Сны о России

Юрий Алаев об Олимпиаде в Сочи

О, спорт! О, Олимпиада!  О, ты и ты, и тыды. А чего все так заистерили вокруг Сочи, спрашивается?  А потому, думаю я, что это личный проект Путина, а Путин – вот он,  весь на сей день прожитый XXI век во главе, и никак его никому ни сковырнуть, ни уесть, хотя бы,  по-взрослому.  Оттого у одних, которые «за», в зобу дыханье спёрло от восторгов, а других,  которые (как известная Баба Яга из 1980-го) против, жаба душит.
Сны о России
Уж чего только не понаписали – про уму невообразимые траты и растраты, про идиотизм устраивать зимние Игры в субтропиках («гы-гы-гы»), про  парные унитазы и падающие гардины, а с другой стороны —  про невиданный комфорт для спортсменов,  умопомрачительные  просторы склонов и крутизну подъемов, про феерическую церемонию  открытия, которая, конечно же, затмила и явила.  Смешно, но обе стороны почти во всём правы, и если бы не эмоции упомянутого характера,  все увидели бы, что сочинская Олимпиада   суть такая же, как и предыдущие,  то есть глобальный  спортивный праздник и финансово-организационно-технический проект.  И различия  в номерном отельном фонде, в красках предваряющей и завершающей церемоний,  в  сметах расходов не отменяют того простого факта, что  конечная оценка будет дана  по тому, как какая команда здесь выступит.  СМИ стран-триумфаторов и словом не вспомнят про распилы с откатами и про пресловутые «толчки», а вот  «борзописцы»  проигравших…   Особенно российские.  Тут мы можем еще много такого узнать, что сегодня и не снилось. И виноват во всём будет, конечно, Путин, а не тренеры  и спортсмены, —  проект-то и вправду  личный.  Большие, рисковые ставки сделал Владимир Владимирович на российском и глобальном ломберных столах, причем на втором – явно большую.
Сны о России
Подтверждение тому – церемония открытия,  точнее, ее непротокольная часть.  О ней уже тоже успели понаписать столько, что кому-то на кандидатскую диссертацию хватит,  поэтому  позвольте мне узкий взгляд,  только под углом «для наших – не для наших».

Очевидно, что «для наших» — девочка Люба, у большинства иностранцев  это имя никаких аллюзий не вызовет (не Love же, хотя и «Люба» еще не «Любовь»).  С натяжкой,  но тоже, будем считать, для наших  (ностальгирующих шестидесятников)  – этюд со стилягами, заботливо обозначенными для англоговорящих, как Hipsters.  Можно было бы сказать, что для наших также и картины  красивейших и поразительно разных уголков  России,  но это уже, как минимум, и для тамошних, пресытившихся архитектурными ансамблями,  туристским комфортом и жаждущих близких к первобытным эмоций.   Всё, господа, — остальное уж точно на экспорт, что называется. Гжель, хохлома, пряничные ярмарочные купола церквей, град-Китеж,  роскошный «бал Наташи Ростовой», полеты под куполом цирка «Дю Солей»  — это явно для забугорного массового потребителя;  Кандинский, Малевич и Шагал, машинерия в ритмике Родченко,  — для «яйцеголовых» (вряд ли это знакомо, понятно, а тем более близко  ныне живущим «дорогим россиянам»,  массовому потребителю телезрелищ).  Особый момент – сцена с hipsters: кажется, постановщики хотели сказать миру, что мы, в России, такие же, веселые и раскованные, но вообще-то  стиляги и хипстеры – не одно и то же, а вторых в Штатах, например, не жалуют, мягко говоря, так что…  Короче,  странный расклад,   —  какой-то у Константина Эрнста и компании получился не черный, а красный квадрат.  Объяснимо,  но всё же: в ту ли аудиторию постановщики метили?   И самое главное:  все эти художества объединены слоганом «Сны о России».  Это что – фига в кармане?   Мол, явь-то другая…
Сны о РоссииК слову о компании. Я тихо аплодировал коллегам из «Ведомостей», когда 8 февраля  они подчеркнуто нейтрально, не комментируя, воспроизвели сообщение оргкомитета «Сочи-2014» о составе работавших над постановкой церемонии открытия Олимпиады.  Вот он:  главный креативный продюсер церемоний и автор сценария — Константин Эрнст; художник-постановщик и автор сценария (ранее работал в Метрополитен-опера, Ла Скала и Большом театре) —  Георгий Цыпин (США); режиссер-постановщик и автор сценария — Андрей Болтенко; технический директор — Джеймс Ли (специалист по подвесным конструкциям, работавший на Олимпиаде в Лондоне); режиссер-постановщик — Сильвия Хейес  (известна крупными постановочными номерами в цирке Shangai); хореограф воздушных гимнастов — Фил Хайс (директор воздушных постановок в Лондоне-2012); хореограф — Натан Рай (постановщик номеров в мюзиклах «Иисус Христос — суперзвезда», «Мама миа»; хореограф — Шана Кэролл (постановщик Цирка дю Солей); главный визажист — Натали Симрад (главный визажист цирка дю Солей);  художник по костюмам — Ким Баррет  (художник по костюмам шоу Цирка дю Солей и фильмов «Человек-паук», «Три короля», «Облачный атлас»).

Конечно,  логично было бы ожидать, что «Ведомости» (или любое другое топовое российское СМИ)  назвали, для сравнения, людей,  которые ставили церемонии  Олимпиады-1980 в Москве.  Не случилось, привожу свой список:  автор сценария и режиссер-постановщик —  Иосиф Туманов,  режиссер-постановщик — Виктор Мамаев,  помощник главного режиссера  — Валентин Алексеев,  режиссеры спортивной части постановок — Борис Петров , Василий Губанов, автор образа  олимпийского Мишки — Виктор Чижиков.  Нет слов, далеко мы шагнули за треть века.

Юрий Алаев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite