«Нимфоманка» Ларса фон Триера: разговоры о рыбалке

Рецензия на самую долгожданную премьеру этого февраля от KazanFirst
Рецензия на самую долгожданную премьеру этого февраля от KazanFirst

Если, собираясь в кино на «Нимфоманку», вы ожидаете увидеть фильм вроде «Эммануэль», то разочаруетесь. Да и тех, кто надеялся, что лента с таким недвусмысленным названием окажется лёгким порно, тоже ждёт «пичалька». Хотя там есть всё: и главная героиня в лучших традициях французской эротики, и секс без малейшей цензуры, и просто фотографии мужских пенисов всевозможных форм, цветов и размеров. И всё же… фильм совсем не об этом.

В основе сюжета – разговоры за чашкой чая. Девушку по имени Джо буквально с улицы подбирает пожилой мужчина Селигман. Она избита, без денег, но решительно отказывается ехать в больницу. Тогда он отводит её к себе домой, наливает чаю с молоком и слушает её историю. Эта интеллигентная беседа увлекает с первых минут, и чем дальше слушаешь их диалог, тем интереснее становится.

«Нимфоманка» Ларса фон Триера: разговоры о рыбалке

Джо – нимфоманка, и она всячески пытается убедить Селигмана в том, что недостойна уважения и даже обыкновенного человеческого участия. Разумеется, главную героиню играет сразу несколько актрис: версию в настоящее время воплотила в жизнь Шарлотта Генсбур, а нимфоманкой в юности стала Стейси Мартин.

Женщина рассказывает о себе без купюр, прямо, просто и откровенно. Но, ожидая осуждения, Джо внезапно встречает понимание и участие. Например, её историю о необычном соревновании с подружкой, кто займется сексом с большим количеством мужчин за время, пока поезд движется из пункта А в пункт Б, Селигман сравнивает с «ловлей на живца». Очень познавательно, кстати! Он проводит такие блестящие аналогии с рыбалкой, что за девушек начинаешь прямо-таки болеть.

«Нимфоманка» Ларса фон Триера: разговоры о рыбалке

Удивительно, но откровенные постельные сцены не вызывают практически никаких эмоций. Не совсем понятно, почему: вроде, и героиня привлекательная, этакая холодная, но одновременно страстная англичанка. И показывают всё, как есть, иногда крупным планом. Тем не менее, постоянно ощущается этот интеллектуальный диалог за кадром и какое-то внутреннее одиночество главной героини.

Само общение Джо и Селигмана построено на ассоциациях. Упал взгляд на книгу Эдгара По — зашел разговор об авторе — вспомнилась история из жизни. Именно так выяснилось, что отец нимфоманки умер от делирия, как и знаменитый писатель. Эта часть фильма, в которой Джо рассказывает о медленной и мучительной смерти папы, пожалуй, самая тяжёлая и неприятная. В ней много довольно отвратительных физиологических подробностей, но именно здесь раскрывается характер главной героини.

«Нимфоманка» Ларса фон Триера: разговоры о рыбалке

Всего в фильме пять таких историй, и каждая из них на «своей волне». Так, после грустного рассказа о смерти отца начинается совершенно безбашенная часть с Умой Турман в главной роли. Она изображает истеричную жену одного из любовников Джо. Абсолютно ненормальная женщина приводит троих маленьких сыновей в «гнездо разврата» со словами: «Запоминайте внимательно всё, что увидите здесь. Это вам понадобится, когда вы пойдёте к психоаналитику». Абсурдность происходящего настолько комична, что в сочетании со знаменитой британской сдержанностью производит эффект разорвавшейся бомбы. В то же время становится предельно ясно: это не молодая нимфоманка увела мужа из семьи. Это мужчина только и искал способ сбежать от благоверной.

И так — на протяжении всего фильма. Контрасты во всём: треки Rammstein сменяются произведениями Баха, а сцены беспорядочного секса чередуются с «познавательными страничками» НИИ Цитологии и генетики.

«Нимфоманка» Ларса фон Триера: разговоры о рыбалке

С каждой минутой становится всё интереснее. Будто огонь, который сначала тлел еле-еле, начинает разгораться в полную силу. На смену простой физиологии приходит любовь, сравнения и аналогии становятся всё более ёмкими и непредсказуемыми. Хочется, чтобы их диалог не заканчивался. Как вдруг… неожиданно на экране появляются титры. Конец первой части.

И непонятно, как теперь спокойно спать, пока не увидишь продолжения.

Ольга Гоголадзе

 

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *