Олег Басилашвили – живой классик советского и российского кинематографа. Созданные им образы Юрия Самохвалова из «Служебного романа», следователя Костенко из «Противостояния», пианиста Платона Рябинина из «Вокзала для двоих», Андрея Бузыкина из «Осеннего марафона» обеспечили ему всенародную славу и любовь. Более пятидесяти лет Олег Валерианович работает в родном Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург), успевая сниматься в качественных российских фильмах и выступать с творческими вечерами в городах России. Театральные постановки с участием Басилашвили постоянно собирают аншлаги, и билеты на них достать непросто. Кроме всего прочего, Олег Басилашвили блестяще разбирается в русской литературе. На своих творческих вечерах он без запинки декламирует стихотворения любимых поэтов, позволяя зрителям заново прочувствовать всю глубину и многогранность их творчества.
В 2014 году прославленный артист (даст бог!) отметит свой 80-летний юбилей. Мы представляем вниманию читателей выдержки из беседы с Олегом Валериановичем, которая состоялась во время недавнего его приезда в Казань с литературной программой «из Петербурга с любовью…».
– Олег Валерианович, стихотворения каких поэтов вам больше всего помогают «в минуту жизни трудную»? Кто Ваш любимый поэт?
– Одного, поэта, пожалуй, не выделю. У меня их несколько. Это Пушкин, Евтушенко и Блок. Их стихотворения всегда действуют на меня успокаивающе, помогают справиться с дурным настроением и хандрой. Еще я очень люблю творчество Владимира Маяковского. Он был необыкновенно тонким человеком, крайне болезненно воспринимавшим все несправедливости этого мира. Помните его строчки: «Пройду, любовищу мою волоча. В какой ночи, бредовой, недужной, какими Голиафами я зачат — такой большой и такой ненужный?». Такое мог написать только поэт с большой буквы. Маяковский очень хотел верить, что революция сделает мир лучше, уничтожит ненавистную ему пошлость и неравенство. И не его вина, что все случилось так, как случилось.
– Не могу не спросить о вашей знаменитой роли Андрея Бузыкина в «Осеннем марафоне». Как Вы считаете, что обеспечило этому фильму такой непреходящий успех у зрителей?
– Я думаю, основная причина — это талант режиссера Георгия Данелия, который сумел необыкновенно достоверно и точно воплотить на экране образ советского интеллигента, который из-за своей мягкости и нерешительности вынужден постоянно идти на компромисс, и в итоге терять самого себя. «Бузыкинщина» по-прежнему довольно распространенное явление в нашей жизни. Интеллигенция все-так же много говорит, и все так же мало делает для отстаивания своих идеалов.
– Какие у Вас воспоминания остались от съемок в ставшем уже культовом фильме «Вокзал для двоих»?
– Этот фильм очень важен для меня. Я считаю его одним из лучших в своей карьере. Хотя играть в нем было очень даже непросто. Помню, как тяжело мне далась сцена в пустом вагоне, когда мы остаемся с героиней Люси (Людмила Гурченко) наедине. По сценарию я должен был признаваться ей в любви, произнося длинные, патетические фразы. Мне эта сцена показалась вымученной и недостоверной. Ну не мог мой герой, совсем не ловелас, в эту минуту изъясняться так складно и поэтично. Режиссер (Эльдар Рязанов) стал обвинять меня в непрофессионализме, я вспылил и ушел со сьемок, думая, что никогда уже сюда не вернусь. Но через несколько дней узнал, что Люся сама написала мой текст (она была всесторонне одаренным человеком!), и он полностью соответствует моему пониманию героя. Никакой патетики, одни междометия. И сцена, согласитесь, удалась на славу!
– Вы живёте в Санкт-Петербурге уже почти 56 лет. Было бы интересно узнать Ваше отношение к этому городу.
– Тут в двух словах и не скажешь. Этот город очень много значит для меня. По своей красоте и стати его можно сравнить только с Венецией. И то не в пользу последней. Я горжусь что, при моем участии Санкт-Петербург вернул свое старое название. В 1991 году, когда рассматривался данный вопрос, я был депутатом Верховного Совета РСФСР. На съезде я заявил, что петербуржцы проголосовали за то, чтобы вернуть городу исконное имя. Конечно, депутаты от КПСС выступили против. Тогда, мы демократы, поставили ультиматум, что покинем зал, и съезд не наберет нужного кворума. В результате, им пришлось тоже поддержать решение наших горожан.
– Если бы вы снимали собственный фильм, и могли пригласить в него любых актеров, кого бы Вы выбрали?
– Интересный вопрос. Скорее всего, Роберта Де Ниро и Аль Пачино. Это мои любимые актеры. Еще, наверное, Дастина Хоффмана. Кстати, в России есть артисты и повыше классом, но наш кинематограф не дает им возможности по-настоящему проявить себя. Слишком мало у нас правдивых, искренних фильмов.
Фарид Хайруллин
Comment section