В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежи

Отсутствие среды, поощряющей новые культурные форматы и ограниченная возможность самореализации вынуждают молодых людей переезжать в столицы

KazanFirst продолжает разбирать исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) на тему жизненных концепций молодежи Татарстана. Исследование проводилось для подготовки к госпрограмме «Стратегическое управление талантами в республике Татарстан на 2014-2020 годы». Сегодня мы рассматриваем культурную среду Казани и концепции творческой молодежи

Поддержка традиционной татарской культуры в Казани и Татарстане в целом — значительно более приоритетное направление, нежели поддержка нетрадиционных культурных форматов, отмечают авторы исследования. Подобная политика формирует определенное восприятие сообщества: приоритет традиционных форматов не стимулирует расширение границ восприятия мира и возможностей,не формируется спроса на новые культурные форматы.

Результатом такого подхода становится формирование закрытой по отношению к внешнему миру среды, она более консервативна, сложнее воспринимает инновации в различных сферах, сложнее трансформируется с учетом внешних изменений. Наиболее остро это чувствуют люди, интересующиеся современным искусством, говорится в исследовании.

В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежи

Внешняя закрытость территории, то есть низкая активность контактов с географически удаленными территориями, сопровождается не менее значимой внутренней замкнутостью — ограниченность коммуникаций между различными сообществами в пространстве города.

В городе существует множество сообществ не объединенных какими-либо площадками. Замыкая круг, сама городская среда не стимулирует людей объединяться. Ощущается нехватка городских пространств, располагающих к формированию взаимодействия, утверждают эксперты академии.

Наиболее остро запрос на формирование таких площадок формируется среди представителей предпринимательской среды и творческой молодежи. Мнение последних в отношении фрагментированности сообщества однозначно: в городе практически отсутствуют площадки коммуникации, функция которых — распространение и обмен творческими идеями, стимулирование новых проектов и объединение людей.

Соучредитель свободного пространства «Циферблат» Артем Крамин не согласен с этим утверждением: «Только в двух «Циферблатах» в июне пройдет более 150 различных встреч, как раз для творческих людей, кроме того, много чего интересного произойдет в [галерее] «Смене», мастерской братьев Васильевых, в десятках Домов Культуры, музеях и много где еще».

В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежи Артем Крамин, соучредитель «Циферблата»

«Я общался с представителями академии полтора года назад —за это время Казань изменилась, думаю, отчет немного устарел», — говорит культуртрегер, главный редактор журнала «Карл Фукс» Павел Федоровский. По его мнению, коммуникационных площадок не хватает не только «творческим людям», они-то как раз худо-бедно себя ими обеспечили. «Дефицит общения у простых людей, не столь притязательных в эстетическом плане — вспомните, какой ажиотаж был у «Казана» еще пару недель назад. Казань очень долго была злым, бандитским городом, когда система «свой-чужой» отсекала все внутригородские коммуникации», — продолжает Федоровский.

«Успех многочисленных кальянных как раз и был эхом тех времен, когда «неправильно посмотреть» могло стоить жизни, оттого и популярность формата кабинок. Москва и Питер делали рассадку посетителей в кафе «потеснее», чтобы незнакомые гости общались, а Казань продолжала множить шторы и перегородки», — говорит он. По его словам, эта закрытость проходит, люди готовы говорить с незнакомыми, и это огромный шаг вперед.

В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежиПавел Федоровский, главный редактор журнала «Карл Фукс»

«Подозреваю, что эксперты РАНХ плохо представляют себе, какое огромное количество небольших, но интересных площадок в городе сейчас функционирует — зачастую это какие-то гибридные проекты, которые помимо культурной составляющей решают и другие проблемы», — уверен Крамин.

«Люди делают пространства, а не наоборот, в Казани достаточное количество открытых и умных людей с хорошим вкусом для того, чтобы наш город развивался культурно — площадкой для тусовки интеллектуальной молодежи может служить маленький бар без ремонта и наворотов», — присоединяется к Крамину Федоровский. Он напоминает, что площадка — это не только какое-то конкретное место или фестиваль, это еще и сайт, паблик или журнал, их вклад в информационное поле не менее важен.

В последнее время в культурной жизни города появляются новые тенденции. С точки зрения массового потребителя культурная жизнь Казани достаточно разнообразна, в ней видна динамика, которая преимущественно выражается в увеличении числа гастрольных концертов российских и, главное, зарубежных звезд эстрады и творческих коллективов. Индустрия кафе, баров, ресторанов, ночных клубов в городе присутствует. Однако с точки зрения более элитарного вкуса предложение культурного продукта в Казани ограничено и не отличается разнообразием.

В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежи Концерт в кафе «Чайнатаун»

Для респондентов, оценивающих культурную сферу Казани, период «полтора-два года назад»— некая магическая цифра, говорится в исследовании. Представители практически любого направления культурной сферы сравнивают текущее положение дел с этими самыми «полтора-два года назад». Почти все проекты, о которых, собственно, говорит творческая молодежь города, появились как раз за этот период: «Циферблат», «Чайнатаун», «Питер», режиссерская лаборатория, площадка Дома актера, малая сцена театра Камала.

«Если формат интересен — он реализуется, «творческая» — от слова творить, кому что нравится, тот то и творит;площадок много, любой формат можно воплотить своими силами», — рассуждает Федоровский.

Наиболее ярким, или, по крайней мере, известным проектом последних лет стала площадка «Циферблата». Свободное пространство, где предлагается платить не за еду, а за проведенное в нем время, стало рекордным по упоминаемости новым проектом как среди школьников, так и студентов и творческой молодежи. Циферблат однозначно характеризуется как позитивное явление, хотя далеко не всей творческой молодежи подобный формат интересен.

В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежиДом Актера

«Последние два года и правда произошел определенный «культурный бум», мест открывалось много — видимо, появился наконец-то спрос,банальные развлечения надоели, занятия по типу «заплатил — тебя развлекают» приелись, люди ищут нового», — считает Крамин.

Из интересных форматов, до сих пор не представленных в Казани, он назвал большие креативно-культурные кластеры по типу «Винзавода» или площадки Artplay. «Тут нужно быть аккуратным — тупое копирование приведет, скорее всего, к жалкому прозябанию и, в конце концов, к закрытию», — предупреждает Крамин. По его словам, нужно, чтобы подобные проекты делали местные лидеры, разбирающиеся в специфике, имеющие большие связи в культурной тусовке. 

Культурные площадки города фрагментированы: любители театра концентрируются в театральной среде, если говорить о последних тенденциях – это театр на Булаке и театр Камала; для музыкантов и просто любителей музыки культовым местом считается «Желтая кофта», а в последнее время «Чайна-таун»; для поэтов «определен» Дом АксеноваОднако список мест, интересных для творческой молодежи, практически этим и ограничивается.
 В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежи Спектакль на Малой сцене театра им. Г. Камала

Существуют примеры культурных проектов, реализованных по формату московских или питерских, потерпевших неудачу, в частности, проекты «Сквот» и «Лофт». В качестве причин неудачи проектов называется как неудачный менеджмент, так и отсутствие спроса на подобный формат. 

«Проблема закрытия новых мест упирается в первую очередь в людей, которые эти проекты делают. Мало опыта, попытки копировать московские форматы, мощная конкуренция со стороны кинотеатров, боулингов, бильярдов — все это, безусловно, усложняет старт», — говорит Крамин. Но, по его словам, упорные фанатики так или иначе выживают: «Город большой, и место найдется для всех».

«В любой сфере бизнеса новое дело не гарантирует успешности,а тут смешиваются две вещи, ценители культуры редко оказываются успешными бизнесменами, а серьезный бизнес пока не очень развит эстетически — это в развитых странах зачастую бизнес и деловую элиту составляют прежде всего представители так называемой «богемной буржуазии», у нас поколение таких бизнесменов только зарождается», — говорит Федоровский.

В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежиТеатр на Булаке

В театральной среде наиболее ярким проектом стало создание театра на Булаке. В народе он также широко известен. Однако профессионалы говорят о снижении качества культурного продукта и попытке угодить более массовому зрителю. Также на базе театра Камала начинает развиваться деятельность на малой сцене.

В театральной среде стали появляться проекты творческой молодежи «для самих себя», нацеленные на формирование профессионального творческого сообщества. Однако все эти проекты, являясь существенной частью жизни, не удовлетворяют потребности казанской молодежи в современном искусстве.

Эксперты РАНХиГС условно разделяют творческую молодежь Казани на две категории. Во-первых, это изначально выбравшие творческую сферу как профессию и, соответственно, поступающие в профильные высшие учебные заведения. Во-вторых, часть молодежи можно отнести к творческой не по принципу образования, а по основному интересу и желанию быть связанным с этой сферой.

В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежиТеатр имени Г. Камала

Первая группа людей наиболее мобильна еще на уровне школы: поскольку для серьезно настроенных на получение образования в творческой сфере качество образования и включенность в среду считается крайне значимым. С этой точки зрения столицы представляют собой наибольший интерес. Основной миграционный фактор в этом случае — получение качественного образования и перспективы более яркой карьеры.

Среди творческой молодежи, на этапе образовательного выбора принявшей решение остаться в городе, авторы исследования выделяют ряд концепций дальнейшей жизни.

Первая — «концепция уехать» — включает в себя несколько выталкивающих факторов.

Среди них — ограниченная возможность самореализации и карьерного роста. Творческая молодежь обладает наименьшими перспективами трудоустройства по традиционным для республики каналам в своей сфере.

Молодежь, заинтересованная в современном искусстве, создании альтернативных культурных форматов, находит весьма ограниченный спрос на свою деятельность. Известны случаи закрытия новаторских культурных проектов.

Отсутствие спроса на новые форматы приводит к малому количеству мест, привлекательных для работы творческой молодежи. Причем в большей степени акцент делается не на уровень заработной платы, а на возможности самореализации и профессионального роста.

Еще один выталкивающий фактор — отсутствие творческой тусовки и среды, поощряющей новые культурные форматы. Направление миграции – Москва или Петербург – определяется приоритетами, предполагают авторы исследования.

«В «Смене» ажиотаж на культурных мероприятиях, спрос однозначно растет, ЦЫЦ совместно с «Культурным Альянсом» Марата Гельмана проводили крупный фестиваль современного искусства в Казани, пару лет назад,он показал большой спрос на современное искусство в Казани и отсутствие самого современного искусства в городе», — говорит Федоровский.

В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежи Марат Гельман

Дело в том, объясняет он, что аудитория появляется быстрее, чем художники — тусовка создает и тех и других, но на вторых нужно больше времени. «Всё в порядке, маховик завертелся. Главное, что могут сделать чиновники — не мешать. И еще очень важно ощущение того, что никто ни на кого не давит, и гражданские права и свободы не нарушаются», — резюмирует он.

«Основная проблема культурных площадок — не отсутствие помещений или нехватка творцов,а спрос на подобные вещи, с ним, к сожалению, очень сложно в Казани», — говорит Крамин. Объяснение этому у него простое — Казань, как и Татарстан в целом, очень деловой регион, люди тут много думают о работе, личном успехе, построении бизнеса. В результате для культурного развития места остается мало.

«Прослойка креативной, культурно продвинутой молодежи очень тонка», — сетует Крамин, — но это данность, и вряд ли в ближайшее время с этим можно что-то сделать. Подобное развитие процесс медленный, и занимает годы».

В Казани практически нет площадок коммуникации для творческой молодежи

Однако существует и противоположная концепция. Она не связана со значительными профессиональными и финансовыми амбициями — это скорее способ самореализации. Условно такую концепцию авторы исследования называют «первый парень на деревне», когда молодой человек получает возможность участвовать в развитии новой ниши.

Однако на определенном этапе такой концепции творческие люди все равно сталкиваются с выбором. Известны случаи, когда, получив опыт реализации успешных проектов в Казани, молодые люди переезжали в столицы. Тем не менее, в значительной степени именно благодаря таким концепциям в городе все же появляются новые форматы. Одним из наиболее интересных механизмов создания новых форматов является создание проекта «под себя».

Глеб Лихачёв

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Рамис
Я согласен с ребятами из академии. Нет площадок. В Казани во многом провинциальная культура. Это особенно заметно по красивым улицам и загаженным дворам. Казанцам еще расти и расти до уровня своего нового города. И не только расти, но и строить инфраструктуру
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite