Забытый день Татарстана

27 мая 1920 года был подписан Декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики

На этой неделе Татарстан очень незаметно встретил большую историческую дату — 94 года со дня образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Этот день календаря теперь мало значит для историков и политиков, говорят эксперты. Сравнивать 27 мая и 30 августа — День республики — совершенно нельзя. KazanFirst решил разобраться почему 

Современные территориальные очертания Татарстана берут начало с 27 мая 1920 года – даты образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Событию почти столетней давности предшествовали серьёзные политические дискуссии, противостояния и конфликты. Рассматривались различные форматы «национал-государственного» существования татар в составе РСФСР. Формат ТАССР – предложили большевики Казани. Другие варианты затрагивали взаимоотношения между башкирами и татарами. Участники тех событий спорили об этнонимах «татар», «башкир», «тептяр» и «мишарей», а компартия в Казани добивалась своей цели, заигрывая с проваххабитски настроенным ваисовским движением. 
Забытый день Татарстана Празднование по случаю образования ТАССР в Казани

Все это началось чуть раньше. После двух страшных революций 1917 года (февральской и октябрьской) и не менее страшной гражданской войны, ознаменовавших конец Российской империи, перед гражданами новой страны встал главный вопрос – как сосуществовать различным национальностям и народам на одной территории. 

Татарская интеллигенция представила три варианта «национал-государственного существования» татар в Российской Федерации (РСФСР): штат Идель-Урал, Татаро-Башкирская республика и ТАССР. Различие между этими вариантами – степень подчинённости центральной большевистской власти. То есть, от более широкой автономии до полной встроенности в партийно-государственную вертикаль коммунистов. От объединения Казанской и Уфимской губерний и Оренбуржья – до замыкании в пределах только Казанской губернии. 
Забытый день Татарстана Владимир Ленин (слева) и Михаил Калинин

Декрет об образовании ТАССР был принят 27 мая 1920 года. Под ним стоят подписи председателя Совета народных комиссаров РСФСР Владимира Ленина и председателя Всероссийского центрального исполкома Михаила Калинина. Среди членов комиссии по созданию республики был Иосиф Сталин, на тот момент нарком (министр) по делам национальностей.
Спустя месяц после подписания — 25 июня — власть в ТАССР была передана Временному революционному комитету. А до конца 1920 года в новой республике были сформированы (по образцу революционной Москвы) органы власти — парламент — ТатЦИК и правительство — Совнарком.
В Татарстане не принято широко праздновать 27 мая. Более того, эта дата широкой публике неизвестна вообще. Впрочем, в советские времена о ней тоже ничего не знали. 
Забытый день Татарстана
До масштаба празднования 30 августа — Дня суверенитета республики — событие 27 мая не дотягивает, уверен Рафаэль Хакимов, директор института истории имени Марджани Академии наук Татарстана. 
«Отождествлять 30 августа с 27 мая мы не можем», — рассуждает он. По его словам 30 августа более значимо: «Потому что мы [Татарстан] тогда сами определили свой статус, а 27 мая статус республики был определён Декретом большевиков».

Документ об образовании ТАССР был подписан только представителями коммунистической партии. 
Для актуализации того или иного праздника, за которым стоит историческое событие, необходима политическая воля властей, объясняет Ильдар Калимонов, доцент кафедры зарубежной истории и регионоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ. 
 В этом году никаких мероприятий, приуроченных к  празднованию 27 мая, в научной среде не проводилось, продолжает Хакимов. Однако более менее 90-летие образования ТАССР научное сообщество и представители властей отметили в 2010 году, заверяет он. Тогда проводились конференции, круглые столы, были напечатаны сборники статей. Широкого распространения празднование 90-летия не получило, добавляет он.
Забытый день Татарстана Делегаты I-го Учредительного съезда Советов ТАССР 

Хакимов отмечает, что местные и российские историки тему создания ТАССР в своих трудах описали досконально. События рассматриваются учёными вплоть до часов, поясняет он. Очень много диссертаций и научных работ было посвящено истории «Забулачной республики». Здесь Хакимов имеет в виду национально-территориальное образование в Казани сторонников идеи штата Идель-Урал. 

Сегодня актуализация образования ТАССР путём праздника может, помимо чисто исторических дискуссий, вызвать политические и межнациональные дискуссии, говорит Калимонов. Поверхностный взгляд на события ставит вопрос, почему татарский и башкирский народы не смогли объединиться в одно «национал-государственное» образование? Какую роль играло большевистское руководство в принятии решений главами компартий Казани и Уфы? 
Забытый день Татарстана
По словам Калимонова, актуализация может породить дискуссию и об этнонимах татар, башкир, тептяр и мишар. 
Мулланур Вахитов и Мирсаид Султан-Галиев – сторонники образования ТАССР – обращались только к мусульманам и русским-православным. А понятие «татары», «башкиры», «мишари» и «тептяры» — всего лишь их сословные обозначения, отмечает Калимонов. Для многих представителей татарской общественности в начале XX века тюркские народности края были одним единым народом с незначительными диалектическими отличиями.
Политические события почти столетней давности могут возродить дискуссию с другой позиции – с булгаристской, отмечает Калимонов. Идеологи булгаризма возвеличивают Волжскую Булгарию – государство на берегу Волги VII-XIII веков. По их словам, некорректно называть жителей Казанской губернии «татарами», на самом деле они – «булгары», а Татарстан – это Булгария. Среди сторонников булгаризма был и известный татарский писатель Гаяз Исхаки. 
Забытый день Татарстана
Султан-Галиев (2-й ряд сверху, в центре) среди делегатов II Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока

Большевики Казанского края опирались на «ваисовское движение», ядром национальной программы которых был булгаризм, а политической – идеи социал-революционеров. Багаутдин и Гайнан (Сардар) Ваисовы были их идеологами. Ваисовцы сами себя определяли как «булгарские мусульманские воинствующие божьи воины». По словам Калимонова, их религиозную программу можно назвать «ваххабитской» — такие же призывы к возвращению чистоты ислама. 

Большевикам ваисовцы нужны были, чтобы держать в узде либеральную общественность. Они использовали ваисовцев в качестве «дубинки». Габдулла Тукай выступал их рьяным критиком и в своей поэме «Сенной базар или Новый Кисекбаш» нападал и унижал Гайнана Ваисова. 
Султан-Галиев не раз в политических воззваниях обращался к «булгарам» и говорил о земле «Булгарской». Скандальное и необузданное поведение ваисовсцев сделало их неудобными союзниками.

В марте 1918 года Ваисов был убит. Его друзья-большевики обвинили в этом сторонников Идель-Урал штата. После этого коммунисты активнее стали вытеснять с политического поля «забулачников». А в риторике руководства казанской компартии стал уменьшаться булгаристский компонент. 
В 2020 году Татарстан отметит 100-летие со дня образования ТАССР. Наверняка, эта дата будет встречена только историками. 

Ильнур Ярхамов 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Samed
С праздником 94 летия образованием ТАТАРСТАНЦЫ!!!
0
0
Ответить

Платоша Е.
Ярхамов молодчик!
0
0
Ответить

патриот
27 мая такой же праздник как и 30 августа
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite