Почему в Татарстане уже три года не могут создать хадж-фонд

Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана  Линар Якупов предлагает помочь мусульманам республики накопить деньги на поездку в Мекку

Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана (АИР) Линар Якупов снова заговорил о создании в республике хадж-фонда, помогающего мусульманам накопить деньги на поездку в Мекку и Медину. Предложение прозвучало на инвестиционном форуме Annual Investment Meeting 2014 в Дубае, где находится делегация из Татарстана. Впрочем, о намерении создать хадж-фонд Якупов сообщал ещё три года назад. Дальше намерений дело так и не сдвинулось

«С каждым годом в Татарстане количество людей, выезжающих в хадж, увеличивается, и вопрос создания такого фонда сегодня очень актуален», — цитирует пресс-служба АИР слова Линара Якупова. По его словам, инвестиционный фонд позволял бы людям откладывать средства, а после накопления достаточной суммы – отправиться в хадж.

Почему в Татарстане уже три года не могут создать хадж-фонд

Хадж-фонды работают в исламских странах и позволяют бедным мусульманам откладывать деньги для поездки в Мекку и Медину. Сегодня сумма, необходимая для совершения хаджа, достигает около 150 тысяч рублей, говорит ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин.

В России действует благотворительный фонд содействия развитию паломничества, один из его филиалов работает в Татарстане в Набережных Челнах. По исламским канонам верующему запрещено совершать хадж в долг. Также запрещено использовать для хаджа деньги, полученные в традиционной  банковской системе, которая взимает ссудный процент. Получить комментарии у самого Якупова вчера не удалось.

Впервые о создании хадж-фонда в Татарстане Якупов сказал летом 2011 года после III Международного саммита исламского бизнеса и финансов. В прошлом году Якупов снова поднял вопрос о хадж-фонде. Он описал схему его работы: мусульмане отдают  накопления в фонд, который инвестирует в проекты малого и среднего бизнеса, получает прибыль и возвращает ее вкладчикам. 

Почему в Татарстане уже три года не могут создать хадж-фонд

Финансирование с помощью исламского капитала больше похоже на проектное вложение средств – кредитная организация несет риски вместе с заемщиком, но и прибыль зависит от успешности проекта. «Получается, что банк [или другой финансовый институт] напрямую заинтересован в том, чтобы давать деньги на наиболее эффективные и выгодные проекты», — рассуждает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.

Инвестиции в проекты малого и среднего бизнеса – рискованный вариант вклада средств, считает Эльдар Яхин, эксперт управления исламского банкинга Татагропромбанка и партнёр ИФК «Юмарт Финанс».

Большим спросом у населения сегодня пользуется «исламская ипотека». Работа с недвижимостью – самый лучший вариант для инвестиций на начальном этапе создания фонда, считает Яхин. Основная цель потенциальных паломников — не получить высокий доход, а сохранить и накопить в итоге необходимую сумму для совершения хаджа. Фонд, развивая деятельность по недвижимости, мог бы финансировать покупку жилья населением в виде исламской ипотеки. При этом фонд может оставаться собственником жилья и сдавать его в аренду клиенту с возможностью дальнейшего или параллельного выкупа по модели «убывающая мушарака» (убывающее совладение), заключает Яхин.

Почему в Татарстане уже три года не могут создать хадж-фонд

Мадина Калимуллина, директор департамента экономики Совета муфтиев России, считает, что исламская ипотека — не самый подходящий финансовый инструмент для хадж-фонда на начальном этапе. Для реализации фонда необходимо «существенное финансовое первоначальное вливание капитала», лишь потом можно задумываться о масштабных проектах наподобие «исламской ипотеки». Мухаметшин согласен с ней. Однако проблема первоначального капитала ставит под вопрос появление самих хадж-фондов, говорит он.

Деятельность исламских инвестиционных фондов укладывается в российское законодательство. Единственной проблемой, препятствующей их становлению, может стать мошенничество «со стороны тех, кто будет иметь отношение к этой сфере», считает Ренат Беккин, заведующий кафедрой регионоведения и исламоведения КФУ. На его взгляд, в России не уделяется достаточного внимания этическим вопросам ведения финансовых операций.  Вопросы этики должны находиться в ведении шариатского совета при Духовном управлении мусульман. Наличие людей, способных разбираться и в вопросах мусульманского права, и в бизнесе, будет определять, будут ли существовать исламские финансовые инструменты в России или нет, говорит Беккин.

По мнению Калимуллиной, основная причина низкой активности мусульманского населения России в поддержке создания хадж-фондов — недостаточная зрелость российской уммы. «Не стоит ожидать от них глубокого понимания и следования нормам ислама во всех его аспектах», — говорит она.

Ильнур Ярхамов
Фото: prav.tatarstan.ru

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite