«Золотая Орда»: балет на осколках Империи

Танец живота
Танец живота, кровавые битвы и настоящая любовь в потрясающем спектакле,
основанном на исторических событиях.

Танец живота, кровавые битвы и настоящая любовь в потрясающем спектакле, основанном на исторических событиях.

Все мои знакомые мужчины игнорируют балет с одной и той же аргументацией: «Я не могу смотреть на мужиков в колготках!». Так что, если вы мечтаете сходить в театр под руку со своим бойфрендом, берите билеты на «Золотую Орду». Там солисты одеты в штаны, а не в трико. И это не просто танцы: в постановке активно задействован оперный хор и очень яркие спецэффекты. А ещё на сцене много всевозможного оружия (ятаганов, копий, щитов) и батальных сцен. В общем, это настолько масштабный и зрелищный спектакль, что после него не влюбиться в балет может только самый чёрствый и невосприимчивый к прекрасному человек.

Как понятно из названия, сюжет развивается на необъятных просторах Золотой Орды. Ханы утопают в роскоши, содержат гаремы и ни в чём себе не отказывают. Декорации и костюмы соответствуют, по сравнению с ними даже сказка про Алладина кажется чёрно-белым мультиком. При этом, картинка меняется так быстро, а всё действие настолько динамичное, что в голове постоянно крутится мысль: «Надо же, как красиво снято!». Полное ощущение, будто смотришь блокбастер в кино.

«Золотая Орда»: балет на осколках Империи

Итак, к «царю всея Орды» Тохтамышу возвращается его лучший полководец Мурза. Он в очередной раз всех победил и привёз богатые трофеи. А тут ещё и сынок Нурадин подрос — идеальная пара для дочки хана Джанике. К тому же, они с детства любят друг друга. И жить бы им долго и счастливо, но где вы видели такой балет? Видимо, по негласным правилам театральных либретто без пары смертей постановка считается унылой.

Поэтому в дело вступает злодей — Визирь. Он давно присмотрел Джанику, а ещё раньше — ханский престол. Поэтому для него разлучить влюбленных становится делом государственной важности. Партию Визиря танцевал Нурлан Канетов. И будет преступлением не отметить его актерский талант. Он настолько убедительно сыграл мерзкого, ужасного интригана, что одно его появление вызывало неприятную гримасу на лице и прямую ассоциацию с Гнилоустом из второй части «Властелина Колец». Ведь иногда как бывает: «плохого парня» изображают очень обаятельным, ну вроде Ретта Батлера из «Унесенных ветром». Сидишь и недоумеваешь, почему главная героиня артачится и держится за своего недотёпу, когда тут такой классный злодей. В этом спектакле Канетов  смог передать всю подлость персонажа — предателя, по вине которого распалась в итоге империя.

«Золотая Орда»: балет на осколках Империи

Но и положительные герои были выше всяких похвал. Нурадина и Джанику танцевали молодые, но уже очень знаменитые в балетном мире Кристина Андреева и Олег Ивенко. Я с ними познакомилась два года назад, когда они победили на фестивале «Арабеск». Уже тогда Кристина была невероятно техничной балериной, несмотря на совсем юный возраст. Но то, что она показывает на сцене сейчас, повергает в лёгкий транс.

Вот сцена, где Джаника на балу со своим отцом: легкая, невесомая, озорная девчушка, которая словно забыла, что уже выросла и, как маленькая, прыгает к папе на ручки.

С любимым Нурадином она совсем другая: пластичная, гибкая, как расплавленный воск в его руках, одновременно сексуальная и невинная.

В эпизоде, где её чувств пытается добиться Визирь, Кристина  словно деревянная, ломкая, неподатливая. Ну а на сцене помолвки с ненавистным злодеем она просто настоящая принцесса: вынуждена танцевать для гостей с гордо поднятой головой, но даже сквозь натянутую улыбку видны её печаль и страдания.

«Золотая Орда»: балет на осколках Империи

Перевоплощения похлеще, чем в «Чёрном лебеде» — полная смена образов, манеры и техники исполнения. И главное, в каждом номере она идеально передаёт жесты и характер настоящей восточной девушки. Восторг!

Хореография этого балета тоже приятно радует. Это фьюжн, в котором смешались и классика, и модерн, и татарские народные танцы, и лезгинка. И, конечно, в спектакле про Золотую Орду не могло обойтись без танца живота. Мне, как человеку, восемь лет отдавшему бэллидансу, было очень необычно видеть балерин, исполняющих до боли родные движения. Но получилось интересно и удивительно изящно.

Кордебалет показался во всей красе в очень динамичных, мужских танцах с оружием. В батальных сценах от их сабель летели искры, в буквальном смысле.

Изюминкой спектакля по праву можно назвать танец Павлинов. От его красоты просто перехватывает дыхание, описывать словами бесполезно, это надо видеть.
И, конечно, очень запомнился каждый выход Главного Евнуха. Его роль исполнил артист хора Сергей Хабаров. Он был настолько уморительным и пухлым на фоне балетных, что улыбка появлялась на лице сама собой.

А на фоне всего этого кружит дух хана Батыя, которого сыграл Михаил Тимаев. Он словно  предчувствувует беду, пытаясь уберечь свое государство от распада, предостеречь Токтамыша от необдуманных поступков, но он — лишь дух… И по законам жанра всё должно закончиться плохо.

«Золотая Орда»: балет на осколках Империи

Благодаря интригам Визиря, Мурза ссорится с Токтамышем и просит помощи у Тимура, эмира Самарканда. Тому давно нужен был повод, чтобы двинуться войной на Орду — а тут такой шанс, грех не воспользоваться!

И вот, захватчики врываются во дворец хана прямо во время помолвки Джанике и Визиря. Воины погибают, прекрасных одалисок заковывают в цепи, а Токтамыша лишают престола. Визирь пытается унести с собой невесту, обращаясь с ней примерно так же ласково, как с мешком картошки. Она сопротивляется изо всех сил, и злодей решает: «Так не доставайся же ты никому!» и убивает красавицу. Подоспевший Нурадин, ослепленный горем, пытается отомстить сопернику. Но Визирь, видимо, втайне от всех был крутым ниндзя, поэтому он без труда ранит копьем сына полководца. Пытаясь скрыться с места преступления, он хочет угнать телегу, но тут его застает Мурза. Но и ему, чтобы покарать Визиря, приходится очень постараться.

Эта месть становится лишь каплей в море крови, в которое погрузилась Орда. Финал вообще очень тяжёлый и зрелищный. Мурза сидит на обломках Империи возле распростёртых тел двух влюбленных. Всё охвачено огнем и духом разрушения. А Батыр, опутанный веревками, бредет, волоча за собой арду прямиком в преисподнюю…

А теперь представьте: всю эту грандиозную постановку создавали с нуля. Сначала поэт Ренат Харис написал либретто, проштудировав от и до историческую литературу. Потом, вдохновившись идеей, композитор Резеда Ахиярова написала потрясающую музыку к спектаклю. Целых два года у неё ушло на то, чтобы придумать совершенно новый музыкальный язык, этакий сплав Верди и национальной музыки сквозь призму собственного видения. И, конечно, самую тяжёлую работу пришлось проделать режиссеру Георгию Ковтуну. Он поставил каждый танец, каждый бой, каждую массовую сцену в этом спектакле. И, что просто не укладывается в голове, Ковтун сделал это всего за месяц.
То, что получилось в итоге, достойно поклонения. Просто браво!

Ольга Гоголадзе
Фото: Роман Хасаев
Фоторепортаж с премьеры балета можно посмотреть здесь.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: