Глубже смешного

В рамках проекта «Сокровища Казанского Кремля» Антон Райхштат специально для KazanFirst провел экскурсию по выставке «Ниже Нижнего»
В рамках проекта «Сокровища Казанского Кремля» Антон Райхштат специально для
KazanFirst провел экскурсию по выставке «Ниже Нижнего»

Если перефразировать Шрека из одноименного мультфильма, можно сказать — проект  «Ниже Нижнего» как лук — многослойный.  Выставка одновременно веселая, ироничная и, одновременно,  глубокая, уводящая в размышления. На думы наводят, казалось бы, совершеннейшие нелепицы, игрушки из сварного метала, шерстяная рыба, волосатая картошка и гильзы от автомата Калашникова, превращенные в арт-объекты….

В рамках проекта «Сокровища Казанского Кремля» заместитель директора по развитию выставочной деятельности, связям с общественными организациями и СМИ Казанского Кремля Антон Райхштат специально для KazanFirst провел экскурсию по выставке «Ниже Нижнего».

Проект «Ниже Нижнего» родился спонтанно и совершенно случайно. Группа художников  на экскурсии в Саратове в ожидании экскурсовода стала придумывать небылицы про памятник, стоящий неподалеку. В шутку сказали, что памятник Саратову. «А кто такой Саратов?» — спрашивают остальные туристы. Ну как,  Саратов  — это же революционер, сподвижник Ленина, учился в Казани… И вся эта история сформировалась на голубом глазу, из таких привычных клише.
Никто не был удивлен, есть же город Горький, город Киров, Ульяновск, город Куйбышев, ну почему бы не быть Саратову? Путешествуя вниз по Волге, художники  в новых городах придумывали новые истории. Так получилась книга, полная забавных мистификаций —  «Ниже Нижнего».Затем ее было решено визуализировать, и проект стал музейным. Выставка собрала буквально все виды актуального искусства – от видеоарта до скульптурных миниатюр.

Глубже смешного

Встречает посетителей огромная рыба из меха. Многие, конечно же, слышали выражение «на рыбьем меху», но не все знают, откуда оно пошло и что означает. Московский художник Андрей Митенёв, взяв за основу своей работы этот фразеологизм, решил пофантазировать и заодно в таком же мифологическом ключе рассказать историю своей семьи.

Проект создан на основе материалов, собранных автором в ходе изучения истории загадочно исчезнувшей популяции шерстистой рыбы, обитавшей в бассейне Волги. Работа включает арт-объект – чучело шерстяной рыбы – и книгу, в которой даётся развёрнутый иллюстрированный комментарий к проекту. Эта книга, созданная художником якобы на основе архивных материалов, представляет собой мистификацию семейной истории, в которой обыгрывается тема «легендарного предка».

Глубже смешного

Вот что пишет Андрей Митинёв: «Будучи неплохим рисовальщиком, мой прадед сделал серию рисунков, посвященных уничтоженным рыбам, и завещал передать эти рисунки, а также купленное им на харбинском рынке чучело, своей первой семье, оставшееся в России». Так эти две истории сплетаются воедино. Обильно иллюстрированная книга рассказывает о шерстистых угрях, бороздивших просторы Волги и о меховой шубе из стерляди Федора Ивановича Шаляпина.

Неподалеку еще одна забавная композиция —  скульптурная серия «Игрушки города Выкса», игрушки наспех сваренные и практически неподъемные…

У этой, доведенной до абсурда истории есть реальные корни. Дело в том, что поблизости города Выкса обнаружили залежи железной руды и к началу XIX века в Выксе и её окрестностях действовали с десяток «железноделательных заводов». «Железа добывалось значительно больше, чем требовалось жителям», так что в городе оно было повсюду. Даже иконостас в местной церкви был из чугуна.

Глубже смешного

Художники решают домыслить эту историю, добавив в неё почти фантастические подробности: металла было столько, что из него изготавливались не только привычные изделия – скамейки, мосты, но и предметы домашнего обихода и даже детские игрушки.

Доводя исторические факты до абсурда, художник, посредством скульптур из сварного металла, отсылает зрителя к далёкому прошлому – тем самодельным игрушкам, которыми наши предки развлекали своих детей. Домашние игрушки тоже, как правило, были грубыми, изготавливались из соломы или дерева.

Продолжая движение к глубинным подтекстам, художник Ольга Хан своей работой воскрешает представления о неком золотом веке, в котором давным-давно жили наши предки-исполины, и даже дети их были столь сильны и могучи, что играли железными игрушками.

Глубже смешного

Рядом еще одна милая мистификация – стенды о волосатой картошке очень напоминают реальный краеведческий музей. Этот объект буквально пропитан иронией и отсылает нас к 30-м годам прошлого столетия.

Работа создана в жанре «художественного расследования». Зрителю предстоит погрузиться в текст, и, распутав все хитросплетения авторской мифологии, в конце удивиться неожиданной развязке. Обращая внимание не только на развитие детективного сюжета, но и на приметы времени – 30-х годов XX века – внимательный посетитель сможет попутно прочесть еще и множество культурных кодов, заложенных в «волосатой картошке». Здесь же представлен и полуистлевший архив, якобы найденный на чердаке старого деревенского дома в Самарской области, приоткрывает тайну личности его владельца – Ивана Скотинина.

Глубже смешного

Нашлось место и ироничной истории про Казань. Иронизируя на тему тысячелетия, художники сделали плакат, судя по которому под землей у башни Сююмбике еще множество ярусов, которые уходят вглубь едва ли не до мезозойской эры, Так что если хорошо покопать…

Глубже смешного

Далее  совершенно потрясающий проект арт-группы «Город Устинов». Имя бывшего министра обороны СССР, маршала Дмитрия Устинова  носил Ижевск с 27 декабря 1984 года  по 18 июня 1987 года.  Работа группы художников из столицы Удмуртии, само-собой,  на тему автомата Калашникова. На поверхности, прежде всего, лежат пацифистские мотивы, но работа открыта для конструирования смыслов, как в общем-то и все объекты.

Глубже смешного

Вот «убедительные доказательства» того, что все живое произошло от картошки, а вот азбука Козьмы и Демиана, якобы первопечатников и основателей Козьмодемьянска, или опыты скрещивания тюленей и волов и иконостас из Арзамаса-16… Тут же личные инструменты того самого «Революционера Саратова», который «в силу своих политических убеждений и физиологических особенностей» решил переделать город на левый лад. Знакомо, не правда ли?

Глубже смешного

С одной стороны все это очень не похоже на краеведческий музей, однако, если отбросить внешние различия, все становится до боли знакомо. Нечто подобное, может быть с меньшей степенью абсурда,  мы видим едва ли не в любом краеведческом музее.

Когда посетитель вдоволь посмеется над остроумными инсталляциями и арт-объектами, невольно возникнут вопросы.

Глубже смешного

И вопросы, которые ставят художники перед зрителем по-настоящему глубокие. Выставка заставляет задуматься – а что мы в действительности знаем про историю родного края? Не окружены ли мы подобными мистификациями и стереотипами? Как пишется история? Почему люди с такой готовностью принимают простые ответы на сложные вопросы? Какова вообще природа наших знаний?

Жаль, что Мишель Фуко не сможет посетить ее…

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *