегодня уже грабили. Все, больше денег нет».

Это были мои самые первые доллары. Легко заработанные и так бездарно потраченные…

Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

— Как отдохнули твои первые туристы?

— Хорошо. Привезли мне подарок из Египта – ручку с изображением фараона и рекомендовали меня друзьям. Люди стали звонить. Я завела автоответчик, оформила несколько заявок. На одну заявку тогда месяц можно было жить. В то время мало кто зарплату в 200 баксов получал.

Когда клиенты пошли, поняла, что нужно помещение. Прямо в квартире с мужем огородили шифоньером уголок, поставили туда два кресла. На стене повесила пару плакатов с выставки. Так у меня появился первый офис размером два на два метра.

Там я принимала клиентов года полтора. Оформлять каждую заявку ездила в Москву. В 97-м году познакомилась с Гузель Рувимовной Карабельниковой-Бунимович. Она руководила «Лингвистическим центром», расположенном на базе одной из нижнекамских школ. Уже тогда возила группы в Англию. Мы поговорили, она посмотрела мои заказы, я – ее. Решили объединить наши фирмы – слово «бизнес» тогда почти не употреблялось. Подписали контракт, согласно которому прибыль делится пополам. Совместную фирму назвали «Лингвист энд Лена». Арендовали небольшой офис в школе и проработали вместе до конца 99-го года.

Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

— Почему прервалось ваше сотрудничество?

— Во время одной из поездок в Англию Гузель подхватила энцефалит, долго лечилась в больнице. Мне пришлось работать с ее супругом, он был нашим главным бухгалтером. Было очень тяжело. Я полный неуч была. В 16 лет замуж вышла – до учебы ли было? Я институт-то только в прошлом году окончила.

Понемногу входила в бизнес. Стала настаивать на рекламе агентства. Анатолий был настоящий бухгалтер, берег бюджет. Говорит, зачем нам реклама, мы и так самая крупная турфирма в городе. Я с ним не согласилась, и наш пришлось расстаться. Сейчас Гузель и ее муж живут в Испании. Я до сих пор с большой теплотой вспоминаю ее и то время, когда мы работали вместе. Она была хорошей коллегой и надежным партнером, с которым было здорово работать.

— И ты отправилась в самостоятельное плаванье?

— Договорилась об аренде, сняла офис и с января 2000 года стала работать самостоятельно под названием «Агентство Путешествий». В 2005 году провела так называемый ребрендинг и назвала агентство путешествий Lenko Travel. Страшно, конечно, было. Помню, когда мне назвали размер аренды, я ужаснулась. Раньше мы платили по 600 рублей в месяц, а тут с меня попросили 12 тысяч. В 20 раз больше! Я составила своеобразный бизнес-план, села и подумала: если я 50 процентов буду получать от того, что зарабатывала с «Лингвистом», то смогу ли оплачивать аренду и прочие затраты? И ответила себе: смогу! Кстати, уходя, я не забрала с собой базу. Тогда и слова-то такого не было. Просто часть клиентов по старой памяти стала приходить ко мне. Мы честно разделили имущество и остаток денег. Я ушла, взяв один телефон, факс и 15 тысяч рублей.

Несколько лет назад поняла, что бизнес нужно дальше развивать. Как раз франшизы появились. Удачно открыла офис Coral. Пробовала заниматься и междугородними городскими путешествиями. Открыла офис МГП и… закрыла. При этом много потеряла. Сказалось опять-таки неумение правильно организовать бизнес.

В 2007 году стала посещать тренинги. Следующие два года были для меня «тренинговыми». Начала понимать, что нужно делать и как. Не так, как все, а по-другому.

Потом уже ко мне стали обращаться люди с просьбой работать под моим брендом. Четыре года назад я открыла Lenko Travel в поселке Камские Поляны. Год назад – в Бугульме, чуть раньше – в Набережных Челнах. Кроме того, в Нижнекамске работает турагентство «Эквадор». В сентябре 2012 года начала работать еще одно – TUI. Это известный европейский бренд. Только на днях вернулась из Казани – проводила собеседование будущих сотрудников в офис, который собираюсь открыть там.

Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

— Какие тенденции сейчас наблюдаются на туристическом рынке?

— Это рост числа туристов и одновременно рост количества турфирм. На рынок приходят сильные агентства. Это помимо фирм-однодневок, которые открываются и закрываются.

Менталитет наших туристов таков, что всем нужен в первую очередь комфорт. И крупные туроператоры (Pegas Touristik, Coral Travel, TUI) предлагают конкурентоспособные цены. Я имею в виду по сравнению с Москвой. Сегодня 70% туристов летят из Казани и Нижнекамска. Процентов 5-7 – из Самары и Уфы. Это если там сильно цены играют. И только 20-25% – из Москвы.

Если говорить о вылете из Нижнекамска, тут выбор достаточно скудный. Летом – в Египет, Грецию и Турцию, в основном в Анталию. Из Казани вообще огромное количество рейсов. А благодаря приходу на рынок иностранных авиакомпаний, например, турецких авиалиний Turkish Airlines сегодня из Казани можно добраться вообще в любую точку мира. Через Стамбул – во Францию, в Чехию, Германию и другие страны. В Казани сегодня очень много иностранных авиакомпаний работает – Aegean Airlines, FlyDubai, AirArabia, все не помню даже.

— Какие страны у нижнекамцев самые популярные?

— На первом месте – Турция, Анталия, она всегда фаворит. Туда едут отдыхать порядка 70% всех туристов. У некоторых моих коллег этот процент летом вообще до 100 доходит. Самолеты из Бегишева (аэропорт — KazanFirst) туда летают практически каждый день. Это порядка 150-200 человек ежедневно.

На втором месте, несмотря на обстановку в стране, все равно остается Египет. Хотя в последнее время продажи туда упали. Но он все равно остается популярным по доступности цен, комфорту отдыха и времени перелета.

Потом идет Греция. Летом 2013 года она побила рекорды всех прошлых лет. Из Нижнекамска в Грецию самолеты летают раз в десять дней. Так что большая часть туристов добирается из Казани.

Цены в Грецию упали за счет демпинга. Но не нужно воспринимать ее как Анталию. Это в Анталии можно просто лежать целыми днями на песке и загорать. А в Греции нужно брать машину и путешествовать по острову.

Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию. Как-то раз ко мне пришел клиент и говорит: «Хочу поехать в Париж. И чтоб был all inclusive и отель на берегу моря». И такие встречаются…

Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

— Куда ездят люди с достатком?

— В Доминикану, например. Молодые туда ездят в свадебные путешествия. Пятизвездочный отель, где все включено, на 12-15 дней обходится в 120-130 тысяч на двоих. В Мексику летают, на Кубу, в Европу – Чехословакию, Францию, Испанию.

Очень трудно туристов отправить на Мальдивы. Не берут туда путевки. Дорого даже для богатых туристов.

Кстати, люди с достатком, знающие толк в отдыхе, все равно предпочитают Анталию. Все включено, чистое море, прекрасно организованный детский досуг, и всего четыре часа перелета.

 

— Что скажешь по поводу Крыма? Народ ездит туда отдыхать?

— Это для меня больная тема. Я в прошлом году ездила туда в рекламный тур на пять дней. Да, здесь прекрасная природа, все очень здорово. Но за это время я не увидела в Крыму какой-то общей туристической инфраструктуры. Отдыхать нужно в частных гостиницах. Добираться – по автомобильной дороге. На поезде не доедешь. И вообще отдых на полуострове очень дорогим получается. Если выбирать между Крымом и зарубежными странами, то, конечно, последние. Крым никак не альтернатива Турции или Египту. Продаж на Крым у меня нет. Если у людей нет загранпаспорта, они выбирают обычно Анапу или Сочи. А если есть – то едут заграницу.

— Их чего складывается цена на путевку?

— Туроператор нам продает турпакет. Он сам заключает различные контракты – с отелями на размещение, с авиакомпаниями и фирмами, обеспечивающими его транспортом, со штатными гидами. Цена путевки складывается из стоимости билета, проживания, услуг плюс комиссионные.

В последнее время многие крупные компании обзавелись собственными авиалиниями. Свои компании у Pegas Touristik – Nordwind Airlines, у TUI, у Coral Travel. Кроме того, туроператоры стали открывать свои представительства в странах. С одной стороны, это ведут к удешевлению путевок. С другой – операторы становятся монополистами на туристическом рынке, диктуют свои условия.

Что касается цен, сама порой им удивляюсь. Совсем недавно с мужем слетали в Грецию на пять дней всего за 10 тысяч [рублей] с копейками на двоих. Вот с чего такая цена формируется? Видимо, билеты на самолет были уже оплачены. И туроператору просто некуда было деваться.

— За рубежом всякое может произойти. С вашими клиентами были трагические случаи?

— К сожалению, да. Лет пять назад в Египте погибла наша туристка. Она отстала от группы, когда возвращалась в отель, и попала под машину. Страховки хватило на десять дней лечения. Потом муж увез ее в Германию. Но немецкие врачи тоже ничего не смогли сделать. Женщина так и не вышла из комы. И месяца через два родные приняли решение отключить ее от искусственного дыхания.

Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

— Можно вообще рассчитывать на страховку?

— Считай сама. Размер средней страховки составляет от 15 до 30 тысяч рублей. Один день пребывания в стационаре за рубежом обходится в 150-200 долларов. В реанимации – от 1,5 тысячи и выше.

— Часто бывает так: задержали рейс, предоставили не тот отель… Кому в таких случаях высказывать претензии?

— Туроператору. Я сама выиграла два дела против них. В одном случае клиент доехал до Москвы, а там ему не дали визу. Он потребовал у меня компенсацию. Но я смогла доказать, что вопрос получения визы вне моей компетенции. И что никто не может дать гарантию, что человеку ее выдадут. Еще один клиент возмущался, что его заселили не в тот отель, куда он хотел. Я переадресовала все его претензии туроператору. Или такая ситуация: самолет задержали, и человек вылетел только на следующий день. Опять к агентству претензии: я же вам деньги платил!

Это вообще очень сложный вопрос. Еще недавно не было разделения ответственности между туроператорами и турагентствами. И непонятно было, кто за что отвечает. Сейчас, после разделения, стало работать легче.

Значит, так. Туристическое агентство не оказывает услуги. В договоре у нас прописано, что мы подбираем, бронируем и оплачиваем продукт в интересах туроператора. А все услуги оказывает именно он. К туроператору все претензии по поводу задержки рейсов, не того отеля и прочего-прочего.

— Ты состоишь в ассоциации турагентств?

— Нет. В Татарстане есть такая ассоциация. Я даже заявление туда написала и сделала попытку войти. Но не получилось, и я махнула на это дело рукой.

— Твое агентство не приняли?

— Просто мне никто не объяснил, чем ассоциация будет полезна для меня. В общем, сильно не звали и не тянули.

— А как обстоит дело в других городах?

— В Набережных Челнах лет пять назад турагентства создали свою ассоциацию для борьбы со скидками, которые реально убивают наш бизнес. Насколько знаю, она успешно и сейчас работает. В Нижнекамске мы тоже попытались это сделать. Ненавижу это слово! Надо было не пытаться, а делать. В общем, ничего у нас не получилось.

Стараюсь рассчитывать только на себя. В первые годы из-за моей неопытности были судебные дела. Потом поняла, что могу защищать себя сама. Знаю всю подноготную туристического бизнеса, все нюансы.

Елена Мелентьева, Lenko Travel: «Менталитет наших туристов таков, что они везде, даже в Европе, хотят видеть Анталию»

— Ты ведешь счет странам, где побывала?

— Никогда над этим не задумывалась. Попробую сейчас подсчитать навскидку. Значит так, за последние два месяца слетала в Грецию, Вьетнам, на Мальдивы, в Португалию и Хорватию. А вообще много где была. Несколько раз в Турции, Египте, Испании, на Мальте, Кубе, в Доминикане, Китае, Гонконге, Сингапуре, Финляндии, Франции, Арабских Эмиратах, Чехии, Англии, Италии, Хорватии, Черногорье, Тунисе.

— Какая страна самая любимая?

— Я Европу очень люблю. А больше всего – Испанию. Мне там комфортно, хорошо, приятно, свободно. И Англию, я была там два раза. Это страна, куда я хотела бы еще раз вернуться.

— Сколько остается турфирмам после расчета с оператором?

— У нас низкая рентабельность. Самая низкая из всех видов бизнеса. Крупные турфирмы вроде моей могут рассчитывать на максимальные 13%. Но для этого надо пахать и пахать. Начинающие турагентства вряд ли получат больше 7-10%.

Сейчас уже давно нет комиссионных, которые нам когда-то платили клиенты. Напротив, приходя в фирму, клиент требует скидки. Эти скидки реально убивают наш бизнес. У нас много затрат. Аренда помещений, налоги, зарплата сотрудникам, рекламные туры для менеджеров. Именно из-за скидок разорились многие турфирмы.

Прибыль падает. В последнее время люди все чаще пользуются онлайн-продажами. Хотя в России они еще не так популярны по сравнению с другими странами. Держатся пока где-то на уровне 10%, максимум 15% от общего количества проданных путевок.

— А разве так не проще покупать путевки?

— Уважающий себя клиент придет в агентство. Посмотрит туры, выберет то, что ему нужно. Разница есть – на рынке ты покупаешь вещи или в бутике? Ко мне приходят те, кто понимает эту разницу. Так что будущее у моего агентства есть. Я в этом уверена.

— Твоя дочь тоже подалась в туристический бизнес?

— Да, Анастасия в туризме. Работала в шикарных отелях. Начинала карьеру с телефонного менеджера отеля Baltschug Kempinski в Москве. Затем вернулась в Казань – в службу размещения отеля Courtyard by Marriott. Потом ее пригласили в Сочи. Во время Олимпиады она работала начальником службы размещения отеля Freestyle на курорте «Роза Хутор». Сейчас мы с ней задумали проект по открытию франчайзинговых турагентств в Сочи. Но это пока – только планы.

Галина Вишневская

Comment section

Добавить комментарий

Войти: