Рекламный рынок Казани вырос до 3 млрд рублей

Казань вошла в тройку лидеров среди городов-миллионников по объему рекламного рынка
Казань вошла в тройку лидеров среди городов-миллионников по объему рекламного
рынка

Казань вошла в тройку лидеров среди городов-миллионников по объему рекламного рынка по версии рекламной группы Deltaplan. Согласно исследованию компании, в 2013 местный рынок вырос на 24% и достиг 3,05 млрд рублей. Причем, наибольшая динамика отмечена в сегменте наружной рекламы.  Причины роста – изменение муниципального законодательства и прошедшая Универсиада

Динамика развития рекламного рынка Казани в 2013 году — самая высокая среди всех анализируемых семи городов-миллионников, посчитала компания Deltaplan. Первое место по объему рынка в рейтинге Deltaplan занял Екатеринбург (4,47 млрд рублей), второе — Новосибирск (4,41 млрд рублей). И если бы не впечатляющая динамика Казани в 2013 году (+24%), то за третье место мог бы побороться Нижний Новгород с его 2,68 млрд рублей.

Рекламный рынок Казани вырос до 3 млрд рублей

Остальные города продемонстрировали более скромные показатели роста – 11%-16% (в среднем по России – 10%). Неоднородность роста объясняется оригинальной структурой медиарынка, исторически сложившейся в каждом из городов, говорится в исследовании. Несмотря на это, имеются и схожие тенденции: сокращение доли рекламы в прессе и рост доли интернета, однако итоговая картинка у каждого региона выглядит по-своему.

Deltaplan объясняет развитие рекламного рынка Казани скачком цен на размещение наружной рекламы и проведением Универсиады. Так сегмент наружной рекламы за 2013 год увеличился в разных городах на 6-19%, а в Казани наблюдался экстремальный скачок в 42%. Более того, в конце 2013 года в Татарстане было принято решение продлить сроки контрактов на размещение наружной рекламы с пяти до 10 лет: после вступления в силу изменений в законе о рекламе муниципалитеты могут сами определять предельные сроки контрактов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (не менее чем на пять и не более чем на 10 лет).

Динамика различных медиа на рекламном рынке 2013 года по отношению к показателям 2012 года

Рекламный рынок Казани вырос до 3 млрд рублей

В конце 2012 года рынок наружной рекламы в Казани кардинально изменился. Сейчас 80% рекламных конструкций в городе контролируют три федеральных оператора — Russ Outdoor, «Лариса-сити» («дочка» Gallery) и ЗАО «Постер».  Ранее 80% конструкций контролировал малый и средний бизнес.

В телевизионном сегменте снова выделилась Казань, где благодаря проведению Универсиады телевизионная реклама выросла на 23%, тогда как в остальных регионах динамика ТВ составила 8%-13%. Во многом это объясняется тем, что большая часть телевизионной рекламы закупается из Москвы и для Москвы. В локальных рекламных блоках федеральные рекламодатели выкупают от 79% (Красноярск) до 90% (Ростов-на-Дону) всего рекламного инвентаря.

Рекламный рынок Казани вырос до 3 млрд рублей

Примерно такое же единодушие продемонстрировала региональная пресса. Правда, динамика здесь по большей части отрицательная. Ситуация осложняется отсутствием точных измерений печатной рекламы, поэтому на экспертные оценки участников рынка влияют и общие настроения, царящие в этом секторе, говорится в исследовании Deltaplan.

Пресса теряет центральные позиции в региональном медиамиксе. Если раньше она могла претендовать на уверенное второе (после телевидения) место, то теперь ее потеснила наружная реклама, которая, кстати, в ряде городов вообще выбилась по доле рекламных бюджетов на первое место, обогнав даже телевидение, отмечают специалисты компании. Это характерно для городов с достаточно высоким ценником на наружную рекламу (Новосибирск, Нижний Новгород) и не таким катастрофически низким объемом инвентаря, как в Казани, где снесли треть всех конструкций, причем большую часть в центре.  

Доля различных медиа в структуре рекламного рынка городов-миллионников в 2013 году

Рекламный рынок Казани вырос до 3 млрд рублей

Интернет в регионах уверенно перевалил за 10%-ный рубеж, но по-прежнему остается на четвертом месте по объему рекламы. Исключение составляет Новосибирск, где по оценкам экспертов, интернет-рекламе все же удалось обойти печатные издания и оттянуть на себя 21% всех бюджетов, приблизившись к федеральным показателям. В Екатеринбурге пресса пока держится, но интернет получил уже 19% бюджетов, тоже немногим уступая столице и сибирским городам.

Драйвером роста рекламы в прессе снова выступил интернет, где объемы растут как за счет повышения цен, так и за счет расширения базы рекламодателей и развития интернет-ресурсов. Остальные медиа работают не столь синхронно.

Рекламный рынок Казани вырос до 3 млрд рублей

Можно прогнозировать, что регионы с той или иной скоростью и степенью похожести будут следовать федеральному сценарию, где интернет вышел на второе место после телевидения, а наружная реклама после глобальной зачистки с большим отрывом находится на третьей позиции, пришли к выводу в Deltaplan. В общем и целом следование федеральному пути логично, так как именно федеральные структуры играют все большую роль в развитии региональных рекламных рынков. Это относится и к составу рекламодателей (сокращение числа региональных компаний и их доли голоса на региональных медиарынках), и к составу медианосителей (экспансия федеральных медиа в регионы), отмечают исследователи.

Рекламный рынок Казани вырос до 3 млрд рублей

Заказы по объектам Универсиады и сопутствующей рекламе в короткие сроки значительно способствовали развитию сегмента наружной рекламы, отмечает директор рекламного агентства по производству наружной рекламы «Абсолют Сервис» Артем Хмелев.

Рафаэль Мухаметзянов, директор  рекламно-производственной компании «Волга», оценивает влияние Универсиады неоднозначно. К соревнованиям в Казани стало гораздо меньше рекламных щитов – многие из них демонтировали, говорит он. От этого в основном пострадали местные рекламодатели, говорит бизнесмен. Возможно у Казани такие хорошие показатели на федеральном уровне за счет того, что в других городах ситуация еще хуже, полагает Мухаметзянов. Но в самой Казани, по его оценке, за последние полтора года объемы наружной рекламы, наоборот, сократились в 3-4 раза.

«Динамику наружной рекламы создают изменения в законодательстве: введение новых регламентов, из-за которых организациям приходится менять старые вывески на новые», — поясняет Мухаметзянов. После празднования тысячелетия Казани, на которое пришелся взлет рекламного бизнеса, темпы его развития резко снизились, и десятки рекламных компаний обанкротились, продолжает он. То, что на местном рынке доминирующее положение занимают федеральные компании, обслуживающие федеральных же рекламодателей, Мухаметзянов называет монополизацией.  Местные рекламодатели при этом вынуждены обращаются к региональным компаниям, более доступным по цене, говорит он.

Алиса Разумовская 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *